Критика Чистого Разума

115

Одно из трех основных сочинений И. Канта (1781). Во втором издании книги (1787) существенно переработан ряд разделов и введен фрагмент "Опровержение идеализма". "К.ч.р." посвящена определению и оценке источников, принципов и границ научного знания. Состоит из предисловий, введения, трансцендентальной эстетики, аналитики и диалектики чистого разума, а также учения о его методе.Кант преодолевает односторонности рационализма и эмпиризма в трактовке источников знания, утверждая взаимосвязанность чувственного опыта и рациональных структур в научном познании. В "Трансцендентальной эстетике" говорится о необходимом эмпирическом основании познавания - ощущениях, возникающих в результате воздействия объектов на нашу способность восприятия, но в дальнейшем изложении преимущественное внимание уделяется анализу способов "упорядочения", "связывания" эмпирических данных с помощью априорных и субъективных форм чувственного познания - пространства и времени.

Соответственно ощущения, представления и вообще все "феномены", подчиненные субъективным условиям восприятия (пространству и времени), по Канту, не дают подлинного знания об объектах, или "вещах в себе". Последние он объявляет непознаваемыми. Априорный характер Кант приписывает всем формам познания. В "Трансцендентальной аналитике" рассматривается рассудок как способность мыслить, синтезировать, обобщать содержание чувственных представлений посредством априорных понятий - категорий. В основе способности объединять представления лежит "первоначально-синтетическое единство апперцепции". "Подведение" эмпирических созерцаний под категории осуществляется с помощью способности суждения или продуктивной способности воображения.

В "Аналитике основоположений" рассмотрены общие методологические принципы и требования научного познания (принцип каузальности, идея субстанции и др.), которые определяют условия и границы "возможного опыта". В "Трансцендентальной диалектике" исследуется разум, требующий абсолютной завершенности опыта, и дается критика его иллюзий и ошибочных заключений (паралогизм, антиномии, идеал), в которые он впадает, отрываясь от чувственного основания познания и стремясь к познанию сверхчувственного - души, мира как целого и Бога. Кант далек от однозначно отрицательной оценки заблуждений разума и его антиномичности - он видит в этом проявление стремления к неограниченному расширению знания. Идеи разума имеют для естествознания регулятивное, направляющее значение.

Учение об априорных, рациональных структурах и диалектике разума составляет, по Канту, подлинный предмет философии. В "Трансцендентальном учении о методе" определяются методы критического филос. Исследования (дисциплина), его цели, идеал и способы их достижения, рассматривается система предметов чистого разума (сущее и должное) и знаний о них (метафизика природы и нравственности), а также его архитектоника. Краткое изложение "К.ч.р." содержится в "Пролегоменах" (1783).Рус. Пер. М. Владиславлева (1867), Н.М. Соколова (1896- 1897, 1902), Н. Лосского(1907, 1915). См. Также в кн. КантИ. Соч. М., 1964. Т. 3.Шульц И. Разъясняющее изложение "Категории чистого разума". М., 1910. Vaihinger H. Commentar zu Kants Kritik der reinen Vernunft. Stuttgart, 1881 - 1882.

Bd 1- 2. Smith N.K. A commentary to Kant's "Critique of Pure Reason". London, 1930. Materialen zu Kants "Kritik der reinen ernunft". Frankfurt am Main, 1975..

Значения в других словарях
Критика Практического Разума

(1788) - одно из трех основных сочинений И. Канта критического периода его творчества. Состоит из предисловия, введения, учения чистого практического разума о началах (аналитика и диалектика чистого практического разума) и о методе заключения. Посвящено этической проблематике. Доказательству существования чистого практического разума и утверждению трансцендентальной свободы.В предисловии и введении очерчивается абрис системы чистого практического разума и подчеркивается значение центрального в н..

Критика Способности Суждения

Одно ИЗ трех основных сочинений И. Канта критического периода его творчества (опубликовано в 1790) наряду с "Критикой чистого разума" и "Критикой практического разума". Состоит из предисловия, введения, критики эстетической (аналитика и диалектика эстетической способности суждения) и телеологической (аналитика, диалектика, учение о методе телеологической способности суждения) способности суждения. Посвящено проблемам телеологии и искусства.В предисловии и введении Кант указывает на основание, св..

Критицизм

В широком смысле слова методологический подход, восходящий к "критике разума" И. Канта. Ряд филос. Школ 19-20 вв. - эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус), критический реализм, франкфуртская школа, критический рационализм - рассматривают К. Как свою основную ориентацию. Если критический реализм и эмпириокритицизм поясняют смысл К. Аналогиями с кантовской критикой метафизики, а франкфуртская школа - с марксовской критикой буржуазного общества, то критический рационализм специально разрабатывает ..

Критический Рационализм

— направление в европейской (преимущественно англо- и немецкоязычной традициях) философии науки, возникшее на основе пересмотра (нео)позитивистской методологии и представлений о сути знания на основе идей позднегоПоппера связанных прежде всего с универсализацией доктрины фальсификационизма и пересмотром роли разума в познании. Принципиальными для понимания сути K.P. Являются исходные антиисторицистская и критицистская теоретико-методологические установки Поппера. Видными представителями K.P. Явл..

Критика Чистого Разума

«КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА». ..

Дополнительный поиск Критика Чистого Разума Критика Чистого Разума

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Критика Чистого Разума" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Критика Чистого Разума, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 22 символа