Социология Религии

150

Дисциплина, исследующая взаимоотношения между религией и социальной действительностью. Социологи выделяют три основных типа С.р. Исследование религии как важного аспекта социальной деятельности. Исследование отношений между религией и др. Областями социальной жизни (экономикой, политикой). Исследование религиозных организаций и движений.Хотя С.р. Принадлежит к молодым наукам, сама проблематика отношений религии и общества гораздо старше, и можно говорить о предыстории этой дисциплины. Вопросы о жизни, любви, смерти и т.д. Принадлежат к таким, которые в религиозном плане человек продумывает очень рано в контексте не только собственной жизни, но и жизни сообщества. Начиная с 18 в. Философы, историки, антропологи предпринимают социологическое исследование религии.

О. Конт в своей известной теории трех стадий генезиса относит теологическую стадию к детству. На этой стадии все вещи рассматриваются как результат воздействия сверхъестественных агентов. Эволюционистский подход к религии продолжают Г. Спенсер и Э. Тейлор, предпринявшие попытки проследить развитие религии от анимизма через политеизм к монотеизму. Предварительным этапом С.р. Можно считать марксистские попытки обосновывать каузальную зависимость религии от общества. Религия здесь выступала как орудие в политико-экономической борьбе или предварительная стадия в политическом развитии, отживающая с достижением политической зрелости.Начало собственно социологических исследований религии связывают с именами Э. Трёльча, Э.

Дюркгейма и М. Вебера. Трёльч сочетал деятельность протестантского теолога либерального направления с социологическими исследованиями. Не считая возможным полностью объяснить религиозные феномены в рамках социологии, он исследовал христианство как одну из мировых религий. Человек априорно религиозен, хотя при этом ни одному проявлению религиозной жизни мы не можем приписать качества абсолютности. В работе "Социальные учения христианских церквей" (1912) разработана типология религиозных групп, показано, что и религиозная догматика, и религиозная этика историчны, складываются под влиянием социально-экономических условий своего времени. Для Трёльча важно показать и обратное влияние - как та или иная религиозная идея, претворенная в церковной организации, формирует нормы жизни общества.Дюркгейм исследует религию как реальность саму по себе.

Религиозные представления и символы не являются иллюзиями. Они конституируют общество, они существуют в сознании индивида для того, чтобы препятствовать эгоцентрическим импульсам и дисциплинировать его, давая возможность объективно относиться к внешней реальности. Религиозные представления с их способностью управлять и контролировать личные мотивации - это то, что делает общество возможным. Дюркгейм подчеркивает огромное значение религиозной деятельности для стимулирования позитивного участия индивида в социальной жизни.Вебер, считающийся подлинным отцом С.р., дистанцируется от к.-л. Религиозного учения. В своих исследованиях условий формирования современного общества ("Протестантская этика и дух капитализма").

Он проясняет влияние религиозных установок на экономическую деятельность, не ставя вопрос об истинности или сущности религии. В "Хозяйственной этике мировых религий" также анализируется прежде всего соотношение религиозно-этических принципов и определенных типов ведения хозяйства, речь идет о чистом "составе" религии. Ставится вопрос, как можно обосновать определенный способ европейского культурного развития, в какой мере это связано с развитием религии, особенно религиозной практики. Вебер строит в С.р. Типологию смыслов, как они проявились в истории, показывает, что идеальные предпосылки играют решающую роль в мотивации хозяйственного поведения. С.р. Становится парадигмой веберовской социологии вообще.Новое направление в С.р.

Разработано в трудах Г. Ле Браса, для которого важную роль играет применение эмпирических социологических исследований, включая социографию и статистический анализ, в практической церковной работе. Религия практически отождествляется с христианством, а христианство с церковью. Это направление можно охарактеризовать как церковную социологию, для которой характерен не академический интерес к взаимоотношениям религии и общества, но выбор тематики и методов работы, исходящий из религиозной проблематики современности. Анализ социорелигиозных изменений в контексте тождества религии, церкви и христианства приводит церковную социологию к исследованию проблемы секуляризации. Чаще всего этот процесс оценивается негативно.

Как "полнейшая десакрализация", "исчезновение священного в индустриальном обществе".Амер. С.р. (Т. Парсонс, Р. Мертон) развивалась под влиянием работ Вебера. Мертон в своей работе, посвященной англ. Науке 17 в., показал, что веберовское исследование взаимосвязи протестантизма и капитализма остается плодотворным для социологии, если взаимоотношение религии и хозяйства рассматривать как небольшую часть широкого комплекса вопросов, охватывающих искусство, право, науку и др. Продукты человеческой мысли и деятельности. Тем самым Мертон, исследуя науку, технику и общество Англии 17 в., соединил С.р. И социологию науки. Парсонс построил структурно-функциональную теорию общества. Религия выполняет здесь стабилизирующую функцию в интеграции социальных систем.

В концепции П. Берка также реализуется функционалистский подход к религии. Религия сводится к сумме некоторых видов исторической деятельности, объединенных общими функциями. Эти функции представляют собой интерпретацию бытия и указание смысла человеческого существования.Авторитетными периодическими изданиями по С.р. Считаются два международных жур. "Social Compass. International Review of Socio-Religious Studies" (Лувен, Бельгия) и "Arhives de Sciences Sociales des Religions" (Париж, Франция).Вебер М. Избр. Произв. М., 1990. Социология религии. Классические подходы. М., 1994. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1999. Ч. 1-2. Troeltsch E. Die Sociallehren der christlichen Kirchen und Gruppen. Berlin, 1912. Weber M.

Gesammelte Aufsatze zur Religionssociologie. Bd 1-3. Tubingen, 1920. Wach J. Religionssociologie. Berlin, 1951. Le Bras С Etudes de Sociologie religieuses. Paris, 1955. Mensching G. Sociologie der Religion. Freiburg, 1959. O'Dea T. Sociology and the Study of Religion. New York, 1970. Burke T.P. The Reculant Vision. An Essay in the Philosophy of Religion. Philadelphia, 1974. Mathes J. Religion und Gesellschaft. Freiburg, 1976. Hargrove B. The Sociology of Religion, 1989. C.K. Коначева.

Значения в других словарях
Социология Отношений

См. Учение об отношениях.. ..

Социология Права

Та область социологии, которая, с одной стороны, развивает прагматическую историю права, этнологическую и сравнительную правовую науку, а с другой – использует всеобщую программу эмпирической теории человеческого общества для исследования правовой организации.. ..

Социоматрица

(лат. Societas - общество и лат. Matrix - источник, начало, матка) - специальная социометрическая таблица, в которой в математической и наглядной форме фиксируются результаты научных исследований взаимоотношений людей. С. Как метод, прием и способ регистрации, классификации и представления информации отражает коммуникации, установки, отношения и статус людей в микрогруппах и малых группах, а также статус различных групп и взаимоотношения между ними. В общем виде С, как способ обработки результат..

Социометрический Тест

(социометрия и англ. Test - испытание, исследование) - специальный социометрический метод, прием и способ фиксации, измерения и исследования установок, оценок, предпочтений и желаний людей, проявляемых ими в отношении других людей или групп в процессе социометрического опроса (тестирования). В зависимости от предмета, целей и задач научного исследования, СТ. Проводится по одному или нескольким критериям (в т.ч. По различным разновидностям коммуникативных критериев), посредством которых при анали..

Дополнительный поиск Социология Религии Социология Религии

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Социология Религии" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Социология Религии, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 18 символа