Франциск Ассизский

114

(ит. Francesco d'Assisi, лат. Franciscus Asscisiatis или Assesiensis), в крещении Иоанн (1181 или 1182-1226) - христианский религиозный подвижник, философ, поэт. Один из самых известных и самых почитаемых в России святых. Род. В богатой купеческой семье, не получил систематического образования. В 1206 ушел из дома и начал ухаживать за прокаженными. В 1208 составил вместе с товарищами братство неимущих проповедников, руководствуясь словами Христа, что надо оставить все и идти за ним, не беря "ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха" (Мф 10,10). В братстве точное следование Евангелию ставилось выше форм монашеского образа жизни. Желая подражать унизившемуся Христу, Ф.А. Дал своим единомышленникам название "меньшие братья" (минориты) и написал в уставе будущего ордена.

"Соблюдать Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, живя в послушании, без имущества и в чистоте". В 1219 проповедовал христианство в мусульманском Египте, где пытался обратить в свою веру самого султана. В 1224 провел сорокадневный пост на горе Альверна, во время которого на его теле открылись раны. Испытывая физические мучения и теряя зрение, продиктовал проникновенный "Гимн брату Солнцу" ("Песнь о Солнце") - последнее из немногих созданных им произведений. В год смерти его община насчитывала уже около десяти тысяч человек. Еще при жизни почитался как святой, был канонизирован в 1228. В 1897 Папа Лев XIII объединил сложившиеся ветви францисканства в один орден францисканцев.Призыв к бедности понимался Ф.А.

Как необходимость следования призыву Христа, а не как приверженность какой-то идее (аскетизм, монашество, реформа церкви и т.п.). "Жизнь без собственности" должна была означать полный отказ от к.-л. Имущества, а также от знания, которое используется для возвышения над окружающими, от положения в обществе и от всевозможных пристрастий. Внешняя бедность - только исходная точка, основная цель - внутренняя бедность и, значит, внутренняя свобода, освобождение от привязанности к материальным и духовным благам и обретение блаженства "нищего духом". Бедность является подлинной, если только она основывается на скромности и смирении. Скромность - это стремление быть "меньшим", служение ближнему, признание собственной слабости, ограниченности и незрелости перед лицом Бога.

Смирение заключается не только в том, чтобы умалять себя, быть готовым выслушать критику и измениться к лучшему, но и в том, чтобы давать высокую оценку др. Людям, всегда выделять в окружающих то хорошее, что в них есть. Средством достижения духовной чистоты и внутренней свободы является любовь. Настоящая любовь к Богу и полное любви служение ближним способны победить любые искушения. "Любовь к Богу заставляет св. Франциска находить радость во всем, особенно же в совершенном страдании, и приводит его к выводу, что жизнь прекрасна и тем прекраснее, чем она мучительней. Эта любовь заставляет его обнять смерть как сестру, и если поэты до него говорили, что любовь есть смерть, то св. Франциск говорит, что смерть есть любовь..." (М.

Стикко).В воззрениях Ф.А. Есть несомненный налет мистицизма, но пронизанного свежестью и бодростью духа. Его проповеди заимствовали содержание у жизни, его гимны, написанные не на лат., а на живом итал. Языке, вливали в старую веру струю радости, любви и оптимизма.Любовь к природе у Ф.А., выражаемая идеей "равенства всех тварей", являлась продолжением его истовой, надрывной любви к Богу. "Все восхищает его, во всем он находит Бога, узнает "руку Господа", по следам Божества, запечатленным в каждой вещи, он узнает дорогу к нему, "изо всего устраивая себе лестницу". Всех тварей, даже малейших, звал он братьями и сестрами, зная свое общее происхождение с ними от единого начала" (Бонавентура). В любви Ф.А. К природе не было сентиментального пантеизма.

