Миф

137

(от греч. Mythos - слово, сказание, предание) - сказание, воспроизводящее в вербальной форме архаические верования древних (и современных первобытных) народов, их религиозно-мистические представления о происхождении Космоса, явлениях природы и событиях социальной жизни, деяниях богов, героев, демонов, "духов" и т.д. Традиция исследования М. Восходит к антич. Философии, где сформировалось весьма критическое отношение к антропоморфным верованиям древних. Рассматривая М. Лишь как правдоподобные объяснения, Платон тем не менее нередко использовал их в качестве архаичной формы мысленного эксперимента, которую он противопоставлял рассуждению. Аристотель объяснял появление М. Чувством удивления людей перед необычными явлениями и, по-видимому, также не придавал им серьезного познавательного значения.

В последующие исторические эпохи отношение филос. Мысли к М. Существенно варьировалось - от попыток реанимировать древнюю мифологию и дать философско-теологическую интерпретацию мифологическим образам (неоплатонизм) до просветительской критики (эпикурейцы, скептики), отрицавшей существование божеств и даже находившей прототипы их образов в реальных исторических персонажах прошлого. В эпоху Возрождения антич. М. Служили одним из источников гуманистических идей. Фр. Просветители 17-18 вв. (Б. Фонтенель, П. Бейль, Вольтер, Д. Дидро), напротив, видели в мифологических представлениях лишь проявления предрассудков и суеверий, рассматривали их как результат сознательного обмана со стороны жрецов, заинтересованных в укреплении своего авторитета.

Только в кон. 19 в., благодаря достижениям психологии и социогуманитарных наук, а также все более интенсивным контактам европейцев с первобытными народами, М. Становится объектом специальных исследований, ориентированных на поиск первооснов человеческой культуры.К.-л. Универсальной всеобъемлющей теории М. К настоящему времени не разработано. Однако на протяжении 20 в. Выдвинуто довольно много концепций, где различные аспекты М. - его структура, функции, происхождение, характерная для него бессознательная диалектика развертывания мысли и т.п. - исследуются с различных т.зр. Согласно культурно-исторической теории, разработанной англ. Этнографом и антропологом Дж. Фрэзером, М. Представляет собой воспроизведение в вербальной форме содержания древних ритуалов.

Фрэзер пытался связать многие М. (в частности, т.н. Аграрные) со сменой верховной власти, интерпретируя их как изложение универсального ритуала убийства старого жреца и замены его новым жрецом, обладающим магической силой, которая позволяет обеспечить первобытному коллективу богатые урожаи.Часто полемизировавший с Фрэзером фр. Психолог Л. Леви-Брюль отталкивался от разработанной Э. Дюркгеймом концепции "коллективных представлений" и рассматривал М. Как феномен "пралогического" мышления. Такое мышление подчиняется "закону партиципации" (или сопричастия), который управляет ассоциациями и связями представлений в первобытном сознании и мышлении и предполагает существование различных мистических форм трансляций свойств от одного объекта к др.

Путем соприкосновения, заражения, овладения словом, ритуальных действий и т.д. Согласно Леви-Брюлю, М. Воспроизводит когнитивные особенности "пралогического" мышления, специфику восприятия древними народами пространства и времени, присущие им представления о кругообороте рождения и смерти и т.д.Наряду с культурно-историческим и социально-психологическим подходами в нач. 20 в. Формируется психоаналитическая концепция М., в которой содержание мифологических представлений интерпретируется как результат воспроизведения вытесненных в бессознательное неприемлемых для субъекта мыслей, сексуальных влечений. Согласно З. Фрейду, в основе устойчивых, часто повторяющихся мифологических сюжетов лежит эдипов комплекс (т.е.

Эмоциональные отношения между матерью, отцом и детьми), который порождает чувство вины у победивших сексуальных конкурентов, приводит к обожествлению образа умерщвленного отца и формированию элементарных норм морали. Поскольку содержание бессознательного может проявить себя лишь косвенным образом - в сновидениях, оговорках, забываниях и т.д., то типичные мифологические сюжеты, образы и символы должны совпадать с символикой и сценариями сновидений. Фрейд, в частности, ссылался на сравнительные исследования О. Ранком М. О рождении героя, где центральную роль играет бросание в воду и спасение из воды. Ранк открыл, что это - изображение рождения, которое практически полностью совпадает с аналогичными сценариями сновидений.Однако, как показал британский антрополог Б.

