Традиция
(от лат. Traditio - передача) - анонимная, стихийно сложившаяся система образцов, норм, правил и т.п., которой руководствуется в своем поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей. Т. Может быть настолько широкой, чтобы охватывать все общество в определенный период его развития. Наиболее устойчивые Т., как правило, не осознаются как нечто преходящее, имеющее начало и конец во времени. Особенно наглядно это проявляется в т.н. Традиционном обществе, где Т. Определяются все сколь-нибудь существенные стороны социальной жизни.Т. Имеют отчетливо выраженный двойственный характер. Они совмещают описание и оценку (норму) и выражаются описательно-оценочными высказываниями. В Т. Аккумулируется предшествующий опыт успешной коллективной деятельности, и они являются своеобразным его выражением.
С др. Стороны, они представляют собой проект и предписание будущего поведения. Т. - это то, что делает человека звеном в цепи поколений, что выражает его пребывание в историческом времени, присутствие в "настоящем" как звене, соединяющем прошлое и будущее.Две крайности в истолковании Т. - традиционализм и антитрадиционализм - противопоставляют Т. Разуму. Первый ставит Т. Выше разума, второй оценивает ее как предрассудок, который должен быть преодолен с помощью разума. Т. И разум не противостоят, однако, друг другу. Т. Утверждается благодаря размышлению над прошлой деятельностью и не требует слепого повиновения.Противопоставление Т. И разума, характерное для эпохи Просвещения и для романтизма, не учитывало того, что разум не является неким изначальным фактором, призванным играть роль беспристрастного и безошибочного судьи.
Разум складывается исторически, и рациональность может рассматриваться как одна из Т. "...Рациональные стандарты и обосновывающие их аргументы представляют собой видимые элементы конкретных традиций, которые включают в себя четкие и явно выраженные принципы и незаметную и в значительной мере неизвестную, но абсолютно необходимую основу предрасположений к действиям и оценкам" (П. Фейерабенд). Вместе с тем разум - это не одна из многих равноправных Т., а особая, можно сказать, привилегированная Т. Он старше всех иных Т. И способен пережить любую из них. Он является универсальным и охватывает всех людей, в то время как все другие Т. Ограничены не только во времени, но и в пространстве. Разум - самая гибкая из Т., меняющаяся от эпохи к эпохе.
Он представляет собой критическую, и в частности, самокритическую Т. И, наконец, разум имеет дело с истиной, стандарты которой не являются конвенциональными. Т. Проходят через разум и могут оцениваться им. Эта оценка всегда является исторически ограниченной, поскольку разум всегда принадлежит определенной эпохе и разделяет все ее "предрассудки". Тем не менее оценка разума может быть более широкой и глубокой, чем оценка одной Т. С т. Зр. Какой-то иной, неуниверсальной и некритической. Разные Т. Не просто сосуществуют друг с другом. Они образуют определенную иерархию, в которой разум занимает особое место. Противоположность Т. И разума носит относительный характер. Т. Складываются при участии разума, а сам разум является продолжением и развитием имманентно присущей человеку Т.
Рациональности. "Даже самая подлинная и прочная традиция формируется не просто естественным путем, благодаря способности к самосохранению того, что имеется в наличии, но требует согласия, принятия, заботы. По существу своему традиция - это сохранение того, что есть, сохранение, осуществляющееся при любых исторических переменах. Но такое сохранение суть акт разума, отличающийся, правда, своей незаметностью" (Х.Г. Гадамер).Повседневная жизнь во многом опирается на Т., и апелляция к ней - стандартный прием практической аргументации.Обращение к Т. - обычный способ аргументации в морали. Наши моральные установления и поступки в значительной степени определяются Т. Все попытки обоснования или усовершенствования системы морали, абстрагирующиеся от Т., неизбежно остаются декларативными и не имеющими никаких практических последствий.
Совершенно нереально было бы ожидать от современной науки обоснования какой-то новой морали.Аргумент к Т. Неизбежен во всех научных рассуждениях, в которые входит "настоящее" как тема обсуждения или как один из факторов, определяющих позицию исследователя. "...В науках о духе, вопреки всему их методологизму, присутствует действенный момент традиции, составляющий их подлинное существо и характерную особенность" (Гадамер).Фейерабенд Л. Избр. Труды по методологии науки. М., 1986. Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1988, Ивин А.А. Теория аргументации. М., 2000..
Дополнительный поиск Традиция
На нашем сайте Вы найдете значение "Традиция" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Традиция, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 8 символа