Традиция

203

ТРАДИЦИЯ (лат. Traditio - передача, придание) - универсальная форма фиксации, закрепления и избирательного сохранения тех или иных элементов социокультурного опыта, а также универсальный механизм его передачи, обеспечивающий устойчивую историко-генетическую преемственность в социокультурных процессах. Тем самым Т. Включает в себя то, что передается (признанный как важный и необходимый для нормального функционирования и развития социума и его субъектов определенный объем социокультурной информации), и то, как осуществляется эта передача, т.е. Коммуникативно-трансляционно-трансмутационный способ внутри- и межпоколенного взаимодействия людей в рамках той или иной культуры (и соответствующих субкультур) на основе относительно общего понимания и интерпретации накопленных в прошлом данной культуры (и соответствующих субкультур) смыслов и значений.

Т. Обеспечивает воспроизводство в системах настоящей ("живой", "непосредственной") деятельности апробированных и выдержавших испытание временем образцов прошлой ("мертвой", "овеществленной") деятельности, т.е. Она детерминирует настоящее и будущее прошлым, уже сбывшимся и выступающим как сумма условий любой социокультурной активности. Такое понимание Т. Делает это понятие применимым практически к любым фрагментам и уровням организации социокультурного опыта (как прошлого - культурное наследие, так и настоящего), что иногда служит основанием для отождествления Т. И социокультурного опыта. Последнее, однако, неправомерно, так как для включения в систему Т. Социокультурный опыт должен пройти селективный отбор на устойчивость и относительную массовость воспроизведения в структурах деятельности.

В узком смысле слова термин Т. Употребляется для характеристики самоорганизующихся и саморегулирующихся (автономичных) подсистем человеческой деятельности и связанного с ними социокультурного опыта, функционирование и развитие которых не связано с институциональными формами обеспечения через специальный аппарат власти. Поведение социальных субъектов, организуемое и регулируемое с помощью Т., не предполагает формулирование и экспликацию целей действующими субъектами, его смыслы скрыты (даны) в нем самом. Правомерность традиционных форм действия обосновывается и узаконивается самим фактом их существования в прошлом, а их эффективность оценивается через точность следования принятому образцу. Такой вид Т.

Можно назвать аутентичной, "первичной", нерефлексивной Т. Она транслируется как непосредственно-практически, через воспроизведение определенных форм действий и следование определенным регламентирующим правилам поведения (ритуал), так и устно через фольклор и мифологию. Все элементы Т. Пронизаны символическим содержанием, отсылают к закрепленным в той или иной культуре смыслам и архетипах. Утрата смысловых компонентов в ритуальной форме бытования аутентичной Т. Редуцирует ее до уровня обычая как постоянно и массово воспроизводимой формы. Данный вид Т. Статично репродуцирует прошлое и способен только к экстенсивному развитию, отбирая элементы социокультурного опыта по закрепленной в данной культуре матрице. Именно о таких Т.

Идет, как правило, речь, когда говорят о "консервативности", "косности", "неизменности" и т.д. Т. Как формы фиксации и механизме передачи культурных содержаний. Уже в древневосточных, а особенно в античном обществах Т. Приобретает свою превращенную форму, рефлексируясь и рационализируясь в рамках профессионально создаваемой культуры. Здесь она фиксируется в определенных текстах, получает письменно-знаковое выражение. Пройдя такого рода обработку, Т. Вновь возвращается в пласт реального поведения и может вполне осознанно поддерживаться и трансформироваться действующими субъектами. Причем, это возвращение носит существенно различный характер в зависимости от агентов, которым адресована Т. Она может быть социализирована в деятельности как "потребителей", так и "творцов" культуры.