Малиновский, эдипов комплекс и чувство вины не могли возникнуть в матриархальном обществе, где ребенок воспитывался братом матери. Поэтому эта гипотеза Фрейда не может служить универсальным ключом к пониманию истоков М. (и человеческой культуры вообще). Малиновский, в свою очередь, предложил рассматривать М. В неразрывном единстве с ритуалом и древней магией. В силу особенностей архаического мышления М. Одновременно выступает здесь и как ритуал, и как его вербальная репрезентация. Соответственно и ритуал может быть интерпретирован как "единство слова и дела", М. И действия. В первобытных коллективах М. Выполняет важную функцию регулятора социального поведения, он устанавливает связь между прошлым и настоящим, гармонизирует отношения внутри общества и т.д.Психоаналитическая концепция М.

Получила дальнейшее развитие в работах К. Юнга. Он, в частности, предположил, что наряду с индивидуальным бессознательным существует также и более глубинный (идентичный у всех людей) пласт человеческой психики, который он назвал "коллективным бессознательным". Содержащиеся здесь "архетипы" (напр., мифологические образы круга, креста, квадрата, числа четыре и т.д.), по его убеждению, сами по себе непредставимы, пусты и чисто формальны, в них нет ничего, кроме возможности представления, которая дана априори. Содержание М. Сводится к "архетипам", которые как "присутствующая форма", как часть наследственной структуры психологического бытия отражают генетическую и генно-культурную предрасположенность людей к образованию соответствующих мифологических образов и символики сновидений.Под влиянием психоаналитических теорий бессознательного, а также структурной лингвистики - наиболее математизированной в сер.

20 в. Гуманитарной дисциплины - в 1950-х гг. Сформировалась структуралистская концепция М., которая рассматривала его как особым образом структурно упорядоченную форму архаического мышления. К. Леви-Строс впервые высказал и тщательно обосновал ставшую впоследствии классической мысль о том, что М. Как ментальный феномен обладает бессознательной структурой, а различия касаются лишь материала образов, которыми он оперирует. Анализ Леви-Строса (как и ряда исследователей до него) показал, что архаическое мышление довольно активно и свободно манипулирует весьма обширным набором оппозиций, противопоставлений, исходным материалом которых обычно выступают конкретные образы животных, растений, предметов, небесных светил и др.

Природных объектов, а также общие свойства (категории), признаки, форма и т.д. Эти оппозиции, а их корни уходят в древнюю магию, располагаются на различных уровнях сознания и взаимодействуют между собой. Дихотомия сакрального и профанного (божественного и земного) - наиболее универсальная, она пронизывала все сферы мировосприятия древнего человека и определенным образом структурировала все прочие полярные противопоставления, менее универсальные, - напр., космические ("правое - левое", "высшее - низшее", "ночь - день", "жизнь - смерть"), этические ("добро - зло"), этнические ("мы - чужеземцы"), мифологические ("близнецы - антагонисты") и т.д. Поясняя бессознательную диалектику М., Леви-Строс, в частности, отмечал, что М.

Обычно оперирует противопоставлениями и стремится к их постепенному снятию - медиации. Цель М. Состоит в том, чтобы представить логическую модель для разрешения некоего противоречия, что невозможно, если противоречие реально. Это приводит лишь к порождению в его структуре бесконечного числа слоев. М. Будет развиваться как бы по спирали, пока не истощится породивший его интеллектуальный импульс. Пытаясь разрешить исходное противоречие (напр., между "верхом" и "низом"), М. Заменяет его более узкой оппозицией (в данном случае "земля - вода"), а затем еще более узкой и т.д. Противоречие, однако, остается неразрешенным, и поэтому задача М. В конце концов сводится к доказательству верности обоих членов оппозиции. Т.е., если, напр., А отождествляется с сугубо негативной функцией, а В - с позитивной, то в процессе медиации В оказывается способным принимать на себя и негативную функцию.

Т.о., согласно Леви-Стросу, прогрессирующая медиация постепенно ведет к замене более отдаленных и абстрактных полюсов более близкими и конкретными, пока, наконец, не будет найден символический медиатор, семантические ресурсы которого позволят совместить противоположности, что, собственно, и отвечает цели М. - снять исходное противоречие. Среди прочих направлений в исследовании М. Следует отметить концепцию неокантианца Э. Кассирера, рассматривавшего М. Как "символическую форму", а также работы М. Элиаде, в которых было проанализировано характерное для М. Восприятие времени и пространства. В последние десятилетия 20 в. Получили все более широкое распространение и признание эволюционно- эпистемологический и тесно связанный с ним когнитивный подход к М.

