Суфизм

135

(араб. Ат-тасаввуф) - мистико-аскетическое течение в исламе. Слово "суфий" восходит к араб. Слову "суф" (грубая шерсть). Суфиями первоначально называли тех мусульманских мистиков, которые носили одежду из грубой шерсти как символ самоотречения и покаяния. Основными составляющими С. Принято считать аскетизм, подвижничество и мистицизм. С. Как широкое идейное течение охватил литературу (поэзию), искусство (музыку), философию, историю и народную культуру. Принцип "универсальности" был одним из основных в С. Суфием мог стать представитель практически любого религиозного направления в исламе, сторонник любой юридической школы, крестьянин или ремесленник, воин или книжник, представитель знати. Поэтому среди суфиев встречаются такие тонкие психологи, как Мухасиби (ум.

857). Всемирно известные писатели и поэты. Абдалла аль-Ан-сари (ум. 1089), Санаи (ум. Ок. 1190), Фарид ад-дин Аттар (ум. Ок. 1220), Джелал ад- дин Руми (ум. Ок. 1273). Известные авторитеты суннитского ислама. Аль-Газали, Ибн Таймия (ум. 1328). Философы. Ас-Сухраварди и Ибн Арабы. С. Далеко не всегда совпадает с личными историями самих суфиев, которые обращались к С. А затем "уходили", порывали с ним, бессильные изменить общий ход его развития. Не принадлежащий ни одной из стран, а распространившийся от Гибралтара до Инда, С. Оказался целой эпохой в развитии литературы и философии стран мусульманского Востока. Время начала распространения С. - пер. Пол. 8 в., апогей его расцвета в разных регионах Ближнего и Среднего Востока датируется по-разному.

Период его становления - 8-10 вв. - характеризуется резкой критикой существующих порядков и господствующей идеологии. 11 в. - период широкого распространения С. От Нила до Евфрата, эра его систематизации. Одним из первых, кто пытался сформулировать целостную доктрину С. Был аль-Кушейри (ум. 1072). В этот период социально- религиозная направленность течения С. Получает систематизированное доктринальное оформление. В 12 в. С. Становится популярным во всех сферах общества. Нередки случаи обращения в С. Суннитских авторитетов. Начинают формироваться суфийские ордена. По принципам учения известного суфия Абд аль-Кадира аль-Джилани (ум. 1166) создается орден "Кадарийа". Зарождается суфийская литература (Санаи, ум. 1190). 13- 15 вв. - период расцвета суфийских орденов, в частности ордена "Мевлевийа", в основе которого лежат принципы знаменитого поэта Джелал ад-дина Руми.

С именем Руми связывается и начало расцвета суфийской литературы.Этот период в целом характеризуется примиренческой позицией по отношению к правящим династиям. Однако своеобразная "социальная отчужденность" продолжает оставаться, что особенно ярко прослеживается в суфийской литературе. Суфийская теория и практика предполагала уход от реальной жизни, пассивное отношение к миру. Люди, обратившиеся к С. Считали, что мирская жизнь лишена красоты и радости, справедливости и свободы, что возможности человека крайне ограниченны, поэтому следует отказаться от мирских дел и вступить на путь аскетизма и поисков "лучшего мира". Они глубоко чувствовали природу "зла" и возвели его во внеисторическую силу. Они придали критике и отрицанию всего земного абсолютное значение.

Истолкование зла и человеческих страданий как неизбежных на этой земле приводило к идее поиска "истинного мира любви". Поскольку в реальных земных условиях невозможно осуществление социального идеала "господства любви и добра", "праведный мир" переносился на небеса. Небесная гармония подменяла земную.Суфийское учение о непосредственном общении верующего с Богом способствовало религиозному рвению масс. Недаром в качестве основоположений суфийской теории и практики выделялись "молитва" и "подвижничество". Видимо, не следует переоценивать пренебрежительного отношения С. К ряду предписаний шариата на ранних этапах его развития, т.к. Реакция на такие факты со стороны большинства самих суфиев была весьма негативной.

