Суфизм
(араб. Ат-тасаввуф) - мистико-аскетическое течение в исламе. Слово "суфий" восходит к араб. Слову "суф" (грубая шерсть). Суфиями первоначально называли тех мусульманских мистиков, которые носили одежду из грубой шерсти как символ самоотречения и покаяния. Основными составляющими С. Принято считать аскетизм, подвижничество и мистицизм. С. Как широкое идейное течение охватил литературу (поэзию), искусство (музыку), философию, историю и народную культуру. Принцип "универсальности" был одним из основных в С. Суфием мог стать представитель практически любого религиозного направления в исламе, сторонник любой юридической школы, крестьянин или ремесленник, воин или книжник, представитель знати. Поэтому среди суфиев встречаются такие тонкие психологи, как Мухасиби (ум.
857). Всемирно известные писатели и поэты. Абдалла аль-Ан-сари (ум. 1089), Санаи (ум. Ок. 1190), Фарид ад-дин Аттар (ум. Ок. 1220), Джелал ад- дин Руми (ум. Ок. 1273). Известные авторитеты суннитского ислама. Аль-Газали, Ибн Таймия (ум. 1328). Философы. Ас-Сухраварди и Ибн Арабы. С. Далеко не всегда совпадает с личными историями самих суфиев, которые обращались к С. А затем "уходили", порывали с ним, бессильные изменить общий ход его развития. Не принадлежащий ни одной из стран, а распространившийся от Гибралтара до Инда, С. Оказался целой эпохой в развитии литературы и философии стран мусульманского Востока. Время начала распространения С. - пер. Пол. 8 в., апогей его расцвета в разных регионах Ближнего и Среднего Востока датируется по-разному.
Период его становления - 8-10 вв. - характеризуется резкой критикой существующих порядков и господствующей идеологии. 11 в. - период широкого распространения С. От Нила до Евфрата, эра его систематизации. Одним из первых, кто пытался сформулировать целостную доктрину С. Был аль-Кушейри (ум. 1072). В этот период социально- религиозная направленность течения С. Получает систематизированное доктринальное оформление. В 12 в. С. Становится популярным во всех сферах общества. Нередки случаи обращения в С. Суннитских авторитетов. Начинают формироваться суфийские ордена. По принципам учения известного суфия Абд аль-Кадира аль-Джилани (ум. 1166) создается орден "Кадарийа". Зарождается суфийская литература (Санаи, ум. 1190). 13- 15 вв. - период расцвета суфийских орденов, в частности ордена "Мевлевийа", в основе которого лежат принципы знаменитого поэта Джелал ад-дина Руми.
С именем Руми связывается и начало расцвета суфийской литературы.Этот период в целом характеризуется примиренческой позицией по отношению к правящим династиям. Однако своеобразная "социальная отчужденность" продолжает оставаться, что особенно ярко прослеживается в суфийской литературе. Суфийская теория и практика предполагала уход от реальной жизни, пассивное отношение к миру. Люди, обратившиеся к С. Считали, что мирская жизнь лишена красоты и радости, справедливости и свободы, что возможности человека крайне ограниченны, поэтому следует отказаться от мирских дел и вступить на путь аскетизма и поисков "лучшего мира". Они глубоко чувствовали природу "зла" и возвели его во внеисторическую силу. Они придали критике и отрицанию всего земного абсолютное значение.
Истолкование зла и человеческих страданий как неизбежных на этой земле приводило к идее поиска "истинного мира любви". Поскольку в реальных земных условиях невозможно осуществление социального идеала "господства любви и добра", "праведный мир" переносился на небеса. Небесная гармония подменяла земную.Суфийское учение о непосредственном общении верующего с Богом способствовало религиозному рвению масс. Недаром в качестве основоположений суфийской теории и практики выделялись "молитва" и "подвижничество". Видимо, не следует переоценивать пренебрежительного отношения С. К ряду предписаний шариата на ранних этапах его развития, т.к. Реакция на такие факты со стороны большинства самих суфиев была весьма негативной.