Здесь М. Интерпретируется как представленный в вербальной форме феномен архаического, преимущественно пространственно-образного мышления. Эти подходы не только позволяют объяснить структурные особенности М. (напр., наличие здесь оппозиций, обладающих важным символическим значением, присущую М. Бессознательную диалектику разрешения противоречий и т.д.) как результат правополушарных мыслительных стратегий, но и проливают дополнительный свет на когнитивные механизмы мифотворчества, на их связь с верой в сверхъестественное. С позиции этих подходов получают объяснение многие данные, касающиеся М., полученные др. Направлениями, в частности тот факт, что в силу присущей архаическому мышлению магии слова содержание М.

Воспроизводит ритуалы и магический "опыт" первобытных народов. Однако необходимо учитывать, что мир М. Явно не ограничен лишь этими узкими рамками. В качестве источников весьма разнообразных мифологических символов, образов и сюжетов, по-видимому, выступали не только архетипы бессознательного, обнаруживавшиеся в результате применения специальной психотехники, которой весьма эффективно владели жрецы, колдуны и шаманы первобытных обществ, но также и сюжеты сновидений. Характерное для архаического, преимущественно образного мышления абсолютное доверие к показаниям органов чувств, скорее всего, распространялось и на сюжеты, воспринимаемые "наблюдателем" в состоянии сна. Поэтому древний человек верил в реальное существование фигурирующих в сновидениях иллюзорных персонажей, событий, сценариев точно так же, как он верил в реальное существование объектов и событий окружающей среды.

Т.о., наши древнейшие предки первоначально были избавлены от необходимости как-то дифференцировать естественное и сверхъестественное - мир сновидений (как и мир М.) вполне мог представляться им таким же естественным, как и внешний мир, который могли населять "невидимые" в состоянии бодрствования "души" умерших родственников, вождей, животных и т.п., наделенные глубоким сакральным смыслом.Фрейд З. Тотем и табу. М. Пг., 1923. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995. Меркулов И.Л. Когнитивная эволюция. М., 1999.И.П. Меркулов.

Значения в других словарях
Миф

Павел Александрович (псевдоним. Настоящие имя и фамилия Михаил Александрович Фортус) (3.8.1901 — 10.9.1939), советский партийный деятель, историк, доктор экономических наук (1935). Член Коммунистической партии с мая 1917. Родился в Херсонской губернии. Участник Гражданской войны 1918—20. В 1920—21 учился в Коммунистическом университете им. Я. М. Свердлова. В 1923—25 на партийной работе на Украине. В 1925 проректор, с 1927 ректор университета трудящихся Китая им. Сунь Ят-сена (Москва). Одновреме..

Миф

МИФ (от греч. Mythos - предание - сказание), повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы). О происхождении солнца (солярные мифы), луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы). Мифы о жи..

Миф

МИФ (от греческого mythos - предание>, сказание>), 1) повествования о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшие в первобытном обществе. В мифе переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы>. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы). О происхождении Солнца (солярные мифы), Луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы). ..

Миф

Миф для родителей. Жарг. Шк. Шутл. Дневник. ВМН 2003, 86.. ..

Миф

(греч. Mythos). Вымысел, сказочный, баснословный, небывалый герой.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)греч. Mythos. Вымысел, служащий для олицетворения какой-нибудь идеи.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)древнее сказание о языческих божествах.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)предание о..

Миф

См. Анекдот, басня, выдумка, сказка.... ..

Миф

(иноск.) - выдумка, чушь, небывальщина, сказка, намек на сказочные иносказания в лицах, на поверьяСр. Мифическое, баснословное, невероятное, невозможное.Ср. Потомки наши, узнав по описаниям о всех безобразиях, несомненно пред нами творящихся, признают все это за миф.*** Афоризмы.Ср. Рогальская в последнее время совсем оставила свое хлопотливое ремесло, - просить в приемных за мифических сестер и братьев.К.М. Станюкович. Откровенные. 2, 3.Ср. "Для чего мы живем. Жизнь есть миф, мечта. Чревовещани..