Он не называл природу матерью и, собственно говоря, не видел природу как единое целое. Он видел куст, который останавливал его, как разбойник. И он приветствовал разбойника, как приветствовал бы куст. Он не видел леса, он видел каждый дуб, клен, ибо тот - сын Бога, и потому - брат ему, человеку. Он защищал птиц перед императором, как защищал бы провинившегося человека, и обращался к ним с вежливой просьбой. "Сестрицы мои птички, если вы сказали, что хотели, дайте сказать и мне". В этой утонченной вежливости Ф.А. По отношению не только к живой, но и к неживой природе (он мог попросить прощения не только у кошки или птиц, но и у камня, на который сядет) проявляется глубокое чувство почитания Бога во всех его творениях.

Как поэт, он тонко ощущает пол неодушевленных предметов, называя братом сильный, радостный огонь, сестрой - чистую, незамутненную воду. Персонифицирование природных стихий только внешне напоминает антич. Мифологизм. Ф.А. Не могло прийти в голову сопоставить, к примеру, воду с нимфами, а огонь с циклопами. Его мировоззрение не было порождением язычества, как это иногда считается. Скорее оно представляло собой результат закономерного развития средневекового мироощущения, попытку возвращения его к свободе и свежести раннего христианства. Без пантеистического вседовольства Ф.А. Воспевал не природу вообще, а именно тварь, как то, что сотворено, как переход от небытия к бытию. В отличие от Августина, который видел ущербность природы в том, что она сотворена из "ничто", Ф.А.

Ценил все, включая также ничто, из которого все создано.Призыв к нищете как условию достижения свободы, завербовавший многих сторонников и отдаленно перекликающийся с практикой гораздо более позднего реального коммунизма, вполне закономерно вытекал из отношения Ф.А. К миру, из его понимания природы и идеи равенства всего сотворенного Богом. Стать как брат одуванчик, как сестра маргаритка, не печься о завтрашнем дне, не обременять себя ничем лишним в этом мире, чтобы свободно, как рыбка, проскочить через любую сеть, - такова предпосылка внутренней свободы.Францисканская идея равенства всех тварей нарушала, конечно, один из главных принципов средневекового христианского мировоззрения - иерархизм, в соответствии с которым человек находится намного ближе к Богу, чем животные и растения, а тем более чем неживая природа.

И это, наряду с проповедью нищеты, вызывало серьезное недовольство церкви, по крайней мере, на первых порах. Однако в целом Ф.А. Не только не противоречил христианскому мировоззрению Средних веков, но в своей суровой аскезе и энтузиастической любви к Богу был образцом средневекового христианского подвижника.Талант подвижничества и поэтический дар позволили Ф.А. Столь непопулярные в миру самоотречение, покаяние и нищету представить в героической красоте, как воплощение идеалов любви и рыцарства. Духу Ф.А. Противоречило систематическое изложение своего учения, он пошел др. Путем - превратил саму свою жизнь в поэзию. "...Вместо того чтобы петь хвалы бедности, он предпочел раздеться донага и быть бедным. Вместо того чтобы воспевать милосердие, предпочел ухаживать за прокаженными и замерзать от холода, отдав одежду нищему.

Вместо того чтобы громко восхищаться цветами и птицами, горами и лесами, предпочел жить среди них и стать для них своим" (М. Стикко).Творчество и в особенности жизнь Ф.А. Оказали глубокое влияние на Иоахима Флорского, Бонавентуру, Иоанна Дунса Скота, Роберта Гроссетеста, Р. Бэкона, У. Оккама и др. К францисканскому движению принадлежали Христофор Колумб, Васко да Гама, Джотто ди Бондане, Данте Алигьери, Ф. Петрарка, М. Де Сервантес, Т. Мор.Сказания о бедняке Христове. М., 1911. Цветочки. М., 1913. Песнь благодарения во всех тварях божиих / Пер. С. Аверинцева // Благовестник. 1994. № 2. Соч. М., 1995. Opuscula Sancti Patris Francisci Assiesiensis. Roma, 1978.Сабатье П. Жизнь Франциска Ассизского. М., 1895. Герье В. Франциск - апостол нищеты и любви.

