Мифология

185

(от греч. Mythos - предание, сказание и logos - слово, понятие, учение) - способ осмысления мира на ранних стадиях человеческой истории, фантастические повествования о его сотворении, о деяниях богов и героев. В М. Космос предстает как единое целое, образованное взаимодействием и взаимопревращениями живого и мертвого, сознательного и стихийного, человека и окружающей среды. Это достигалось путем переноса на природу связей и зависимостей, характерных для первобытного общества, т.е. Путем ее одушевления. Мифологический образ мира синкретичен. В нем отсутствует четкое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, причины и следствия. Процедуры логического обобщения и доказательства подменяются метафорическим сопоставлением по аналогии, внешнему сходству, сближением разнородных явлений на основе сходного эмоционально-чувственного восприятия.

Тем самым происходит как бы снятие напряженности в отношениях природного хаоса и целенаправленной человеческой деятельности, достигается определенная предсказуемость результатов последней, что закрепляется образованием все более сложных ритуалов, обрядов, стереотипов коллективного поведения. Как архаический способ понимания мира, М. Постепенно уступала место научным, достоверным представлениям о природной и общественной действительности, подчиненным критериям рационалистически-философского знания.В истории проявилась и др. Тенденция. М. Составила материнское лоно, отправную точку для формирования ранних форм религии, а именно т.н. Язычества. М. И религию объединяют многие общие черты - признание иного мира, бога или богов, чудес и знамений, непостижимых человеческому разуму и т.п.

Вместе с тем постепенно выявлялись и существенные различия между ними, все отчетливее выделявшие само качество религиозности, так или иначе отличающееся от свойств фантастичности, сказочности, метафоричности. Религия предполагает не просто веру в сверхъестественный ("небесный", "горний") мир, но и в его решающее влияние на судьбы мира земного. Поэтому в ней практикуется особая технология целенаправленного воздействия на потусторонние силы - то, что называется культом.М. Обнаруживает типологическое сходство с ранними формами религии - магией, фетишизмом, анимизмом, тотемизмом. Языческие боги также не стоят над природой, они действуют внутри равновесного Космоса как олицетворения многочисленных природных и социальных стихий, обеспечивая раз и навсегда установленный порядок мироздания.

Постепенно они все более персонифицируются, получают четкие сферы подвластной им природной и социальной действительности. Среда их обитания поднимается к небу. Происходит размежевание мифологических и религиозных персонажей доминирующего впоследствии теизма. Все более жесткое противопоставление тела и духа, плоти и души, священного и профанного, земного и небесного. Многоликий антич. Пантеон составил исходную основу для развитых форм религии (прежде всего теизма), все более обособляющихся от мифологии и ориентирующихся на последнюю реальность - стоящего над миром трансцендентного всемогущего Бога.Суть этого процесса, совершавшегося в рамках общинно-родовой формации, охарактеризована А.Ф. Лосевым. "Миф не есть религиозный символ, потому что религия есть вера в сверхчувственный мир и жизнь согласно этой вере, включая определенного рода мораль, быт, магию, обряды и таинства, и вообще культ.

Миф же ничего сверхчувственного в себе не содержит, не требует никакой веры. С точки зрения первобытного человека, еще не дошедшего до разделения веры и знания. Речь здесь должна идти не о вере, но о полном отождествлении человека с окружающей его средой, то есть природой и обществом. Не будучи магической операцией, миф тем более не включает в себя никакой обрядности. Магическая операция есть буквальная или субстанциональная реализация мифа. Магия, обряд, религия и миф представляют собой принципиально различные явления, которые не только развиваются часто вполне самостоятельно, но даже и враждуют между собой" (Мифология // Философская энциклопедия. М., 1964. Т. 3).Немаловажно и др. Различие. По мере усложнения и расслоения общества выделяется особый социальный слой профессиональных деятелей (шаманы, колдуны, жрецы, духовенство, священнослужители, равно как и особые социальные ин-ты, прежде всего церковные), претендующих на роль распределителей всемогущей сверхъестественной энергии.

