Спиноза (Spinoza, Еspinosa) Бенедикт

108

(Барух) (1632—1677) — нидерландский философ. Родился в Амстердаме в семье купца, принадлежавшего к еврейской общине. Первое образование получил в духовном училище, готовившем раввинов. За увлечение светскими науками и современной ему философией в 1656 на С. Руководителями общины был наложен "херем" (великое отлучение и проклятие). С. Вынужден был покинуть Амстердам. Основные сочинения. "Основы философии Декарта" (1663), "Богословско-политический трактат" (1670), "Этика, доказанная в геометрическом порядке" (1677) и "Трактат об усовершенствовании разума" (1677). В своей онтологии, следуя традиции пантеизма, С. Провозглашает единство Бога и природы, что было им выражено в идее единой, вечной и бесконечной субстанции.

Эта субстанция является причиной самой себя (causa sui), т.е. Она, во-первых, существует сама в себе и, во-вторых, представляется сама через себя. Качественные характеристики субстанции, когда ум представляет себе нечто как ее необъемленное свойство, как сущ- ность субстанции, называются атрибутами. Атрибут имеет с субстанцией одно общее и одно отличительное свойство. Общее свойство состоит в том, что атрибут существует сам в себе (по существу есть сама субстанция), а отличительное — то, что атрибут представляется через другое (через ум). Хотя число атрибутов бесконечно, человеческому уму открываются только два из них — протяженность и мышление. Если Декарт дуалистически противопоставлял протяжение и мышление как две самостоятельные субстанции, то С.

Монистически усматривает в них два атрибута одной субстанции. Бесконечно многообразные вещи чувственного и умопостигаемого мира суть модусы — различные состояния единой субстанции. Модус существует в другом и представляется через другое. Бесконечное множество модусов возникает из необходимости божественной природы. Бог является имманентной причиной модусов как атрибута протяжения, т.е. Вещей чувственного мира, так и атрибуты мышления — вещей умопостигаемого мира. Так что любой модус заключает в себе сущность Бога. Познавая модусы, мы познаем субстанцию. Среди прочих С. Выделяет бесконечные модусы. Бесконечный модус движения и покоя связывает другие модусы атрибута протяжения с субстанцией, мыслимой в этом атрибуте.

Бесконечный модус беспредельного разума (intellectus infmitus) связывает другие модусы атрибута мышления с субстанцией, мыслимой через этот атрибут. В гносеологии С. Выделяет три рода познания. Первый род познания есть познание чувственное, называемое также мнением, или воображением. Этот вид знания дает смутные идеи и зачастую приводит к заблуждению. Второй род познания составляет понимание (intellectio), дающее уже отчетливое представление модусов. К пониманию относится деятельность рассудка (ratio) и разума (intellectus). Третий и высший род — это интеллектуальная интуиция, или непосредственное усмотрение истины. Благодаря интуиции можно постигать вещи под углом зрения вечности, т.е. Рассматривать модусы как формы единой субстанции.

Разделяя позиции математического естествознания и рационалистского метода Декарта, С. Выступает сторонником детерминизма и противником телеологии. Так, признание "конечных причин" наравне с необходимостью С. Называет предрассудком. Ведь если существуют "конечные причины", то, как отмечает С., Бог имел бы стремление к тому, чего у него нет, тогда субстанция оказывается несовершенной. В антропологии С. Отвергает идею свободы воли. Свободной следует считать такую вещь, которая из одной необходимости своей собственной природы определяется сама собой к действию. Но таковой, по определению, является лишь субстанция. Отождествляя свободу с по- знанием, С. Соотносит с понятием субстанции идею "свободной необходимости", совмещающей в себе необходимость и свободу как два момента в субстанции, самораскрывающейся в познании.

Этика С. Строится на том, что человек должен руководствоваться в своей деятельности исключительно разумом. С. Заложил основы научной критики Библии и выдвинул идею интеллектуальной любви к Богу. "познающий себя самого и свои аффекты ясно и отчетливо любит Бога". По утверждению Гегеля, учение С. Является "существенным началом" всякого философствования. [см. Также "Этика" (Спиноза).]А.Н. Шуман.

Значения в других словарях
Спиноза (Spinoza, d'Еspinosa) Бенедикт

Религиозное имя – Барух (род. 24 нояб. 1632, Амстердам – ум. 21 февр. 1677, Гаага) – нидерл. Философ-пантеист. Его предками были евреи – переселенцы из Португалии. Сам он был изгнан из евр. Общины за «страшное ложное учение». При создании своего главного соч. «Этика» (1677) Спиноза последовательно применял метод, созданный Декартом. Только математический способ мышления ведет к истине. Чем больше значит человеческий дух, чем лучше познает он свои собственные силы и порядок природы, тем легче мож..

Спиноза (Spinoza, d'Еspinosa) Бенедикт (Барух)

(1632-1677) - нидер.-евр. Философ. Род. В евр. Общине в Амстердаме. Родители - выходцы из Португалии. Получил фундаментальное иудаистское образование. Одновременно общался с христианами-гуманистами. Большое влияние на него оказал его учитель лат. Языка Ван ден Энден. С 1655 посещал "Тертулиас" - собрания евреев-либертенов (где познакомился с У. Акостой). В 1656 на С. Совершил покушение фанатик-ортодокс. В том же году был подвергнут "великому отлучению" - херему. Вынужденный жить отдельно от общи..

Спиноза (Spinoza, Еspmosa) Бенедикт (Барух)

(1632-1677) - нидерландский философ. Родился в Амстердаме в семье купца, принадлежавшего к еврейской общине. Первое образование получил в духовном училище, готовившем раввинов. За увлечение светскими науками и современной ему философией в 1656 на С. Руководителями общины был наложен "херем" (великое отлучение и проклятие). С. Вынужден был покинуть Амстердам. Основные сочинения. "Основы философии Декарта" (1663), "Богословско-политический трактат" (1670), "Этика доказанная в геометрическом порядк..

Спинозизм

Учение Спинозы и его дальнейшее философское развитие. В Германии спинозизм развивали особенно в 18 в. Лессинг, Гердер, Гёте, Якоби, Шлейермахер, причем символ веры спинозизма («Бог-природа») принял менее рационалистический вид, чем «Deus sive natura» («Бог или природа») Спинозы. Подобное же изменение в эмоционально-волюнтаристском направлении претерпел спинозизм у Фихте, Шеллинга, Шопенгауэра, Фехнера, В. Вундта и др, Как идейное течение спинозизм играл весьма значительную роль во времена нем. Р..

Дополнительный поиск Спиноза (Spinoza, Еspinosa) Бенедикт Спиноза (Spinoza, Еspinosa) Бенедикт

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Спиноза (Spinoza, Еspinosa) Бенедикт" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Спиноза (Spinoza, Еspinosa) Бенедикт, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 36 символа