М., 1908. Конради В.Г. Книга о святом Франциске. СПб., 1912. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. Одесса, 1919. Стикко М. Святой Франциск Ассизский. Милан, 1990. Бона-вентура. Путеводитель души к Богу. М., 1993. Tatarkiewicz W. Historia filozofii. Warszawa, 1968. Т. 1. Gilson E. La philosophie au Moyen age. Paris, 1976. T. 2. Fonti francescane. Padova, 1983.И.П. Никитина.

Значения в других словарях
Франциск Ассизский

(лат. Franciscus Assisiensis, итал. Francesco d'Assisi) (настоящее имя — Джованни Бернардоне. Bernardone) [1181 (или 1182), Ассизи, — 3 (или 4).10.1226, там же], итальянский религиозный деятель. Из купеческой семьи. Отказался от богатства и с 1206 посвятил себя проповеди евангельской бедности. В 1207—09 основал братство миноритов («меньших братьев»), преобразованное в монашеский орден францисканцев (См. Францисканцы). Церковь сумела использовать в своих целях проповедь Ф. А., завоевавшего большу..

Франциск Ассизский

ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ (латинское Franciscus Assisiensis) (1181 или 1182 - 1226), итальянский проповедник, основатель ордена францисканцев, автор> религиозных поэтических произведений ("Похвала добродетели", "Похвала Богу" и другие). С 1207 начал нищее житие, с 1209 подчинил свою жизнь> служению духовному наследию Иисуса Христа, став проповедником. Вскоре у него появились последователи в Италии и почти во всех европейских странах, которые организовывались во францисканские братства. В 1228 канонизир..

Франциск Ассизский

(1182—1226) — святой, учредитель названного его именем нищенствующего ордена. Он знаменует собой перелом в истории аскетического идеала, а потому и новую эпоху в истории западного монашества и римской курии. Старое монашество в своем отречении от мира возлагало на отдельного монаха обет бедности, но это не помешало монастырям сделаться крупными поземельными собственниками, а аббатам — соперничать в богатстве и роскоши с епископами и князьями. Ф. Углубил идею бедности. Из отрицательного признака..

Франциск Ассизский

СВ. (Francesco d'Assisi)СВ. ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ отдает свою одежду нищему. Фрагмент фрески работы Джотто (церковь св. Франциска в Ассизи, Италия).(ок. 1181-1226), основатель ордена братьев-миноритов (францисканцев). Родился в Ассизи (Италия) ок. 1181 в семье процветающего купца. В юности отличался живым и легкомысленным нравом и готовился стать рыцарем. Однако, год, проведенный им в заточении в качестве военнопленного во время войны между Ассизи и Перуджей, а также знакомство с бедственным положе..

Франциск Ассизский

(1181 или 1182- 1226 гг.) - итальянский религиозный деятель. С 1206 г. Посвятил себя проповеди евангельской бедности. В 1207- 09 гг. Основал братство миноритов, при содействии папства превратившееся в орден францисканцев. Как странствующий проповедник побывал в Испании, Южной Франции, Египте, Палестине, и везде складывались организации его последователей. По возвращении с Востока (где он пытался распространить христианство среди мусульман) Франциск Ассизский в 1220 г. Отошёл от руководства франц..

Франциск Ассизский

(Franciscus Assisiensis), (наст. Имя - Джованни Бернардоне (Bernardone)) (1181 или 1182 - 3.Х.1226) - итал. Религ. Деятель. Из купеч. Семьи. Возможно, под влиянием ереси вальденсов отказался от богатства и с 1206 посвятил себя проповеди евангельской бедности, при этом, однако, сохраняя лояльность по отношению к католич. Церкви. В 1207-09 основал братство миноритов, при содействии папства превратившееся в монашеский орден францисканцев. Церковь сумела использовать в своих целях проповедь Ф. А., з..

