Сухраварди (ас-Сухраварди) Шихаб Ад-дин Йахйа Ал-мактул
(1155-1191) - иран. Суфий, философ-мистик, создатель учения "об озарении" ("ишрак"), написал ок. 20 сочинений на араб. И персид. Языках. Имел почетные титулы "Шейх аль-ишрак" ("Учитель озарения") и "аль-Мактул" ("Убиенный"). Последнее прозвище получил в связи с обвинением в вольнодумстве, прошиитской пропаганде и прочих "заблуждениях", за что был казнен по приказу Салах ад-дина (Саладина). Последователи С. Именовали его также "мучеником за веру" (аш-шахид). Он получил хорошее образование, изучил философию Ибн Сины (Авиценны) и его последователей, испытал сильное влияние зороастризма и широко применял его символику и ангеологию. Для обозначения световых эманации различного уровня пользовался образами, взятыми из Авесты.
Так, высшая световая эманация, в терминологии Авиценны "Перворазум", у С. Носило имя зороастрийского архангела Бахмана. Бытие он рассматривал как совокупность световых эманаций разной интенсивности. В своем учении, полемизируя с Ибн Синой и др. Вост. Перипатетиками, он отстаивал преимущества мистической интуиции (заук) и божественного откровения (кашф) и в то же время высоко оценивал значение филос. Наук как необходимой ступени к достижению "озарения". Его филос. Система рассматривается как оригинальное синкретическое учение, в котором соединены идеи неоплатонизма, исмаилизма (одно из направлений шиизма), зороастрийской мифологии, вост. Перипатетизма и суфизма. Необходимо отметить, что он не был практикующим суфием.
В основе его синкретизма лежала идея о том, что во все времена в мире пребывала некая высшая мудрость, единая для всех религий и народов. С. Отказывал в исключительности к.-л. Одной религии.Ишракитская (иллюминационистская) доктрина С. Знаменовала собой поворот классической мусульманской философии от последовательного рационализма к такой форме философствования, в которой доминируют эпистемология и аскетическая практика, т.е. Духовное очищение и аскетизм стали обязательным условием филос. Рассуждений и постижения истины. Это был новый подход, т.к. Суфии отвергали рационализм вост. Перипатетиков, которые, в свою очередь, отвергали суфизм. Философия озарения, разработанная С. И его школой, оказала сильное влияние на традиционную мудрость Ирана (особенно исфаханскую школу), где она пользовалась особой популярностью.
Его учение сыграло большую роль в формировании филос. Взглядов Садр ад-дин аш-Ширази (муллы Садра) (ум. 1640). Влияние теософии С. В Индии достигло своего апогея в правление Акбара.Его идеи нашли своих последователей в Турции и Сирии. Die Philosophie der Erleuchtung nach Suhrawardi. Halle. Saale, 1912. Three treatises on mysticism. Stuttgart, 1935;Teheran, 1946. Opera metaphysica et mystica. V. 1. Istanbul, 1945. V. 2. Teheran. Paris, 1952. Corbin H. Les motifs zoroastriens dans la philosophie de Sohrawardi. Мантик ат-талвихат. Тегеран, 1955..
Дополнительный поиск Сухраварди (ас-Сухраварди) Шихаб Ад-дин Йахйа Ал-мактул
На нашем сайте Вы найдете значение "Сухраварди (ас-Сухраварди) Шихаб Ад-дин Йахйа Ал-мактул" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сухраварди (ас-Сухраварди) Шихаб Ад-дин Йахйа Ал-мактул, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 55 символа