Существование

142

(позднелат. Ex(s)istentia, от лат. Ex(s)isto - существую) - филос. Категория, выражающая одно из фундаментальных свойств бытия. Во многих учениях С. Является синонимом бытия. Впервые термин "С." появился в схоластической философии в паре противоположностей С. - сущность (экзистенция и эссенция). С. (наличное бытие) - это просто грубый факт, "нечто есть", т.е. Наиболее общий аспект в существующем. Напр., наличное бытие человека означает, что он просто есть. Все остальное - возраст, поведение, характер, т.е. Качественная определенность, - относится к сущему (определенному бытию). Это наиболее фундаментальные различия в бытии как таковом. С. И сущность совпадают только в Боге, он есть чистая сущность и полное С. Только Бог и существует в строгом смысле этого слова.

Чем дальше от Бога, тем меньше существования.В схоластической философии, считал Н. Гартман, термин "С." приписывался только реальному миру, но реальное - это способ бытия, противоположный идеальному миру, а не момент бытия. Нельзя отождествлять С. И реальность, они являются членами двух разных пар противоположностей бытия. Ч.-л. Может быть реальным, но не существовать, и наоборот. Наука часто спрашивает об определенности ч.-л. Без знания того, существует ли оно вообще. В то же время не может быть сущности ч.- л. Несуществующего.В экзистенциальной философии понятие "С." радикально переосмысливается, под С. Здесь понимается только человеческое С. У С. Кьеркегора различаются "абстрактный" и "существующий" мыслитель. Первый живет в атмосфере чистой мысли и не обращает внимания на потребности и предпосылки своего бытия.

У существующего мыслителя мышление обусловлено определенными задачами и трудностями его жизни, его мышление находится на службе С. У Ж.П. Сартра экзистенция предшествует эссенции, способ человеческого С. Условия его жизни определяют его сущность. С т.зр. М. Хайдеггера, Сартр просто переворачивает тезис, господствовавший в метафизике со времен Платона, - сущность предшествует С. Но перевернутый тезис все равно остается метафизическим, ибо экзистенциалистическая трактовка С. Не учитывает связь последнего с бытием. Экзистенция - это, согласно Хайдеггеру, экзистенция, т.е. Экстатичность, выступление в истину бытия. "Метафизика отгораживается оттого простого и существенного факта, что человек принадлежит своему существу лишь постольку, поскольку слышит требование Бытия.

Только от этого требования у него "есть", им найдено то, в чем обитает его существо. Стояние в свете бытия я называю экзистенцией человека" (Хайдеггер). С. Человека экстатично, он постоянно выходит за свои собственные пределы, за пределы сущего, трансцендирует, в этом смысле эк-зистенция неотъемлема от трансценденции и только во взаимодействии с последней человек выявляет свою сущность.Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. Жильсон Э. Философ и теология. М., 1995. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. СПб., 1999. Gartтап N. Zur Grundleg ung der Ontologie. Berlin, 1965. Gilson E. History of Christian Philosophy in the Middle Age. London, 1972.В.Д. Губин.

Значения в других словарях
Существование

[позднелат. Ex (s) istentia, от лат. Ex (s) isto — существую], в диалектико-материалистической философии синоним бытия (См. Бытие) материи и сознания. В истории философии понятие «С.» употреблялось обычно для обозначения внешнего бытия вещи, которое, в отличие от сущности вещи, постигается не мышлением, а опытом. Схоластика (см. Реализм, Номинализм) усматривала в дуализме сущности и С. Коренную раздвоенность природного (сотворённого) универсума, снимаемую лишь в боге. С. Вещи не выводимо из её ..

Существование

СУЩЕСТВОВАНИЕ -1) в истории философии - понятие, обозначавшее наличное бытие вещи, которое, в отличие от сущности, постигается не мышлением, но опытом.2) Центральная категория экзистенциализма.. ..

Существование

Влачить жалкое существование. Книжн. Жить бедно, бедствовать. БМС 1998, 560. ШЗФ 2001, 38.. ..

