Критика Практического Разума

116

(1788) - одно из трех основных сочинений И. Канта критического периода его творчества. Состоит из предисловия, введения, учения чистого практического разума о началах (аналитика и диалектика чистого практического разума) и о методе заключения. Посвящено этической проблематике. Доказательству существования чистого практического разума и утверждению трансцендентальной свободы.В предисловии и введении очерчивается абрис системы чистого практического разума и подчеркивается значение центрального в ней понятия свободы. В "Аналитике чистого практического разума" рассматриваются практические основоположения, содержащие всеобщее определение воли. Единственным определяющим основанием свободной и доброй воли может служить основной закон чистого практического разума (категорический императив).

"Поступай так, чтобы максима твоей воли во всякое время могла бы иметь также и силу принципа всеобщего законодательства". Моральный закон выражает автономию воли, способность же воли действовать независимо от чувственных склонностей и природной необходимости является для Канта свободой. Уважение к моральному закону есть моральное чувство. Принуждение же к поступкам со стороны разума, или действие согласно закону, исключающее определяющие основания склонности, - долг. Поступки по склонности, сообразные с долгом, Кант называет легальными, а поступки из уважения к закону, по долгу - моральными. Определяя волю нравственным законом, следуя долгу, человек как вещь- в-себе избавляется от господствующей в природе причинности, естественной необходимости и оказывается личностью, свобода которой независима от времен.

Тем самым человек оказывается целью самой по себе, а не средством.В "Диалектике чистого практического разума" рассматривается проблема высшего блага - высшей цели морально определенной воли, которое возможно лишь при соединении добродетели (нравственности) и счастья. Эта связь возможна в силу того, что человек как вещь-в-себе принадлежит сверхчувственному миру, а также в силу трех предположений практического разума-в существовании бессмертия, свободы и бытия Бога, называемых постулатами практического разума. Расширяя посредством постулатов сферу чистого разума в практическом употреблении и утверждая примат чистого практического разума над спекулятивным, Кант, однако, оставляет неизменной сферу чистого разума в спекулятивном (теоретическом) применении.В учении о методе Кант рассматривает способы проникновения законов чистого практического разума в человеческую душу и влияния на ее максимы.

В заключении подчеркивается важность для человека "звездного неба" и "морального закона", бесконечно возвышающего его ценность как интеллигенции через его личность.Рус. Пер. Н. Смирнов (1879), Н.М. Соколов (1897, 2-е изд. 1908. Пер. Отредактирован в изд. Кант И. Соч. В 6т. М., 1965. Т. 5. Ч. 1. Заново отредактирован в изд. Кант И. Соч. В 4 т. На нем. И рус. Языках. М., 1997. Т. 3). Materialien zu Kants "Kritik der praktischen Vernunft". Frankfurt am Main, 1975. Скрипник А.П. Категорический императив Иммануила Канта. М., 1986. Соловьев Э.Ю. И. Кант. Взаимодополнительность морали и права. М., 1993..

Значения в других словарях
Критерий

(от греч. Kriterion средство для суждения) – признак, на основании которого производится оценка, средство проверки, -мерило оценки. В теории познания – признак истинности или ложности положения.. ..

Критика

(от греч. Kritike – искусство суждения) – оценка, способность к оценке, проверке, одна из важнейших способностей человека, предохраняющая его от последствий заблуждений и ошибок. Частный случай – критика по отношению к самому себе (самокритика). «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» – названия трех произв. Канта.. ..

Критика Способности Суждения

Одно ИЗ трех основных сочинений И. Канта критического периода его творчества (опубликовано в 1790) наряду с "Критикой чистого разума" и "Критикой практического разума". Состоит из предисловия, введения, критики эстетической (аналитика и диалектика эстетической способности суждения) и телеологической (аналитика, диалектика, учение о методе телеологической способности суждения) способности суждения. Посвящено проблемам телеологии и искусства.В предисловии и введении Кант указывает на основание, св..

Критика Чистого Разума

Одно из трех основных сочинений И. Канта (1781). Во втором издании книги (1787) существенно переработан ряд разделов и введен фрагмент "Опровержение идеализма". "К.ч.р." посвящена определению и оценке источников, принципов и границ научного знания. Состоит из предисловий, введения, трансцендентальной эстетики, аналитики и диалектики чистого разума, а также учения о его методе.Кант преодолевает односторонности рационализма и эмпиризма в трактовке источников знания, утверждая взаимосвязанность чув..

Критика Практического Разума

«КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА». ..

Дополнительный поиск Критика Практического Разума Критика Практического Разума

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Критика Практического Разума" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Критика Практического Разума, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 28 символа