Основой сближения С. И суннитского догматизма был иррационализм. Мистицизм, являющийся составной частью любой религии, не отделял, а, наоборот, сближал С. С традиционализмом (салафизмом). Неслучайно один из систематизаторов С. Абдалла аль-Ансари и такой крупный теоретик, как Абд аль-Кадир Джилани, рассматривались как ханбалиты и ярые противники калама. С. В течение определенного времени был вплетен в ткань традиционализма и ассоциировался с самой традиционной наукой - хадисоведением, а также был связан с фикхом (мусульманское право). В суфийской практике руководство со стороны суфийского шейха и следование его примеру в жизни было обязательным. Поэтому не следует переоценивать т.н. Отрицание посредников между Богом и верующим, приписываемое "еретическому" С.

Необходимо учитывать, что в исламе нет ин-та церкви и поэтому значение учения о непосредственном общении верующего с Богом для реалий ислама не столь существенно. Оппозиционность С. На протяжении всей его истории во многом объяснялась недовольством социальными порядками, коррупцией и стяжательством правителей и их приближенных. Суфии исходили из идеализированных норм социальной жизни Мединского гос-ва времен Пророка. Их учение о равенстве людей перед Богом во многом отражало исламские традиционные идеи. Взаимопомощь всех членов общины, требование к имущим оказывать помощь бедным, категорическое запрещение рибы (ростовщического процента), призыв к справедливости и т.д.Социальная критика С. Базируется на религиозно-утопическом учении о переустройстве общества, которое связывалось с религиозно-нравственным самосовершенствованием.

Ответом на несправедливости этого мира стали аскетизм, мистицизм и политический квиетизм. Мистическая концепция единения с Богом рассматривалась как направленная на достижение "лучшего" и "справедливого мира". Ориентация на индивидуальное бытие человека приводила к созданию множества психологических систем, имеющих в виду самоусовершенствование человека. Суфийский мистицизм таил в себе и опасность для традиционалистов.Учитывая, что С. Не есть нечто цельное, единое и законченное, следует отметить, что в нем можно выделить несколько религиозно-филос. Концепций единения с Богом, напр., экзистенциально-онтологическую (аль-Халладж), гносеологическо- теоретическую (аль-Газали), иллюминативную (Шихаб ад-дин ас-Сухраварди), учение о единстве бытия (Мухйи-ад-дин Ибн Араби).

Разумеется, в мировоззрении суфиев не могли не доминировать религиозные принципы миросозерцания и мироощущения, однако большую роль сыграли принципы поэтического и психологического мировосприятия. Особенность С. Связана в первую очередь с особенностью метода, на основе которого суфии пытались решить мировоззренческие проблемы. Их метод должен был позволить охватить всю действительность в ее целостности, а человека - в его целокупности. Мир, как и человека, нельзя разложить на части. Постигнуть их можно только через интуицию, озарение. Своеобразие метода предопределило и особенности философствования. Символика, аллегория, "тайное знание". Своеобразие метода позволяло зашифровать полноту и конкретность жизни и было связано с признанием господства в мире иррационального начала, постигаемого в божественной любви.Афифи А.

Ал-Маламатийа ва-с-суфийа ва ахл ал-футувва. Каир, 1945. Ибн Араби. Расаил. Т. 1-2. Хайдарабад, 1961. Он же. Фусус. Он же. Ал-Футухат. Он же. Мекканские откровения. СПб., 1995. Бертельс Е.Э. Суфизм и суфийская литература. 1965. Хилая Ибрахим. Ат-Тасаввуф ал-ислами байна-д-дин ва-л-фалсафа. Миср, 1975. Аль-Газали. Воскрешение наук о вере. М., 1980. Аль-Газали. Мишкат ал-анвар. Каир, 1983. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М., 1987. Смирнов А.В. Великий шейх суфизма. Опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби. М., 1993. Крымский А.Е. Очерк развития суфизма до конца III в. Хиджры. СПб., 1995. Nicholson R.A. The Mistics of Islam. London, 1914. Arberry. Sufism. An Account of the Mistics of Islam. London, 1963. H.C. Кирабаев.