В последнем случае порождаются такие ее специфические виды как, например, авторская Т., а также вырабатываются Т. Работы с письменно-знаково оформленными фрагментами социокультурного опыта. Именно в этих случаях можно говорить о неаутентичных, "вторичных", рефлексивных Т. Совокупность "первичных" и "вторичных" Т. Конституирует понятие Т. В широком смысле слова. Оба эти вида Т. Объединяет их самоорганизующаяся природа, функционирование в режиме автономии, не предполагающем институционализированных форм обеспечения. Различает же прежде всего та или иная степень отрефлексированности "вторичных" Т. И изменения за счет этого их регулятивного потенциала. "Вторичные" Т. Способны к интенсивному развитию, предполагают возможность перестройки прошлого через его постоянную переинтерпритацию в деятельной и знаковой формах, осуществляют отбор элементов социокультурного опыта через изменение самих укоренных в культуре матриц.

В этом смысле возможность изменения Т. Выступает условием ее постоянного воспроизводства и сохранения в социокультурных системах. Широкое понимание Т. Позволяет рассматривать ее как универсальную форму и механизм упорядочивания и структурирования имеющих значение для живущих поколений людей содержаний любой культуры и ее подсистем. Она, обеспечивая преемственность, предполагает, с одной стороны, полагание определенных границ человеческой деятельности, придания ей пространственно-временной устойчивости, известной инерции, а с другой - определенный сдвиг значений в передаваемых содержаниях, т.е. Постепенное явное или неявное (нерефлексируемое индивидами) их изменение. Инновация только тогда приживается в социуме, когда вписывается в систему имеющихся значений социокультурного опыта, согласуется с имеющейся Т.

Или порождает новую Т.Т., следовательно, в значительной мере есть то, что удерживает нас в культуре и истории. "Связывая" человека прошлым, закрывая (до известной степени) ему возможность ретроспективного произвола, Т. Открывает ему перспективу свободы в настоящем и будущем на основе прошлого. Особым видом Т. Являются так называемые негативные Т., т.е. Основанные не на утверждении каких-либо ценностей, а на отрицании неприемлемых для данной культуры или субъектов ценностей. Последние или осуждаются, или запрещаются явно (через табу) или скрыто (через дозволение иного). Негативная Т. Строится на основе образца того, как не следует поступать или на что не нужно ориентироваться. Тем самым она оказывается зависимой от своего "противника", а, следовательно, невольно способствует закреплению, сохранению и трансляции тех смыслов и значений, с которыми пытается бороться.

Так, борьба с религиозными ересями способствовала сохранению идей, в них проповедовавшихся. Не попадает в поле действия Т. Только явно (рефлексивно) или неявно неоцениваемое - ценностно-нейтральное. Оно не замечается, замалчивается и умирает. Утрата ценности в Т. Есть прекращение движения, невозможность развития в данном направлении. Связанные с этой ценностью явления выпадают из системы трансляции и как бы перестают существовать, во всяком случае, актуально. Являясь генетически первичной формой упорядочивания и структурирования социокультурного опыта и деятельности социальных объектов, Т. Выступает основой для возникновения социокультурных норм. Однако в развитых социальных системах Т. Сама может быть рассмотрена как особый тип нормативного регулирования.

Если норма предполагает в пределе гетерономные, авторские источники своего происхождения, как бы привносится в массив наличного опыта субъектом извне и поддерживается определенными социальными институтами, то Т. Можно трактовать как разновидность автономных по происхождению и неинституализиро-ванных норм, что верно, прежде всего, для "первичных" Т. Уже "вторичные" Т., имея производное от субъекта происхождение, но не нуждаясь в институционализации, могут быть рассмотрены как занимающие промежуточную позицию между собственно нормой и собственно Т. Такую же позицию могут занимать и фрагменты Т., подвергшиеся институционализации, например, так называемое обычное право. С другой стороны, собственно нормы, стереотипизируясь и интериоризируясь в деятельности субъектов, утрачивают необходимость в постоянной институциональной поддержке и могут эволюционировать в Т.

