Стёпин Вячеслав Семенович

101

(р. 1934) - специалист в области теории познания, философии и методологии науки, философии культуры, истории науки. Доктор филос. Наук (1975), проф. (1976), академик РАН (1994). Окончил отделение философии исторического факультета Белорусского государственного ун-та (1956) и аспирантуру по философии того же ун-та (1959). Преподавал в Белорусском политехническом ин-те, с 1974 - на кафедре философии гуманитарных факультетов Белорусского ун-та, в 1981-1988 - зав. Кафедрой. В 1987-1988 - директор Ин-та истории естествознания и техники АН СССР. С 1988 - директор Ин-та философии АН СССР (РАН), одновременно зав. Кафедрой филос. Антропологии филос. Ф-та МГУ. Заслуженный проф. МГУ, почетный доктор ун-та г. Карлсруэ (ФРГ). Автор большого числа научных работ, в т.ч.

17 монографий. Председатель редакционного совета серии "Из истории отечественной философской мысли", издающего труды рус. Философов. Организатор и руководитель крупных совместных проектов с зарубежными ун-тами и научными центрами (США, ФРГ, Франции, Китая) по проблемам философии науки и техники, глобализации и базисных ценностей культуры.Внес существенный вклад в исследование проблем методологии науки и теории познания. В 70-80-е гг. С. Была разработана перспективная концепция структуры и генезиса научной теории, имеющая широкий круг приложений в методологии естественных и технических наук. Была открыта и описана ранее не изученная операция построения теории (конструктивного введения теоретических объектов), что позволило решить проблему формирования в составе теории парадигмальных образцов решения задач.

В рамках этой концепции С. Раскрыл структуру оснований науки (научная картина мира. Идеалы и нормы исследования. Филос. Основания), показал их взаимосвязь с теориями и опытом, их функции в научном поиске. Анализ динамики оснований науки позволил выявить конкретные механизмы воздействия социокультурных факторов на формирование стратегий научного исследования.С. Исследовал также функции мировоззренческих универсалий культуры, их роль в трансляции исторического опыта, воспроизводства образа жизни и особенностей цивилизационного развития. Проанализировал соотношение универсалий культуры и филос. Категорий, выясняя механизмы генерации в культуре новых категориальных структур, обеспечивающих понимание различных типов системных объектов.

Разработал концепцию типов цивилизационного развития и типов научной рациональности, возникающих на разных стадиях этого развития.В фундаментальной монографии "Теоретическое знание" С. Проанализировал возникновение и развитие в культуре ее особого феномена - теоретического знания. Выявил типы и структуру теоретических знаний, а также механизмы порождения теорий. Показал, что эти механизмы исторически развиваются, зависят от типов системных объектов, осваиваемых наукой, а также от особенностей присущих той или иной культуре ценностей. Анализ проведен на конкретном материале истории естественных и социальных наук. Особое внимание уделено современным способам и формам теоретического освоения мира и его судьбам на переломном этапе развития цивилизации.Современный позитивизм и частные науки.

Минск, 1963. Методы научного познания. Минск, 1974 (в соавт.). Становление научной теории. Минск, 1976. Природа научного познания. Минск, 1979. Идеалы и нормы научного исследования. Минск, 1981 (редактор-составитель, соавтор). Основания научного поиска и научные революции // Вопросы философии. 1985. № 7. О прогностической природе философского знания (философия и наука) // Вопросы философии. 1986. № 4. Становление теории как процесс открытия // Природа научного открытия. М., 1986. Системность теоретических знаний и процедуры конструктивного обоснования науки // Теория и метод. М., 1987. Введение в философию. В 2 ч. (в соавт.). Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. № 10. Научная рациональность в человеческом измерении // О человеческом в человеке.

М., 1991. Перспективы цивилизации. От культа силы к диалогу и согласию // Этика ненасилия. М., 1991. Философская антропология и история науки. М., 1992. Философская антропология. Очерк истории // Философские исследования. 1994. № 2 (в соавт). Философия и образы будущего // Вопросы философии. 1994. № 6. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994 (в соавт.). Философия науки и техники. М., 1996 (в соавт.). Эпоха перемен и сценарии будущего. М., 1996. Цивилизационный выбор России и сценарии мирового развития // Стратегия развития России в третьем тысячелетии. М., 1998. Устойчивое развитие и проблема ценностей // Техника, общество и окружающая среда. М., 1998. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.

Ideal and Research as Aspects of Scientific Tradition // World Futures. New York, 1991. V. 34..

Значения в других словарях
Степин Вячеслав Семенович

СТЕПИН Вячеслав Семенович (р. 1934) - российский философ, академик РАН (1994). Труды по теории познания, философии и истории науки, философской антропологии.. ..

Стационарный

(лат. Stationarius неподвижный) – остающийся на месте, постоянный.. ..

Степанянц Мариэтта Тиграновна

(р. 1935) - специалист в области истории вост. Филос. Традиций. Окончила вост. Факультет МГИМО (1959). Доктор филос. Наук (1974), проф. (1983). С 1959 работает в Ин-те философии АН СССР (РАН), с 1980 возглавляет сектор вост. Философии. В 1980-1994 - проф. Дипломатической академии МИД, в настоящее время преподает в Государственном ун-те гуманитарных наук (ГУГН). Член Исполкома Международного общества по изучению инд. Философии, член редколлегий трех зарубежных жур., в т.ч. "Philosophy East and We..

Степин Вячеслав Семенович

(р. В 1934) — российско-белорусский философ и организатор науки. Доктор философских наук (1976). Профессор (1979), зав. Кафедрой философии Белгосуниверситета (1981 — 1987), директор Института истории естествознания и техники (Москва) (1987—1988), чл.-корр. АН СССР (1987), директор Института философии АН СССР (с 1988). Академик РАН (1994). Иностранный член Академии наук Беларуси (1995) и Украины (1999). Почетный академик Международной академии науки, образования и технологического трансфера (ФРГ)..

Степун Федор Августович

(1884-1965) - философ, историк-культуролог, писатель. Ученик В. Виндельбанда (Гейдельберг, 1902-1910), последователь баденской школы неокантианства, один из основателей международного журнала по философии культуры "Логос", сотрудничал также в таких изданиях, как "Труды и дни", "Русская мысль", "Северные записки", "Студия", "Маски", "Инвалид", газетах правых эсеров "Возрождение" и "Сын отечества". Докторская диссертация была посвящена историософии B.C. Соловьева (Leipzig, 1910), но общую интенцию..

Дополнительный поиск Стёпин Вячеслав Семенович Стёпин Вячеслав Семенович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Стёпин Вячеслав Семенович" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Стёпин Вячеслав Семенович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 25 символа