Значения в других словарях
Суфизм

[от араб. Суфи, буквально — носящий шерстяные одежды (суф — шерсть, грубая шерстяная ткань, отсюда — власяница как атрибут аскета). По мнению Бируни, от греч. Sophós — мудрец (вероятно, искусственная этимология)], мистическое течение в Исламе (как Шиизме, так и Суннизме), зародившееся в 8 в. На территории современного Ирака и Сирии. В разные эпохи С. Был распространён от северо-западной Африки до северных окраин Китая и Индонезии. В целом для С. Характерны следующие черты. Сочетание идеалистиче..

Суфизм

СУФИЗМ (от араб. Суф - грубая шерстяная ткань - отсюда - власяница как атрибут аскета), мистическое течение в исламе. Возникло в 8-9 вв., окончательно оформилось в 10-12 вв. Для суфизма характерно сочетание метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию Бога (в интуитивных экстатических озарениях) и слиянию с ним. Оказал большое влияние на арабскую и особенно персидскую поэзию (Санаи, Аттар, Джалаледдин Руми).. ..

Суфизм

СУФИЗМ (от арабского суф - грубая шерстяная ткань, отсюда - власяница как атрибут аскета), мистическое течение в исламе. Возникло в 8-9 вв. Для С. Характерны сочетание метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении к познанию Бога и слиянию с ним. Под влиянием учения суфий-ского братства Накшбандия сформировался мюридизм.Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Суфизм

СУФИЗМ (от арабского суф - грубая шерстяная ткань, отсюда - власяница как атрибут> аскета), мистическое течение в исламе. Возникло в 8 - 9 вв., окончательно оформилось в 10 - 12 вв. Для суфизма характерно сочетание метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь> к познанию Бога (в интуитивных экстатических озарениях) и слиянию с ним. Оказал большое влияние на арабскую и особенно персидскую поэзию (Санаи, Аттар, Джалаледдин Руми).. ..

Суфизм

(суфийство, по-араб. "тасаввоф") — понятие, означающее собою в зап.-исламском мире мистицизм, а в восточно-исламском (персидском и персидско-индийском) — пантеистическую теософию, близкую и к индийскому буддизму, и к греческому неоплатонизму. Сочетаясь обыкновенно со строгой аскетической внешностью, С. Почти всегда мирно уживался с мусульманской религией, несмотря на резкую ее деистичность, и пользовался почтением правоверных даже в такое время, когда ереси, гораздо менее опасные для чистоты исл..

Суфизм

(араб. "тааввуф") мусульманский аскетизм, подвижничество и мистицизм. Этимология твердо не установлена, хотя название считают производным от слова "шерсть" (власяница аскетов), или "скамья" (на них сидели подвижники), или просто набором звуков. Первые суфии появились в 8 в., вскоре после возникновения ислама. Мистический опыт начинает получать теоретическое осмысление у ал-асана ал-Бар, З-н-Нна ал-Мир (8-9 в.), ал-Харрза (ум. 899), философские идеи прослеживаются у Аб Йазда ал-Бисм (ум. 875), Аб..

Суфизм

[арабск.] - мистико-аскетическое направление в исламе (ИСЛАМ), возникшее в VII-IX вв., отрицающее мусульманскую обрядность, проповедующее аскетизм. См. АСКЕТ.(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)Мистическое учение магометан, по которому человек, в этом мире, есть истечение божества и стремится опять соединиться с ним.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)этимологию см. Суфи. Мистическое учение преимущественно в Персии и в ..

Суфизм

М.Направление в исламе, возникшее в VIII в., отрицающее мусульманскую обрядность и проповедующее аскетизм.. ..

Суфизм

СУФИ́ЗМ -а. М. [араб. Буквально - грубая шерстяная ткань, служащая одеждой аскета] Мистико-аскетическое учение в исламе, отрицающее обрядовую сторону религии и проповедующее аскетизм.. ..

Суфизм

— мистическое течение в исламе. Возникло в VIII—IX вв., окончательно оформилось в X— XI. Вв. Характерно сочетание идеалистической метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию Бога в интуитивных экстатических «озарениях» и слиянию с ним.. ..