Миф

М. Греч. Происшествие или человек баснословный, небывалый, сказочный. Иносказанье в лицах, вошедшее в поверье. Шутники и Наполеона обратили в миф. Иные принимают дьявола за лицо, другие за миф, как олицетворенье зла. Мифический, к мифу относящийся. Мифология ж. Баснословие. Басни веры, по преданию, боговщина. -логичный, -ческий, баснословный, боговщинный. -лог, баснослов.. ..

Миф

М.1) Древнее народное сказание о богах, легендарных героях, о происхождении мира и явлений природы.2) перен. Недостоверный рассказ. Вымысел.. ..

Миф

МИФ -а. М. [от греч. Mythos - сказание, предание]. ..

Миф

-а, м. 1. Древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы. М. О Прометее. 2. Перен. Недо-стоверный рассказ, выдумка. М. О пришельцах. 3. То же, что вымысел (в 1 знач.). Вечная любовь — миф. II прил. Мифический, -ая, -ое.. ..

Миф

Мифа, м. (греч. Mythos). 1. Древнее народное сказание о богах или героях (истор. Лит.). Мифы классической древности. Миф об Антее. Миф о Прометее. Легенда, сказание, как составная часть религиозного исповедания (книжн.). Христианский миф. Миф о воплощении божества. 2. Перен. Что-н. Легендарное, фантастическое, баснословное. Вымысел, выдумка..Его сведения оказались мифом. Это чистейший миф.. ..

Миф

Мифоло́гия – книжные заимствования из греч. Μύθος, μυθολογία, приспособленные к визант. Произношению.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Миф

- (от греч. Mythos слово, речь) -. ..

Миф

(от греч. Mythos предание, сказание). ..

Миф

1. В переводе с греческого означает рассказ илиречь, история, имеющая неизвестное происхождение или в происхождение которой невозможно проверить, но которое является частью традиций культуры или группы. Обычно миф содержит некоторый объяснительный компонент, якобы связывающий исторические события, особенно важные для данной культуры. В Юнгинианской теории мифы стали одним из объектов анализа коллективного бессознательного. 2. Ложное, ничем не подкрепляемое, но широко распространенное убеждение....

Миф

(Myth. Mythos) — непроизвольное коллективное утверждение, основанное па бессознательном психическом переживании (опыте). Современная психология, считал Юнг, должна иметь дело с продуктами бессознательной фантазии, включая мифологические. ..

Миф

— вымышленный рассказ, плод народной фантазии. Отличается от сказки тем, что всегда содержит в себе попытку объяснения явления. От легенды — тем, что в основе его не лежит никакое историческое событие.. ..

Миф

МИФ - форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности. Мифологическое сознание отличается синкретизмом, восприятием картин, рожденных творческим воображением человека, в качестве "неопровержимых фактов бытия" (Лосев). Для М. Не существует грани естественного и сверхъестественного, объективного и субъективного. Причинно-следственные связи подменяются связью по аналогии и причудливыми ..

Миф

- от греческого "muqhoz", "молчание", "тайное предание". Изначально мифами назывались сказания о деяниях богов и подвигах героев, передавшиеся тайно из уст в уста. Мифы имели огромное влияние на формирование древней культуры и религии.. ..

Митин Марк Борисович

(1901-1987) - советский большевистский идеолог и организатор государственной, официальной философской мысли. Окончил философское отделение Института Красной профессуры (1929). Зам. Директора Академии коммунистического воспитания, зам. Директора Института философии, главный редактор журнала "Под знаменем марксизма" (1930-1944), директор Института марксизма - ленинизма при ЦК КПСС (1939-1944), главный редактор журнала "Вопросы философии" (1960-1967), зам. Академика-секретаря отделения философии и ..

Митрохин Лев Николаевич

..

Миф Художественный

..

Мифологическая Школа

Научное направление в фольклористике и литературоведении 19 в., возникшее в эпоху романтизма. Философской основой для М.Ш. Послужила эстетика романтиков Шеллинга и братьев А. И Ф. Шле-гелей. Для них миф был первообразом поэзии, из которой затем развились наука и философия, а мифология являлась первичным материалом для всякого искусства, в ней следует искать "ядро, центр поэзии". Возрождение искусства возможно, согласно учению М.Ш., только на основе мифотворчества. В последствии эти идеи развивал..

Дополнительный поиск Миф Миф

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Миф" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Миф, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 3 символа