Спиноза (Spinoza, Еspmosa) Бенедикт (Барух)

90

(1632-1677) - нидерландский философ. Родился в Амстердаме в семье купца, принадлежавшего к еврейской общине. Первое образование получил в духовном училище, готовившем раввинов. За увлечение светскими науками и современной ему философией в 1656 на С. Руководителями общины был наложен "херем" (великое отлучение и проклятие). С. Вынужден был покинуть Амстердам. Основные сочинения. "Основы философии Декарта" (1663), "Богословско-политический трактат" (1670), "Этика доказанная в геометрическом порядке" (1677) и "Трактат об усовершенствовании разума" (1677). В своей онтологии, следуя традиции пантеизма, С. Провозглашает единство Бога и природы, что было им выражено в идее единой, вечной и бесконечной субстанции. Эта субстанция является причиной самой себе (causa sui), т.е.

Она, во-первых, существует сама в себе и, во-вторых, представляется сама через себя. Качественные характеристики субстанции, когда ум представляет себе нечто как ее необъемленное свойство, как сущность субстанции, называются атрибутами. Атрибут имеет с субстанцией одно общее и одно отличительное свойство. Общее свойство состоит в том, что атрибут существует сам в себе (по существу есть сама субстанция), а отличительное - то, что атрибут представляется через другое (через ум). Хотя число атрибутов бесконечно, человеческому уму открываются только два из них - протяженность и мышление. Если Декарт дуалистически противопоставлял протяжение и мышление как две самостоятельные субстанции, то С. Монистически усматривает в них два атрибута одной субстанции.

Бесконечно многообразные вещи чувственного и умопостигаемого мира суть модусы - различные состояния единой субстанции. Модус существует в другом и представляется через другое. Бесконечное множество модусов возникает из необходимости божественной природы. Бог является имманентной причиной модусов как атрибута протяжения, т.е. Вещей чувственного мира, так и атрибуты мышления - вещей умопостигаемого мира. Так что любой модус заключает в себе сущность Бога. Познавая модусы, мы познаем субстанцию. Среди прочих С. Выделяет бесконечные модусы. Бесконечный модус движения и покоя связывает другие модусы атрибута протяжения с субстанцией, мыслимой в этом атрибуте. Бесконечный модус беспредельного разума (intellectus infinitus) связывает другие модусы атрибута мышления с субстанцией, мыслимой через этот атрибут.

В гносеологии С. Выделяет три рода познания. Первый род познания есть познание чувственное, называемое также мнением, или воображением. Этот вид знания дает смутные идеи и зачастую приводит к заблуждению. Второй род познания составляет понимание (intellectio), дающее уже отчетливое представление модусов. К пониманию относится деятельность рассудка (ratio) и разума (intellectus). Третий и высший род - это интеллектуальная интуиция, или непосредственное усмотрение истины. Благодаря интуиции можно постигать вещи под углом зрения вечности, т.е. Рассматривать модусы как формы единой субстанции. Разделяя позиции математического естествознания и рационалистского метода Декарта, С. Выступает сторонником детерминизма и противником теологии.

Так, признание "конечных причин" наравне с необходимостью С. Называет предрассудком. Ведь, если существуют "конечные причины", то, как отмечает С, Бог имел бы стремление к тому, чего у него нет, тогда субстанция оказывается несовершенной. В антропологии С. Отвергает идею свободы воли. Свободной следует считать такую вещь, которая из одной необходимости своей собственной природы определяется сама собой к действию. Но таковой, по определению, является лишь субстанция. Отождествляя свободу с познанием, С. Соотносит с понятием субстанции идею "свободной необходимости", совмещающей в себе необходимость и свободу как два момента в субстанции, самораскрывающейся в познании. Этика С. Строится на том, что человек должен руководствоваться в своей деятельности исключительно разумом.

С. Заложил основы научной критики Библии и выдвинул идею интеллектуальной любви к Богу. "познающий себя самого и свои аффекты ясно и отчетливо любит Бога".А.Н. Шуман.

Значения в других словарях
Спиноза (Spinoza, d'Еspinosa) Бенедикт (Барух)

(1632-1677) - нидер.-евр. Философ. Род. В евр. Общине в Амстердаме. Родители - выходцы из Португалии. Получил фундаментальное иудаистское образование. Одновременно общался с христианами-гуманистами. Большое влияние на него оказал его учитель лат. Языка Ван ден Энден. С 1655 посещал "Тертулиас" - собрания евреев-либертенов (где познакомился с У. Акостой). В 1656 на С. Совершил покушение фанатик-ортодокс. В том же году был подвергнут "великому отлучению" - херему. Вынужденный жить отдельно от общи..

Спиноза (Spinoza, Еspinosa) Бенедикт

(Барух) (1632—1677) — нидерландский философ. Родился в Амстердаме в семье купца, принадлежавшего к еврейской общине. Первое образование получил в духовном училище, готовившем раввинов. За увлечение светскими науками и современной ему философией в 1656 на С. Руководителями общины был наложен "херем" (великое отлучение и проклятие). С. Вынужден был покинуть Амстердам. Основные сочинения. "Основы философии Декарта" (1663), "Богословско-политический трактат" (1670), "Этика, доказанная в геометрическ..

Спинозизм

Учение Спинозы и его дальнейшее философское развитие. В Германии спинозизм развивали особенно в 18 в. Лессинг, Гердер, Гёте, Якоби, Шлейермахер, причем символ веры спинозизма («Бог-природа») принял менее рационалистический вид, чем «Deus sive natura» («Бог или природа») Спинозы. Подобное же изменение в эмоционально-волюнтаристском направлении претерпел спинозизм у Фихте, Шеллинга, Шопенгауэра, Фехнера, В. Вундта и др, Как идейное течение спинозизм играл весьма значительную роль во времена нем. Р..

Спиритизм

(от лат. Spiritus - дух, душа) - убеждение, что существуют родовые или иные духи, способные вступать в общение с человеком. Практика контактов с такими духами. Вера в существование наделенных сознанием и волей объектов, отличающихся от человека и животных, таких как духи природы (духи лесов, озер и т.п.), духи предков, демоны, небесные существа, ангелы, божества и т.п.. ..

Дополнительный поиск Спиноза (Spinoza, Еspmosa) Бенедикт (Барух) Спиноза (Spinoza, Еspmosa) Бенедикт (Барух)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Спиноза (Spinoza, Еspmosa) Бенедикт (Барух)" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Спиноза (Spinoza, Еspmosa) Бенедикт (Барух), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 43 символа