Религиозные ин-ты срастаются с властными государственными структурами, что создает возможность узкие корпоративные интересы отдельных классов и социальных групп выдавать за "общенародные", "национальные" интересы. "Религиозная организация и люди, ее представляющие, в какой-то степени начинают занимать место семьи, племени и roc-ва. Они связывают человека вместо того, чтобы оставить его свободным, и человек начинает поклоняться не Богу, но группе, которая претендует на то, чтобы говорить от его имени. Это случилось во всех религиях" (Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1989).Было бы упрощением свести М. К совокупности наивных и занимательных сказок, постепенно уступающих место научно трезвому взгляду на мир.

Это самоценная, завершенная форма сознания, неотъемлемый культурный генофонд народа, санкционирующий и воспроизводящий традиционные для данного сообщества нормы поведения и духовные ценности.Хотя религия как более жесткая, деспотическая по структуре и организации форма сознания и подавила М., окончательно порвать с ней она не может. Многие религиозные, в т.ч. И теистические, представления по-прежнему толкуются в рамках мифологических образов, традиционных для данного региона. Отсюда древняя проблема "демифологизации" религии, в наше время драматично поставленная Р. Бультманом.М. - не только хранительница коллективной народной памяти, но и постоянно воспроизводимый способ осмысления событий, представляющихся чудесными и непознаваемыми.

Не случайно мифологические конструкции оживают и наполняются предельно современным содержанием в творчестве выдающихся писателей (М. Булгаков, Х.Л. Борхес, Г. Гессе, Дж. Джойс, Т. Манн, Г.Г. Маркес, А. Де Сент- Экзюпери), стремящихся постичь тайны человеческого существования, недоступные холодному разуму.Вся повседневная жизнь современного человека наполнена многочисленными мифами, постоянно культивируемыми массмедиа, не говоря уже о том, что мифотворчество охотно используется профессиональными идеологами для манипуляции массовым сознанием. Достаточно сослаться на официальную М. Нацистской Германии. Больше того, именно сегодня, когда участились конфликты и войны на религиозно- этнической почве, М. Стала существенным компонентом массовой культуры, повелительным мотивом деятельности миллионов и миллионов людей.

На такую опасность обожествления власти, использования антиисторических сказаний, мифов, религиозных представлений указывали поколения гуманистов, скептиков, свободомыслящих, атеистов, отстаивавших идеалы веротерпимости и принцип свободы совести.Токарев С.А. Что такое мифология. // Вопросы религии и атеизма [1] 10. М., 1962. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. М., 1991. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 1994. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.Л.Н. Митрохин.

Значения в других словарях
Мифология

(греч. Mythología, от mýthos — предание, сказание и lógos — слово, рассказ, учение) фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации, как правило, передаваемое в форме устных повествований — мифов, и наука, изучающая мифы. Человеку, жившему в условиях первобытнообщинного строя, основанного на стихийном коллективизме ближайших родственников, были понятны и наиболее близки только его общинно-родовые отношения. Эти отношения он переносил на всё окружающее. Земл..

Мифология

МИФОЛОГИЯ (от греч. Mythos - предание - сказание и ...логия),1) совокупность мифов. Наиболее известны образы мифологии Др. Греции, Др. Индии.2) Наука, изучающая мифы (их возникновение, содержание, распространение).. ..

Мифология

МИФОЛОГИЯ (от греческого mythos - предание>, сказание> и...логия), 1) совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, демонах, духах и др.). Наиболее известны мифологические образы Древней Греции, Древней Индии и др. 2) Наука>, изучающая мифы (их возникновение, содержание, распространение).. ..

Мифология

(общая теория мифов)см. Сравнительная мифология. См. Также ст. Греческая, Индийская, Римская, Славянская и Северная мифология.. ..

Мифология

(греч., от mythos - басня, миф, и logos - слово). Баснословные сказания об языческих богах и героях.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)греч. Mythologia, от mythos, басня, миф, и logos, слово. Сказание об языческих богах.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)наука о мифах, т. Е. О преданиях, содержание которых составляет быт богов. Мифы имеют гром..

Мифология

Одинизм. ..

Мифология

Ж.1) Научная дисциплина, изучающая мифы древних народов.2) Совокупность мифов какого-л. Народа.. ..

Мифология

МИФОЛО́ГИЯ -и. Ж. [от греч. Mythos - предание, сказание и logos - учение]. ..

