Существование
(позднелат. Ex(s)istentia, от лат. Ex(s)isto - существую) - филос. Категория, выражающая одно из фундаментальных свойств бытия. Во многих учениях С. Является синонимом бытия. Впервые термин "С." появился в схоластической философии в паре противоположностей С. - сущность (экзистенция и эссенция). С. (наличное бытие) - это просто грубый факт, "нечто есть", т.е. Наиболее общий аспект в существующем. Напр., наличное бытие человека означает, что он просто есть. Все остальное - возраст, поведение, характер, т.е. Качественная определенность, - относится к сущему (определенному бытию). Это наиболее фундаментальные различия в бытии как таковом. С. И сущность совпадают только в Боге, он есть чистая сущность и полное С. Только Бог и существует в строгом смысле этого слова.
Чем дальше от Бога, тем меньше существования.В схоластической философии, считал Н. Гартман, термин "С." приписывался только реальному миру, но реальное - это способ бытия, противоположный идеальному миру, а не момент бытия. Нельзя отождествлять С. И реальность, они являются членами двух разных пар противоположностей бытия. Ч.-л. Может быть реальным, но не существовать, и наоборот. Наука часто спрашивает об определенности ч.-л. Без знания того, существует ли оно вообще. В то же время не может быть сущности ч.- л. Несуществующего.В экзистенциальной философии понятие "С." радикально переосмысливается, под С. Здесь понимается только человеческое С. У С. Кьеркегора различаются "абстрактный" и "существующий" мыслитель. Первый живет в атмосфере чистой мысли и не обращает внимания на потребности и предпосылки своего бытия.
У существующего мыслителя мышление обусловлено определенными задачами и трудностями его жизни, его мышление находится на службе С. У Ж.П. Сартра экзистенция предшествует эссенции, способ человеческого С. Условия его жизни определяют его сущность. С т.зр. М. Хайдеггера, Сартр просто переворачивает тезис, господствовавший в метафизике со времен Платона, - сущность предшествует С. Но перевернутый тезис все равно остается метафизическим, ибо экзистенциалистическая трактовка С. Не учитывает связь последнего с бытием. Экзистенция - это, согласно Хайдеггеру, экзистенция, т.е. Экстатичность, выступление в истину бытия. "Метафизика отгораживается оттого простого и существенного факта, что человек принадлежит своему существу лишь постольку, поскольку слышит требование Бытия.
Только от этого требования у него "есть", им найдено то, в чем обитает его существо. Стояние в свете бытия я называю экзистенцией человека" (Хайдеггер). С. Человека экстатично, он постоянно выходит за свои собственные пределы, за пределы сущего, трансцендирует, в этом смысле эк-зистенция неотъемлема от трансценденции и только во взаимодействии с последней человек выявляет свою сущность.Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. Жильсон Э. Философ и теология. М., 1995. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. СПб., 1999. Gartтап N. Zur Grundleg ung der Ontologie. Berlin, 1965. Gilson E. History of Christian Philosophy in the Middle Age. London, 1972.В.Д. Губин.
Дополнительный поиск Существование
На нашем сайте Вы найдете значение "Существование" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Существование, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 13 символа