Ци

299

(кит., пневма, эфир, воздух, дыхание, дух, нрав, энергия, жизненная сила, материальное начало) - одна из важнейших категорий кит. Философии, близкая к понятию субстанции. Традиционно составляет оппозицию категории ли ("закон/принцип"). В зависимости от филос. Ориентации различных школ выступает в трех главных смыслах. Универсальной субстанции/субстрата, жизненной энергии/духа и проявления психического начала (сердца/разума - синь). Наиболее распространенным было первое значение - бескачественная вещная субстанция, наполняющая весь "доформенный" мир. Это понимание Ц. Было характерным для раннего даосизма ("Дао дэ цзин"), взглядов Сюнь-цзы (3 в. До н.э.), Чжан Цзая (11 в.). Мэн-цзы (4 в. До н.э.) рассматривал Ц. Как воплощение единства духовного и телесного, выражающего универсальность мировой "пневмы".

Ван Чун (1 в.) разделял Ц. На два состояния. Утонченное Ц. И сгущенное Ц., которые образуют духовный и телесный миры. В неоконфуцианстве, особенно во взглядах Чжу Си (12 в.), понятие Ц. Выступает, как правило, в корреляции с категорией ли ("закон/принцип"), образуя нерасторжимое единство двух начал. Материалообразую- щего, континуального и качественно неопределенного Ц. И структурообразующего, рационального и морально окрашенного закона/принципа (ли). Сходной точки зрения придерживался и Ван Янмин (15- 16 вв.). Ван Чуаньшань (17 в.) связал понятие "Ц." и его состояния с проблемой наличия или отсутствия "оформленных" вещей.Распространенное среди части синологов представление о Ц. Как категории, выражающей исключительно материалистический взгляд на мир, представляется некорректным.Феоктистов В.Ф.

Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. Исследование и перевод. М., 1976. Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983. Голыгина К.И. Великий предел. М., 1994. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994..

Значения в других словарях
Ци

I династия и феодальное государство на юге Китая в период Южных и Северных династий (4—6 вв.). Другое название — Нань Ци (Южное Ци). Существовали с 479 по 502. Основан Сяо Дао-чэном после узурпации им трона династии Сун (420—479). Столица — Цзянькан (современный Нанкин). В 502 правитель округа Юнчжоу Сяо Янь захватил престол и провозгласил династию Лян (502—557).II древнекитайское царство периода Чуньцю и Чжаньго. Входило в число «5 гегемонов» (7—6 вв. До н. Э.) и «7 сильнейших» (5—3 вв. До н. Э..

Ци

Японская монета, то же, что спез.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910). ..

Ци

Сущ., кол-во синонимов. (4). ..

Ци

С. "ли, разве, или, если", только др.-русск. (Жит. Нифонта, XIII в., Лаврентьевск. Летоп. И др. См. Срезн. III, 1439 и сл. Вондрак, Vgl. Gr. 2, 452). По-видимому, связано с це (см.). Не во всех случаях тождественно чи.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Ци

Китайские княжеские династии, правившие в 1122-221 гг. До Р. Х. В княжестве Ци. Родоначальником старшей ветви князей Ци был некто Люй Шан - главный советник знаменитых чжоуских правителей Вэнь-вана и его сына У-вана. После разгрома войск Шан при Муе (в 1122 г. До Р. Х.), когда У-ван стал фактически правителем Китая, он в благодарность за службу сделал Люй Шана (который стал именоваться Тай-гуном) князем Ци. Прибыв в свои владения, Тай-гун мудрым управлением сумел добиться процветания Ци, которое..

Ци

1) Др.-кит. Царство периода Чуньцю и Чжаньго. Входило в число "5 гегемонов" (7-6 вв. До н. Э.) и "7 сильнейших" (5-3 вв. До н. Э.) - царств, независимых от чжоуской монархии. Занимало б. Ч. Совр. Пров. Шаньдун и частично терр. Пров. Хэбэй. Столица Ц.- Инцю (совр. Линьцзы в Шаньдуне), крупный торг.-ремесл. И культурный центр того времени. В 221 до н. Э. Было завоевано царством Цинь. 2) Династия и гос-во на Ю. Китая в период Южных и Северных династий (4-6 вв.). Другое назв.- Нань Ци (Южная Ци). Су..

Цзы Жань (

Nothing found #123. ..

Цзы Сы

(5 в. До Р.Х.) – кит. Философ, внук Конфуция, учение которого он изложил в систематической форме в таких фундаментальных трактатах, как «Чжунюн» («Учение о середине») и «Дасюе» («Великое учение»).. ..

Цивилизация

(от лат. Civilis - гражданский, государственный) - одна из основных единиц исторического времени, обозначающая длительно существующее, самодостаточное сообщество стран и народов, своеобразие которого обусловлено социокультурными причинами. Ц. Подобна живому организму, проходящему путь от рождения до смерти, постоянно воспроизводящему себя и придающему неповторимое своеобразие всем протекающим в нем процессам. Вслед за А. Тойнби можно сказать, что каждая Ц. Проходит стадии возникновения, становле..

Цивилизация Риска

Возникшая в 80-е 20 в. И широко распространенная в философии Запада концепция, согласно которой разрыв между усиливающимися сложностью и могуществом технологии, с одной стороны, и знанием ее возможных воздействий на окружающую природу и человеческие общности, с другой, приводит ко все большей рисконасыщенности современного общества, которая проявляется в экспоненционально растущем количестве технологических, экологических и иных аварий и катастроф. Исходной теоретической посылкой возникновения д..

Ци

Ци - в древнекитайской философии первоматерия, или материальная сила, обладающая двумя формами - Инь и Янь.. ..

Дополнительный поиск Ци Ци

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ци" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ци, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 2 символа