Креативность

141

(лат. Сrео - творить, создавать) - способность творить, способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации. Творческие способности могут проявляться в мышлении индивидов, в их трудовой деятельности, в созданных ими произведениях искусства и иных продуктах материальной и духовной культуры. Однако К., по-видимому, не является достоянием исключительно только вида Homo sapiens - скорее всего, эта способность присуща также многим "интеллектуальным" животным, обладающим достаточно развитым перцептивным мышлением, которое позволяет создавать многозначный образный контекст и извлекать из перцептивных образов необходимую для выживания новую когнитивную информацию (знание).

Высокоразвитые приматы (шимпанзе) проявляют удивительную изобретательность и могут сделать своего рода открытие (напр., обнаружить новый прием, позволяющий отделить зерна пшеницы от песка), которое затем получает распространение в стаде. Но только человек способен творить объекты материальной и духовной культуры, и эта его способность развивается в ходе продолжающейся биологической, когнитивной и культурной эволюции Homo sapiens.В психологии 20 в. Был разработан ряд концепций, которые связывали К. Личности с соответствующими способностями - напр., с интеллектуальной способностью адаптировать поведение к изменяющимся условиям с помощью метода проб и ошибок (бихевиоризм), со способностью к продуктивному (гештальт-психология) или дивергентному (Дж.П.

Гилфор) мышлению и т.д. Поскольку предполагалось, что творческий процесс отличается от нетворческого прежде всего итоговым результатом, порождением нового, то в последние десятилетия получили широкое распространение психометрические исследования К., где с помощью соответствующих тестов предпринимались попытки выявить такие качества индивидов, которые можно было бы рассматривать как характеристические для их творческих способностей. Однако, как оказалось, психометрические тесты (тесты на IQ, на К. И т.д.) игнорируют взаимодействие наследственных факторов и факторов окружающей среды. В подавляющем большинстве случаев применительно к исследованию человеческих креативных способностей, по-видимому, невозможно создать четкую экспериментальную ситуацию, которая позволяла бы осуществить с помощью психометрических или биометрических мотивов анализ параметров действий генов в центральной нервной системе.

Необходимо учитывать, что фенотип всегда является результатом сложного взаимодействия генотипа и среды и что генотипы, определяющие творческий потенциал личности, требуют для своего оптимального развития соответствующих внешних условий. Поэтому правомерна постановка вопроса о врожденных креативных способностях индивидов только как о потенциальной возможности творчества, которая в силу многих причин может не реализоваться (напр., из-за неустойчивости как свойства личности).Личностные когнитивные особенности индивидов зависят от того, как их мозг справляется с информацией, как и с помощью каких мыслительных стратегий он ее обрабатывает и насколько он спонтанно активен.Индивидуальные различия в нейрофизиологических параметрах могут проявляться на уровне психики, в психологических различиях.

Напр., лица с быстрым вариантом затылочного a-ритма, который в стандартных условиях практически полностью определяется генетически, по-видимому, значительно превосходят других в абстрактном мышлении и в ловкости движений. Но при этом необходимо учитывать, что между действием генов и физиологическим фенотипом имеет место непрямая связь. Тем не менее было установлено, что креативные способности, как правило, не предполагают высокого уровня "общего интеллекта", а гораздо более тесно коррелируют с "врожденными талантами", со специфическими видами интеллекта - лингвистическим, музыкальным, логико-математическим, пространственным, телесно- кинестатическим, внутриличностным и межличностным (Г. Гарднер). К., видимо, в значительной мере реализуется в неосознаваемых правополушарных мыслительных процессах и стратегиях.

Поэтому конкретное соотношение когнитивных типов мышления в какой-то мере определяет индивидуальные креативные способности людей. Для творческих личностей характерны весьма развитые способности к воображению и эмпатии, т.е. К идентификации своего Я с воображаемыми Я-образами посредством самовнушения. Они спонтанно предпочитают определенные мыслительные стратегии - напр., широко используют аналогии, образы, мыслят оппозициями и отрицаниями (отсюда часто встречающееся название творческого мышления - "мышление двуликого Януса"), прибегая к противопоставлениям даже при решении простых тестовых задач. Исследования также показывают, что для творческих личностей в целом типичен высокий уровень не только когнитивной, но и мотивационной активности.

Они стремятся к автономии, независимости, самоутверждению, которые ведут их к поиску малоизученных или "горячих" проблем, формирующихся областей знания или видов искусств, чтобы именно здесь бросить вызов общепринятым представлениям. Они также оказывают явное предпочтение чему-то элегантному, оригинальному, сочетая это с толерантностью, терпимостью к критике, к двусмысленности, многозначности контекста. Treffert D.A. Extraordinary People. London, 1989. Actualizing talent. A lifelong challenge. Cassell, 1995.И.П. Меркулов.

Значения в других словарях
Креативность

КРЕАТИВНОСТЬ (от лат. Creatio - созидание - сотворение), творческая, созидательная, новаторская деятельность.. ..

Креативность

Сущ., кол-во синонимов. (6). ..

Креативность

- способность к творческому мышлению, творческое, созидательное начало.. ..

Креативность

(англ. Creativity) - творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. К. Рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одаренности (см. Одаренность общая), который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений. Напротив, К. Определяется не столько критическим отношением к нов..

Креативность

(от лат. Сrеаrе. ..

Краус (Кraus) Оскар

(род. 24 июня 1872, Прага – ум. 1942, Лондон) – чеш. Философ. Сторонник философии Франца Брентано, труды которого он издавал. С 1916 по 1938 – профессор в Праге. В своем учении о праве и ценностях он различает эмоциональные оценки и следующие за ними интеллектуальные суждения о ценности. Ценность существует лишь в связи с сознанием. Самостоятельного царства ценности нет. Осн. Произв. «Zur Theorie des Wertes», 1901. «Franz Brentano», 1919. «Wege und Abwege der Philosophie», 1934. «Die Werttheorie..

Крафт (Кraft) Виктор

(род. 4 июля 1880, Вена – ум. ?) – австр. Философ, представитель неопозитивизма, занимался вопросами теории познания, учения о ценностях и систематикой философии. Осн. Произв. «Weltbegriff und Erkenntnisbegriff», 1912. «Die Grundlagen einer wissenschaftlichen Wertlehre», 1937. «Mathematik, Logik und Erfahrung», 1947. «Einfьhrung in die Philosophie», 1949.. ..

Креационизм

(от лат. Creare создавать) – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего. В патристике и схоластике – точка зрения, согласно которой в результате зачатия возникает только тело, душа же создается Богом из ничего и соединяется с телом (см. Традуциониэм).. ..

Крепелин (Кraepelin) Эмиль

(род. 15 февр. 1856, Нейстрелитц – ум. 7 окт. 1926, Мюнхен) – нем. Психиатр и психолог, ученик и друг В. Вундта. Профессор с 1903. Применял в психиатрии методы экспериментальной психологии. Осн. Произв. В пер. На рус. Яз. – «Учебник психиатрии», 1910-1912. См. Также Кречмер.. ..

Дополнительный поиск Креативность Креативность

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Креативность" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Креативность, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 12 символа