Мифологическая Школа

72

Научное направление в фольклористике и литературоведении 19 в., возникшее в эпоху романтизма. Философской основой для М.Ш. Послужила эстетика романтиков Шеллинга и братьев А. И Ф. Шле-гелей. Для них миф был первообразом поэзии, из которой затем развились наука и философия, а мифология являлась первичным материалом для всякого искусства, в ней следует искать "ядро, центр поэзии". Возрождение искусства возможно, согласно учению М.Ш., только на основе мифотворчества. В последствии эти идеи развивали братья В и Я. Гримм, с именами которых в 20-30-е 19 в. Связано окончательное оформление М.Ш. Мифология, по утверждению братьев Гримм, есть форма первобытного мышления, "бессознательно творящего духа", средство объяснения человеком окружающего мира.

Сторонниками М.Ш. Были А. Кун, В. Шварц - в Германии, М. Мюллер - в Англии, М. Бреаль - во Франции, А.Н. Афанасьев, Ф.Н. Буслаев, О.Ф. Миллер - в России. М.Ш. В Европе развивалась в двух направлениях. Этимологическом (лингвистическая реконструкция мифа) и аналогическом (сравнение сходных по содержанию мифов). Представители первого направления (А. Кун, М. Мюллер) объясняли происхождение мифов "солярной теорией" (М. Мюллер), суть которой заключалась в том, что предпосылкой для возникновения мифов считали обожествление солнца и светил, и "метеорологической теорией" (А. Кун), когда первопричину мифов видели в обожествленных силах природы. Ветре, молнии, грозе, буре, вихре. Приверженцем "этимологического" направления в России был Ф.И.

Буслаев, полагавший, что все жанры фольклора возникли из мифа. "Аналитической" концепции придерживались В. Шварц и В. Манхардт, видевшие первопричину мифов в поклонении "низшим" демоническим существам. Взгляды М.Ш. Школы отчасти разделяли А.А. Потебня, А.Н. Пыпин, синтез всевозможных теорий М.Ш. Наблюдается у А.Н. Афанасьева. Мифологическое направление в процессе развития обогащалось теорией литературного заимствования, теорией эвгемеризма (мифологические божества возникли в результате обожествления человеком великих людей), антропологической теорией (теорией самозарождения мифологических сюжетов). Такое многообразие концепций ослабляло эффективность мифологического подхода к произведениям древней словесности. В результате возникла необходимость в некой объединяющем начале, коим стал принцип сравнительно-исторического изучения произведений древнерусской литературы и фольклора.

Таким образом, в процессе развития М.Ш. Формируется школа сравнительной мифологии (А.Н. Афанасьев, О.Ф. Миллер, А.А. Котляревский). Заслуга представителей этой ветви состоит прежде всего в том, что они собрали и исследовали огромное поэтическое наследие русского народа, сделали его предметом всемирного изучения, заложили основы сравнительного изучения мифологии, фольклора и литературы. Существенным недостатком М.Ш. Было стремление найти "мифологический" аналог любому, самому незначительному явлению, герою, поэтому ряд теоретических выводов школы был отвергнут последующими направлениями. В 20 в. В рамках М.Ш. Зарождается "неомифологическая" теория, в основе которой лежало учение Юнга об архетипах. "Неомифологи" сводят многие сюжеты и образы новой литературы к символически переосмысленным архетипам древнейших мифов, отдавая при этом приоритет ритуалу над содержанием мифа.

Новое направление получило широкое распространение в англо-американском литературоведении.Т.Н. Тарасова.

Значения в других словарях
Мифологическая школа

направление в фольклористике и литературоведении 19 в., возникшее в эпоху романтизма. Её философская основа — эстетика Ф. В. Шеллинга и братьев А. И Ф. Шлегелей, воспринимавших мифологию (См. Мифология) как «естественную религию». Для М. Ш. Характерно представление о мифологии как о «необходимом условии и первичном материале для всякого искусства» (Шеллинг), как о «ядре, центре поэзии» (Ф. Шлегель). Мысли Шеллинга и Ф. Шлегеля о том, что возрождение национального искусства возможно лишь при усл..

Мифологическая Школа

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА в фольклористике и литературоведении - сложилась у немецких романтиков в 1-й трети 19 в. (Ф. В. Шеллинг, бр. А. И Ф. Шлегель, бр. В. И Я. Гримм). Выявляла основополагающую роль мифологии в возникновении и развитии фольклора и литературы. Выдвинула проблему народности искусства, заложила основы сравнительно-исторического изучения мифологии, фольклора и литературы. Ср. Ритуально-мифологическая теория.. ..

Мифологическая Школа

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА - научное направление в фольклористике и литературоведении 19 в., возникшее в эпоху романтизма. Философской основой для М.Ш. Послужила эстетика романтиков Шеллинга и братьев А. И Ф. Шле-гелей. Для них миф был первообразом поэзии, из которой затем развились наука и философия, а мифология являлась первичным материалом для всякого искусства, в ней следует искать "ядро, центр поэзии". Возрождение искусства возможно, согласно учению М.Ш., только на основе мифотворчества. В послед..

Миф

(от греч. Mythos - слово, сказание, предание) - сказание, воспроизводящее в вербальной форме архаические верования древних (и современных первобытных) народов, их религиозно-мистические представления о происхождении Космоса, явлениях природы и событиях социальной жизни, деяниях богов, героев, демонов, "духов" и т.д. Традиция исследования М. Восходит к антич. Философии, где сформировалось весьма критическое отношение к антропоморфным верованиям древних. Рассматривая М. Лишь как правдоподобные объ..

Миф Художественный

..

Мифология

(от греч. Mythos - предание, сказание и logos - слово, понятие, учение) - способ осмысления мира на ранних стадиях человеческой истории, фантастические повествования о его сотворении, о деяниях богов и героев. В М. Космос предстает как единое целое, образованное взаимодействием и взаимопревращениями живого и мертвого, сознательного и стихийного, человека и окружающей среды. Это достигалось путем переноса на природу связей и зависимостей, характерных для первобытного общества, т.е. Путем ее одуше..

Михайловский Николай Константинович

(1842-1904) - рус. Публицист, литературный критик, социолог. Учился в Петербургском ин-те горных инженеров. С 1868 - ведущий сотрудник, а затем соредактор жур. "Отечественные записки", фактически являвшегося рупором легального народничества. С нач. 1890-х гг. До конца жизни - соредактор жур. "Русское богатство", идейного выразителя оформившегося в легальном народничестве либерального направления. В кон. 1870-х гг. М. Поддерживал контакты с народовольцами, в конце жизни - с эсерами.В сфере филосо..

Дополнительный поиск Мифологическая Школа Мифологическая Школа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мифологическая Школа" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мифологическая Школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 20 символа