Регулирование социальных систем гл. О. На основе Т. (как правило, "первичной") или собственно инновационной нормы служит (наряду с другими) одним из критериев различения т.н. Традиционных и современных обществ. В современных (индустриальных и постиндустриальных) обществах сфера деятельности Т. Сужается, среди самих Т. Возрастает вес "вторичных" Т. Т. Становится предметом ряда интеллектуальных операций с целью обоснования выбираемого будущего поведения через ссылку на авторитет прошлого или, наоборот, предметом критики под лозунгом "освобождения от гнета прошлого". Однако, и в этих обществах роль Т. Как незаменимого механизма развития культуры сохраняется..

Значения в других словарях
Традиция

(от лат. Traditio — передача. Предание) элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. Охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности). Процесс социального наследования. Его способы. В качестве Т. Выступают определённые общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи (См. Обычай), Обряды и т.д. Т. Не сводится к наи..

Традиция

ТРАДИЦИЯ (от лат. Traditio - передача) - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. Д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.. ..

Традиция

ТРАДИЦИЯ (от латинского traditio - передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.. ..

Традиция

(передача)(traditio) — установление фактического господства над вещами со стороны их прежнего владельца в пользу нового, приобретающего их в собственность или владение. Юристы думают, что для приобретения вещного права, т. Е. Для установления непосредственной юридической связи лица с вещью (см. Соотв. Статью), совершение Т. Является неизбежным, логическим требованием. Обязательственная, личная связь кредитора с должником может быть установлена одним только соглашением (договором) этих лиц между ..

Традиция

Мертвые правят живыми. Огюст Конт Традиция — это всего лишь ностальгия, разгуливающая прилюдно в полной парадной форме. Эндрю Марр Традиционалисты — пессимисты по отношению к будущему и оптимисты по отношению к прошлому. Льюис Мамфорд Традицию нельзя унаследовать — ее надо завоевать. Томас Стернз Элиот У каждой эпохи свои изъяны, которые прибавляются к изъянам более ранних эпох. Именно это мы называем наследием человечества. Генрих Гейне В борьбе с авторитетом и традицией — создавай традицию и а..

Традиция

(лат. Traditio). Предание, способ, которым передаются из года в год различные происшествия, события и догматы.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)лат. Traditio, от tra, trans, через, и dare, давать. Предание.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)предание. Законченные формулы общественной жизни, литературы, искусства и пр., принятые данной эпохой о..

Традиция

Обычай, обыкновение. Наследие, принято, установление, ценность, повелось, так повелось, неписанный закон, так принято, так заведено, норма, заведено. ..

Традиция

Благородная, благотворная, блестящая, блистательная, богатая, вековая, великая, великолепная, вечная, вольнолюбивая, вредная, высокая, героическая, глубокая, давняя, дедовская, добрая, долголетняя, древняя, живая, животворная, заведенная, завидная, здоровая, исконная, истинная, историческая, крепкая, многолетняя, неизменная, неукоснительная, обветшалая, патриархальная, подлинная, полезная, почтенная, прекрасная, привычная, прочная, рабская, святая, священная, славная, старая, старинная, стойкая,..

Традиция

Ж. Лат. Преданье, все, что устно перешло от одного поколенья на другое. Традиционные обычаи дипломатики, искони условно принятые.. ..

Традиция

Ж.1) То, что сложилось исторически и передается из поколения в поколение путем преданий, устно или письменно (идеи, знания, взгляды, образ действий и т.п.).2) Укоренившийся порядок в чем-л. Обычай.. ..

Традиция

ТРАДИ́ЦИЯ -и. Ж. [от лат. Traditio - передача]. ..

Традиция

-и, ж. 1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. Идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). Налуюнальные традиции. Воинские традиции. 2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту. Г. Встречи Нового года. Вошло в традицию что-м. (стало традиционным во 2 знач.).. ..

Традиция

Традиции, ж. (латин. Traditio, букв. Передача). 1. То, что переходит или перешло от одного поколения к другому путем предания, устной или литературной передачи (напр. Идеи, знания, взгляды, образ действий, вкусы и т.д.). Традиции реализма в русской литературе. Пересмотр старой традиции (т.е. Установившегося мнения в области какой-н. Науки). Революционные традиции русского пролетариата. Боевые традиции Красной армии. Молодежь должна усвоить революционные традиции большевизма. 2. Обычай, укоренивш..

