Сухраварди (ас-Сухраварди) Шихаб Ад-дин Йахйа Ал-мактул

127

(1155-1191) - иран. Суфий, философ-мистик, создатель учения "об озарении" ("ишрак"), написал ок. 20 сочинений на араб. И персид. Языках. Имел почетные титулы "Шейх аль-ишрак" ("Учитель озарения") и "аль-Мактул" ("Убиенный"). Последнее прозвище получил в связи с обвинением в вольнодумстве, прошиитской пропаганде и прочих "заблуждениях", за что был казнен по приказу Салах ад-дина (Саладина). Последователи С. Именовали его также "мучеником за веру" (аш-шахид). Он получил хорошее образование, изучил философию Ибн Сины (Авиценны) и его последователей, испытал сильное влияние зороастризма и широко применял его символику и ангеологию. Для обозначения световых эманации различного уровня пользовался образами, взятыми из Авесты.

Так, высшая световая эманация, в терминологии Авиценны "Перворазум", у С. Носило имя зороастрийского архангела Бахмана. Бытие он рассматривал как совокупность световых эманаций разной интенсивности. В своем учении, полемизируя с Ибн Синой и др. Вост. Перипатетиками, он отстаивал преимущества мистической интуиции (заук) и божественного откровения (кашф) и в то же время высоко оценивал значение филос. Наук как необходимой ступени к достижению "озарения". Его филос. Система рассматривается как оригинальное синкретическое учение, в котором соединены идеи неоплатонизма, исмаилизма (одно из направлений шиизма), зороастрийской мифологии, вост. Перипатетизма и суфизма. Необходимо отметить, что он не был практикующим суфием.

В основе его синкретизма лежала идея о том, что во все времена в мире пребывала некая высшая мудрость, единая для всех религий и народов. С. Отказывал в исключительности к.-л. Одной религии.Ишракитская (иллюминационистская) доктрина С. Знаменовала собой поворот классической мусульманской философии от последовательного рационализма к такой форме философствования, в которой доминируют эпистемология и аскетическая практика, т.е. Духовное очищение и аскетизм стали обязательным условием филос. Рассуждений и постижения истины. Это был новый подход, т.к. Суфии отвергали рационализм вост. Перипатетиков, которые, в свою очередь, отвергали суфизм. Философия озарения, разработанная С. И его школой, оказала сильное влияние на традиционную мудрость Ирана (особенно исфаханскую школу), где она пользовалась особой популярностью.

Его учение сыграло большую роль в формировании филос. Взглядов Садр ад-дин аш-Ширази (муллы Садра) (ум. 1640). Влияние теософии С. В Индии достигло своего апогея в правление Акбара.Его идеи нашли своих последователей в Турции и Сирии. Die Philosophie der Erleuchtung nach Suhrawardi. Halle. Saale, 1912. Three treatises on mysticism. Stuttgart, 1935;Teheran, 1946. Opera metaphysica et mystica. V. 1. Istanbul, 1945. V. 2. Teheran. Paris, 1952. Corbin H. Les motifs zoroastriens dans la philosophie de Sohrawardi. Мантик ат-талвихат. Тегеран, 1955..

Значения в других словарях
Суррогат

(от лат. Surrogates – поставленный взамен) – заменитель, эрзац. В переносном смысле употребляется для обозначений неполноценных психических качеств.. ..

Суфизм

(араб. Ат-тасаввуф) - мистико-аскетическое течение в исламе. Слово "суфий" восходит к араб. Слову "суф" (грубая шерсть). Суфиями первоначально называли тех мусульманских мистиков, которые носили одежду из грубой шерсти как символ самоотречения и покаяния. Основными составляющими С. Принято считать аскетизм, подвижничество и мистицизм. С. Как широкое идейное течение охватил литературу (поэзию), искусство (музыку), философию, историю и народную культуру. Принцип "универсальности" был одним из осно..

Сущее

Категория онтологии, чаще всего употребляющаяся в современной философии для обозначения как всей совокупности имеющихся наличных вещей, животных, растений, людей, так и для каждой отдельной вещи. Иногда слово "С." употребляется как синоним "бытия", иногда (у М. Хайдеггера) как нечто противоположное бытию.В разные исторические эпохи С. Интерпретировалось различным образом.В античности оно включало в себя не только человека и наличные предметы, но и богов, к С. Относились и судьба в виде рока, и к..

Существование

(позднелат. Ex(s)istentia, от лат. Ex(s)isto - существую) - филос. Категория, выражающая одно из фундаментальных свойств бытия. Во многих учениях С. Является синонимом бытия. Впервые термин "С." появился в схоластической философии в паре противоположностей С. - сущность (экзистенция и эссенция). С. (наличное бытие) - это просто грубый факт, "нечто есть", т.е. Наиболее общий аспект в существующем. Напр., наличное бытие человека означает, что он просто есть. Все остальное - возраст, поведение, хар..

Дополнительный поиск Сухраварди (ас-Сухраварди) Шихаб Ад-дин Йахйа Ал-мактул Сухраварди (ас-Сухраварди) Шихаб Ад-дин Йахйа Ал-мактул

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сухраварди (ас-Сухраварди) Шихаб Ад-дин Йахйа Ал-мактул" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сухраварди (ас-Сухраварди) Шихаб Ад-дин Йахйа Ал-мактул, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 55 символа