Основой сближения С. И суннитского догматизма был иррационализм. Мистицизм, являющийся составной частью любой религии, не отделял, а, наоборот, сближал С. С традиционализмом (салафизмом). Неслучайно один из систематизаторов С. Абдалла аль-Ансари и такой крупный теоретик, как Абд аль-Кадир Джилани, рассматривались как ханбалиты и ярые противники калама. С. В течение определенного времени был вплетен в ткань традиционализма и ассоциировался с самой традиционной наукой - хадисоведением, а также был связан с фикхом (мусульманское право). В суфийской практике руководство со стороны суфийского шейха и следование его примеру в жизни было обязательным. Поэтому не следует переоценивать т.н. Отрицание посредников между Богом и верующим, приписываемое "еретическому" С.
Необходимо учитывать, что в исламе нет ин-та церкви и поэтому значение учения о непосредственном общении верующего с Богом для реалий ислама не столь существенно. Оппозиционность С. На протяжении всей его истории во многом объяснялась недовольством социальными порядками, коррупцией и стяжательством правителей и их приближенных. Суфии исходили из идеализированных норм социальной жизни Мединского гос-ва времен Пророка. Их учение о равенстве людей перед Богом во многом отражало исламские традиционные идеи. Взаимопомощь всех членов общины, требование к имущим оказывать помощь бедным, категорическое запрещение рибы (ростовщического процента), призыв к справедливости и т.д.Социальная критика С. Базируется на религиозно-утопическом учении о переустройстве общества, которое связывалось с религиозно-нравственным самосовершенствованием.
Ответом на несправедливости этого мира стали аскетизм, мистицизм и политический квиетизм. Мистическая концепция единения с Богом рассматривалась как направленная на достижение "лучшего" и "справедливого мира". Ориентация на индивидуальное бытие человека приводила к созданию множества психологических систем, имеющих в виду самоусовершенствование человека. Суфийский мистицизм таил в себе и опасность для традиционалистов.Учитывая, что С. Не есть нечто цельное, единое и законченное, следует отметить, что в нем можно выделить несколько религиозно-филос. Концепций единения с Богом, напр., экзистенциально-онтологическую (аль-Халладж), гносеологическо- теоретическую (аль-Газали), иллюминативную (Шихаб ад-дин ас-Сухраварди), учение о единстве бытия (Мухйи-ад-дин Ибн Араби).
Разумеется, в мировоззрении суфиев не могли не доминировать религиозные принципы миросозерцания и мироощущения, однако большую роль сыграли принципы поэтического и психологического мировосприятия. Особенность С. Связана в первую очередь с особенностью метода, на основе которого суфии пытались решить мировоззренческие проблемы. Их метод должен был позволить охватить всю действительность в ее целостности, а человека - в его целокупности. Мир, как и человека, нельзя разложить на части. Постигнуть их можно только через интуицию, озарение. Своеобразие метода предопределило и особенности философствования. Символика, аллегория, "тайное знание". Своеобразие метода позволяло зашифровать полноту и конкретность жизни и было связано с признанием господства в мире иррационального начала, постигаемого в божественной любви.Афифи А.
Ал-Маламатийа ва-с-суфийа ва ахл ал-футувва. Каир, 1945. Ибн Араби. Расаил. Т. 1-2. Хайдарабад, 1961. Он же. Фусус. Он же. Ал-Футухат. Он же. Мекканские откровения. СПб., 1995. Бертельс Е.Э. Суфизм и суфийская литература. 1965. Хилая Ибрахим. Ат-Тасаввуф ал-ислами байна-д-дин ва-л-фалсафа. Миср, 1975. Аль-Газали. Воскрешение наук о вере. М., 1980. Аль-Газали. Мишкат ал-анвар. Каир, 1983. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М., 1987. Смирнов А.В. Великий шейх суфизма. Опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби. М., 1993. Крымский А.Е. Очерк развития суфизма до конца III в. Хиджры. СПб., 1995. Nicholson R.A. The Mistics of Islam. London, 1914. Arberry. Sufism. An Account of the Mistics of Islam. London, 1963. H.C. Кирабаев.
Дополнительный поиск Суфизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Суфизм" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Суфизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 6 символа