Традиция

ТРАДИЦИЯ. ..

Традиция

Любой социальный обычай или убеждение или согласованный набор таких обычаев и убеждений, который передается из поколения в поколение.. ..

Традиция

(от лат. "traditio" - передача) - явление материальной или духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающееся от поколения к поколению. В результате целенаправленной деятельности людей возникают новые элементы культуры - инновации (от лат. "innovatio" - обновление), которые намеренно сохраняются и наследуются в пределах этноса. Инновация становится традицией. В ранней истории человечества традиции были чрезвычайно устойчивы. В наше время обновление жизни ведет к разрушени..

Традиция

— передача — форма преемственности в различных видах деятельности, материальной и духовной, предполагающая полное или частичное воспроизведение способов, приемов и содержания деятельности предыдущих поколений.. ..

Травма Рождения

ТРАВМА РОЖДЕНИЯ (греч. Trauma - повреждение организма) - понятие и психоаналитическая концепция Ранка, обозначающие процесс и результат патогенного эмоционального воздействия на психику человека процедуры его появления на свет, выступающей в качестве всеобщего травмирующего фактора, который при неблагоприятных условиях является причиной и источником неврозов. В психоаналитической традиции Т.Р. Нередко истолковывается как специфическая форма травматического невроза.. ..

Традиционное Общество

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО (доиндустриальное общество, примитивное общество) - понятие, фокусирующее в своем содержании совокупность представлений о доиндуст-риальной стадии развития человечества, характерных для традиционной социологии и культурологии. Единой теории Т.О. Не существует. Представления о Т.О. Базируются, скорее, на его понимании как асимметричной современному обществу социокультурной модели, чем на генерализации реальных фактов жизни народов, не занятых индустриальным производством. Ха..

Трансгрессия

ТРАНСГРЕССИЯ (лат. Trans - сквозь. Через, за и gressus - приближаться, переходить, нападать) - понятие, обозначающее ситуацию достижения субъектом внешней позиции по отношению к чему-либо в процессе пересечения границ и выхода за пределы, по ту сторону явлений, состояний или объектов, которые, в свою очередь, также являются внешними, чуждыми субъекту и не способствуют свободному проявлению его истинной сущности. При этом главным условием возможности осуществления Т. Становится не только дополнен..

Трансфер

ТРАНСФЕР, перенос, перенесение (лат. Transferre - переносить) - процесс и результат спонтанного взаимодействия людей, характеризующиеся влиянием ранее сформировавшихся стереотипов восприятия, действий или отношений на новые действия или отношения, выступающие в форме бессознательного переноса на партнера сформировавшихся ранее (в результате предшествующего взаимодействия с другими людьми) положительных или отрицательных чувств. Т. Был открыт Фрейдом и в общем интерпретировался им как явление хар..

Традиция

1) Обычай, укоренившийся порядок, установившиеся нормы поведения и т. П. (напр., боевые Т. Армии и флота). 2) То, что сохраняется из поколения в поколение, напр. Древние предания и сказки, знания, производственные навыки и другие. Т. Может быть устной или письменной - литературной (закрепленной в литературных или иных записях).. ..

Традиция

(от лат. Traditio - передача) - анонимная, стихийно сложившаяся система образцов, норм, правил и т.п., которой руководствуется в своем поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей. Т. Может быть настолько широкой, чтобы охватывать все общество в определенный период его развития. Наиболее устойчивые Т., как правило, не осознаются как нечто преходящее, имеющее начало и конец во времени. Особенно наглядно это проявляется в т.н. Традиционном обществе, где Т. Определяются все сколь-нибудь ..

Дополнительный поиск Традиция Традиция

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Традиция" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Традиция, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 8 символа