Мифология

-и, ж. 1. Совокупность мифов (в 1 знач.) какого-н. Народа. Древнегреческая м. Славянская м. 2. Наука, изучающая мифы (в 1 знач.). II прил. Мифологический, -ая, -ое.. ..

Мифология

Мифологии, ж. 1. Совокупность, система мифов. Греческая мифология. 2. Только ед. Наука о мифах. Сравнительная мифология.. ..

Мифология

Содержание понятия.Происхождение М.Специфика М.История науки о мифах.Библиография.СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ. - М. - входящая в систему религии совокупность мифов, т. Е. Сказаний о богах и героях, о сверхъестественных существах и чудесных явлениях и событиях. Реже термин «М.» применяется для обозначения науки о мифах. Попытки объяснить происхождение мифов и веры в них встречаются уже в древней литературе, и работа по изъяснению и толкованию мифов не прекращается до настоящего времени. Особенно много вс..

Мифология

- с первых лет становления психоанализа внимание исследователей было обращено к мифологии, в чем виделся один из путей понимания человеческой психики. В 1926 году Фрейд недвусмысленно утверждал, что знание мифологии необходимо для успешной работы каждого аналитика. Уже в 'Толковании сновидений'. (1900) он использовал миф о Кроне и Зевсе, иллюстрируя универсальность эдипова комплекса. Собственно, само название этого наиболее известного комплекса и стадии детского развития было позаимство..

Мифология

Основные мифы древней Японии собраны в двух национальных эпосах. "Кодзики" ("Записи о деяниях древности"), составленном в 712 г., и "Нихонги" ("Анналы Японии"), относящемся к 720 г. Оба эпоса были составлены по повелению правителей рода Ямато, утвердившихся во власти в VII в. Наиболее известным является эпос "Кодзики". Он состоит из трех частей, или свитков. Мифы первого свитка представляют собой записанные устные народные предания о появлении первых богов на небесах и о сотворении ими Земли. Эт..

Мифология

— совокупность мифов, а также наука, раскрывающая сущность мифа и описывающая многообразие мифических феноменов.. ..

Мифология

(от греч. Mutos - предание, сказание и logos - слово, рассказ) - 1) Фантастич. Представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации. 2) В узком смысле слова - вид устного нар. Творчества. 3) Наука, изучающая мифы и соответствующие им сказания.Человеку, жившему в условиях первобытнообщинного строя, основанного на стихийном коллективизме ближайших родственников, были понятны и наиболее близки только его общиннородовые отношения. Эти отношения он переносил на все окружающее. Земл..

Мифология

МИФОЛОГИЯ (греч. Myphos - сказание и logos - рассказ) - тип функционирования культурных программ, предполагающий их некритическое восприятие индивидуальным и массовым сознанием, сакрализацию их содержания и неукоснительность исполнения. Различают. Классическую М. Как тип культуры, тотально представленный сакрализован-ными программами и базирующийся на архаических формах ментальности, и современную М. Как феномен, представляющий собой вкрапление мифа в немифологическую по своей природе культурную..

Миф Художественный

..

Мифологическая Школа

Научное направление в фольклористике и литературоведении 19 в., возникшее в эпоху романтизма. Философской основой для М.Ш. Послужила эстетика романтиков Шеллинга и братьев А. И Ф. Шле-гелей. Для них миф был первообразом поэзии, из которой затем развились наука и философия, а мифология являлась первичным материалом для всякого искусства, в ней следует искать "ядро, центр поэзии". Возрождение искусства возможно, согласно учению М.Ш., только на основе мифотворчества. В последствии эти идеи развивал..

Михайловский Николай Константинович

(1842-1904) - рус. Публицист, литературный критик, социолог. Учился в Петербургском ин-те горных инженеров. С 1868 - ведущий сотрудник, а затем соредактор жур. "Отечественные записки", фактически являвшегося рупором легального народничества. С нач. 1890-х гг. До конца жизни - соредактор жур. "Русское богатство", идейного выразителя оформившегося в легальном народничестве либерального направления. В кон. 1870-х гг. М. Поддерживал контакты с народовольцами, в конце жизни - с эсерами.В сфере филосо..

Младогегельянцы

См. Гегельянство.. ..

Дополнительный поиск Мифология Мифология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мифология" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мифология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 9 символа