Критика Практического Разума
(1788) - одно из трех основных сочинений И. Канта критического периода его творчества. Состоит из предисловия, введения, учения чистого практического разума о началах (аналитика и диалектика чистого практического разума) и о методе заключения. Посвящено этической проблематике. Доказательству существования чистого практического разума и утверждению трансцендентальной свободы.В предисловии и введении очерчивается абрис системы чистого практического разума и подчеркивается значение центрального в ней понятия свободы. В "Аналитике чистого практического разума" рассматриваются практические основоположения, содержащие всеобщее определение воли. Единственным определяющим основанием свободной и доброй воли может служить основной закон чистого практического разума (категорический императив).
"Поступай так, чтобы максима твоей воли во всякое время могла бы иметь также и силу принципа всеобщего законодательства". Моральный закон выражает автономию воли, способность же воли действовать независимо от чувственных склонностей и природной необходимости является для Канта свободой. Уважение к моральному закону есть моральное чувство. Принуждение же к поступкам со стороны разума, или действие согласно закону, исключающее определяющие основания склонности, - долг. Поступки по склонности, сообразные с долгом, Кант называет легальными, а поступки из уважения к закону, по долгу - моральными. Определяя волю нравственным законом, следуя долгу, человек как вещь- в-себе избавляется от господствующей в природе причинности, естественной необходимости и оказывается личностью, свобода которой независима от времен.
Тем самым человек оказывается целью самой по себе, а не средством.В "Диалектике чистого практического разума" рассматривается проблема высшего блага - высшей цели морально определенной воли, которое возможно лишь при соединении добродетели (нравственности) и счастья. Эта связь возможна в силу того, что человек как вещь-в-себе принадлежит сверхчувственному миру, а также в силу трех предположений практического разума-в существовании бессмертия, свободы и бытия Бога, называемых постулатами практического разума. Расширяя посредством постулатов сферу чистого разума в практическом употреблении и утверждая примат чистого практического разума над спекулятивным, Кант, однако, оставляет неизменной сферу чистого разума в спекулятивном (теоретическом) применении.В учении о методе Кант рассматривает способы проникновения законов чистого практического разума в человеческую душу и влияния на ее максимы.
В заключении подчеркивается важность для человека "звездного неба" и "морального закона", бесконечно возвышающего его ценность как интеллигенции через его личность.Рус. Пер. Н. Смирнов (1879), Н.М. Соколов (1897, 2-е изд. 1908. Пер. Отредактирован в изд. Кант И. Соч. В 6т. М., 1965. Т. 5. Ч. 1. Заново отредактирован в изд. Кант И. Соч. В 4 т. На нем. И рус. Языках. М., 1997. Т. 3). Materialien zu Kants "Kritik der praktischen Vernunft". Frankfurt am Main, 1975. Скрипник А.П. Категорический императив Иммануила Канта. М., 1986. Соловьев Э.Ю. И. Кант. Взаимодополнительность морали и права. М., 1993..
Дополнительный поиск Критика Практического Разума
На нашем сайте Вы найдете значение "Критика Практического Разума" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Критика Практического Разума, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 28 символа