Франциск Ассизский

(первонач. Имя Джованни Бернардоне. 1181/82—1226) – итал. Религ. Деятель, писатель, основатель францисканского ордена, причисленный католич. Церковью к лику святых. Сын торговца. Ф.А. Стремился придать католич. Религии более человечный характер, приблизив ее таким образом к нар. Среде. Первый среди духовенства создал поэтич. Произв. На итал. Яз. («Кантика брата Солнца», или «Похвала творению», 1224).. ..

Франциск Ассизский

ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ (St. Francis from Assisi) (настоящее имя - Джованни Бернардони) (1182-1226) - итальянский монах, основатель названного его именем нищенствующего Францисканского ордена. Причислен к лику святых папой Григорием IX в 1228. Ф.А. Своей деятельностью обусловил наступление нетрадиционного этапа в эволюции монашества Западной Европы. Прежняя монашеская модель отречения от мира предполагала индивидуальную бедность с одновременным допущением огромных богатств у монастырей и аббатств. Ф...

Франкфуртская Школа

Одно из наиболее влиятельных и продуктивных направлений в неомарксизме, сложившееся в 1930-е гг. Вокруг возглавлявшегося М. Хоркхаймером Ин-та социальных исследований при Франкфуртском ун-те. Основные темы Ф.ш. - эпистемология социальных наук, теория марксизма, капитализм, фашизм, национал- социализм, реальный коммунизм, индустриальное общество, исследование культуры, психоанализ, проблема человека. Ведущие представители Ф.ш. - Хоркхаймер, Т. Адорно, В. Беньямин, К. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хаберма..

Франц (Frantz) Константин

(род. 12 сент. 1817, Хальберштадт – ум. 2 мая 1891, Блазевиц, близ Дрездена) – нем. Естествоиспытатель и государствовед. Вначале был сторонником философии Гегеля и Шеллинга, затем – эмпиризма. Полемизировал в работе «Philosophismus und Christentum» с теорией Э. Гартмана о саморазложении христианства. Осн. Произв. «Pholosophie der Mathematik», 1842. «Die Naturlehre des Staates», 1870. «Die Weltpolitik», 1882-1883.. ..

Франциск Ассизский (St. Francis from Аssisi)

(настоящее имя - Джованни Бернардони) (1182-1226) - итальянский монах, основатель названного его именем нищенствующего Францисканского ордена. Причислен к лику святых папой Григорием IX в 1228. Ф.А. Своей деятельностью обусловил наступление нетрадиционного этапа в эволюции монашества Западной Европы. Прежняя монашеская модель отречения от мира предполагала индивидуальную бедность с одновременным допущением огромных богатств у монастырей и аббатств. Ф.А. Придал бедности ранг позитивного жизнеутве..

Франциск Мероннский

(род. Меронн, Прованс – ум. 1325, Пьяченца) – средневековый схоласт, Doctor illuminatus (см. Доктор). Преподавал в Париже, ученик Дунса Скота, представитель чистой философии понятий. Осн. Произв. Комментарии к «Категориям» и к «Физике» Аристотеля.. ..

Франциск Ассизский

Франциск Ассизский (1182—1226) — святой, учредитель названного его именем нищенствующего ордена. Он знаменует собой перелом в истории аскетического идеала , а потому и новую эпоху в истории западного монашества и римской курии. Старое монашество в своем отречении от мира возлагало на отдельного монаха обет бедности, но это не помешало монастырям сделаться крупными поземельными собственниками, а аббатам — соперничать в богатстве и роскоши с епископами и князьями. Ф. Углубил идею бедности. Из отри..

Дополнительный поиск Франциск Ассизский Франциск Ассизский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Франциск Ассизский" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Франциск Ассизский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 18 символа