Суфизм

(от араб. Суфи, букв. - человек в одежде на шерсти. С. По-арабски - тасбввуф, букв. - облаченность во власяницу) - мистич. Течение в исламе. С. Возник в 8 в. На терр. Совр. Ирака и Сирии. В 9 в. Стал распространяться в Египте, откуда проник затем в страны Магриба и араб. Испанию. В 9-10 вв. Получил распространение в Иране и Ср. Азии, а затем - в Центр. И Сев. Индии, в 13-15 вв. - на Малакке и Суматре. С самого начала С. Был связан с кругами ремесленников и первоначально выступал как одна из форм..

Суфизм

СУФИЗМ (арабск. Suf- грубая шерстяная ткань в значении "рубище") - мистическое направление в развитии ислама. Исламский вариант мистической формы религиозного опыта. Территория распространения - от северо-западной Африки до Индии и Северного Китая, включая Индонезию. На уровне прецедента возникает в 8 в. Основы учения заложены в 9 в. Египтянином Зу-л-Нуном ал-Мисри (ум. 850) и основоположником багдадской школы С. - Абу Абдалла-хом ал-Мухасиби (ум. 857). Конституируется как противовес ортодоксаль..

Суппозиция

(от лат. Suppositio - подкладывание, подмена) - термин, использовавшийся средневековыми логиками для обозначения разных употреблений термина (имени).В обычном языке один и тот же термин может относиться к предметам различных типов. 1. Он может использоваться для обозначения отдельного предмета соответствующего класса. Это употребление термина в его собственном, или обычном, смысле называется формальной (или естественной) С. Напр., слово "человек" обычно является общим именем множества людей. Гов..

Суррогат

(от лат. Surrogates – поставленный взамен) – заменитель, эрзац. В переносном смысле употребляется для обозначений неполноценных психических качеств.. ..

Сухраварди (ас-Сухраварди) Шихаб Ад-дин Йахйа Ал-мактул

(1155-1191) - иран. Суфий, философ-мистик, создатель учения "об озарении" ("ишрак"), написал ок. 20 сочинений на араб. И персид. Языках. Имел почетные титулы "Шейх аль-ишрак" ("Учитель озарения") и "аль-Мактул" ("Убиенный"). Последнее прозвище получил в связи с обвинением в вольнодумстве, прошиитской пропаганде и прочих "заблуждениях", за что был казнен по приказу Салах ад-дина (Саладина). Последователи С. Именовали его также "мучеником за веру" (аш-шахид). Он получил хорошее образование, изучил..

Сущее

Категория онтологии, чаще всего употребляющаяся в современной философии для обозначения как всей совокупности имеющихся наличных вещей, животных, растений, людей, так и для каждой отдельной вещи. Иногда слово "С." употребляется как синоним "бытия", иногда (у М. Хайдеггера) как нечто противоположное бытию.В разные исторические эпохи С. Интерпретировалось различным образом.В античности оно включало в себя не только человека и наличные предметы, но и богов, к С. Относились и судьба в виде рока, и к..

Суфизм

См. Тасаввуф.(Источник. «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.). ..

Суфизм

Мистическое направление в исламе. Возникло в VIII - IX веках, окончательно оформилось в X - XII веках. На формирование суфизма оказали влияние пифагорейские идеи и персидский зороастризм. Суфизм является богоискательским течением и может принимать самые. ..

Суфизм

(Греч.) От корня София, «Мудрость». Мистическая секта в Персии, напоминающая ведантистов. И хотя она довольно многочисленная, но включает в себя лишь очень образованных людей. Они заявляют, и вполне справедливо, что обладают эзотерической философией и учением истинного Магометанства. Учение Суффи (или Софи) во многом соприкасается с Теософией, поскольку проповедует одну всемирную веру, и внешнее уважение и терпимость ко всем народным экзотерическим верованиям. Оно также соприкасается с Масонство..

Дополнительный поиск Суфизм Суфизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Суфизм" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Суфизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 6 символа