Существование

-я, ср.. ..

Существование

См. Бытие, жизнь. ..

Существование

1) в истории философии - понятие, обозначавшее наличное бытие вещи, которое, в отличие от сущности, постигается не мышлением, но опытом.2) Центральная категория экзистенциализма.. ..

Существование

1. Ср.1) Наличие, факт бытия кого-л., чего-л.2) Жизнь, бытие.3) Бездеятельный, лишенный цели, смысла, духовных интересов образ жизни.2. Ср. Устар.То же, что. Существо (2*).. ..

Существование

СУЩЕСТВОВА́НИЕ -я. Ср.. ..

Существование

-я, со. 1. Ок. Существовать. 2. Жизнь, бытие. Средства к существованию. Влачить нищенское с. Борьба за с. (за то, чтобы выжить). Отравить кому-н. С. (помешать жить, нарушить покой, сделать жизнь несносной).. ..

Существование

Существования, ср. 1. Только ед. Жизнь, бытие. Великим подспорьем всего его существования, неизменным товарищем и другом была ему его тетка. Тургенев . Есть много средств сделать человеческое существование постылым. Салтыков-Щедрин . Покончить (земное) существование (умереть. Книжн.). Отравить (всё) существование кому-н. (помешать кому-н. Жить или чувствовать себя спокойно, сделать кому-н. Жизнь несносной). Прекратить существование (перестать существовать, умереть). Жалкое существование. Остатьс..

Существование

- понятие, означающее в истории философии наличное бытие вещи, которое, в отличие от сущности, познается не мышлением, а опытом. Центральная категория экзистенциализма.. ..

Сухраварди (ас-Сухраварди) Шихаб Ад-дин Йахйа Ал-мактул

(1155-1191) - иран. Суфий, философ-мистик, создатель учения "об озарении" ("ишрак"), написал ок. 20 сочинений на араб. И персид. Языках. Имел почетные титулы "Шейх аль-ишрак" ("Учитель озарения") и "аль-Мактул" ("Убиенный"). Последнее прозвище получил в связи с обвинением в вольнодумстве, прошиитской пропаганде и прочих "заблуждениях", за что был казнен по приказу Салах ад-дина (Саладина). Последователи С. Именовали его также "мучеником за веру" (аш-шахид). Он получил хорошее образование, изучил..

Сущее

Категория онтологии, чаще всего употребляющаяся в современной философии для обозначения как всей совокупности имеющихся наличных вещей, животных, растений, людей, так и для каждой отдельной вещи. Иногда слово "С." употребляется как синоним "бытия", иногда (у М. Хайдеггера) как нечто противоположное бытию.В разные исторические эпохи С. Интерпретировалось различным образом.В античности оно включало в себя не только человека и наличные предметы, но и богов, к С. Относились и судьба в виде рока, и к..

Сущности Созерцание, Созерцание Идеи, Значения

– духовный акт, с помощью которого человек постигает идею вещи, значение сущности или непосредственно, или опосредованно через восприятие соответствующей вещи. Платон создал миф о душе, которая еще до своего переселения в тело непосредственно созерцала идеи. Непосредственное постижение сущего проповедовали также неоплатонизм, мистика, нем. Идеализм (см. Также Интуиция). О созерцании сущности как постижения логического значения, опосредованного восприятием, говорят и сторонники современной предме..

Сущность

(лат. Haecceitas — этовость и quidditas — чтойность) и ЯВЛЕНИЕ — философские категории, обозначающие. С. — совокупность существенных свойств и качеств вещи, субстанциональное ядро самостоятельного сущего. Я. — чувственно воспринимаемую характеристику вещи, выражение наличия сенсорно не заданной С. В ряде философских систем С. ("сущее-в-себе") и Я. Жестко противопоставляются (например, в учении Шанкары). В христианстве противоположенность посю- ("Я.") и потустороннего ("С.") начал — несущая конст..

Дополнительный поиск Существование Существование

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Существование" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Существование, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 13 символа