Офорт

115

        (от франц. Eau-forte - "крепкая водка", то есть азотная кислота), вид гравюры на металле, в котором углублённые элементы печатной формы создаются путём травления металла кислотами. На отполированную цинковую (или медную) пластину ("доску") наносят кислотоупорный лак, стальной иглой процарапывают слой лака по линиям будущего изображения до металла. Помещая цинковую пластину в азотную кислоту, медную - в раствор хлорного железа, протравливают освобождённые от лака места. При этом образуются углублённые печатающие элементы. Углубления заполняют краской, покрывают увлажнённой бумагой и затем получают оттиск на металлографии, станке. Для достижения желаемой градации тонов травление можно повторить, вновь покрывая лаком места, соответствующие светлым участкам изображения.

В широком смысле в понятие "офорт" часто включают и другие виды гравюры с травлением - акватинту, лавис, мягкий лак. Офорт часто сочетается с "сухой иглой" и резцовой гравюрой. Для офорта характерны живописность и эмоциональность манеры, свобода штриха, тонкость светотени. Первые известные офорты были выполнены в начале XVI в. Д. Хопфером и А. Дюрером в Германии, У. Графом в Швейцарии. В XVI в. Для офорт а использовались железные, в XVII-XVIII вв. - главным образом медные доски, а в XIX в. -цинковые пластины, более простые в обработке.        Расцвет искусства офорта относится к XVII в. Во Франции лотаринжец Ж. Калло, одним из первых применивший повторное травление, в своих виртуозных по исполнению офортах создал образы, в которых драматизм и острая жизненная правда сочетаются с гротеском.

В Голландии искусство Рембрандта во многом предопределило творчество последующих мастеров офорта. Соединяя динамичный штрих, сочные или едва заметные линии "сухой иглы", повторное травление, Рембрандт достигал тончайших, изысканных эффектов светотени, богатства психологических характеристик. Одновременно с Рембрандтом в Голландии работали такие значительные офортисты, как Х. Сегерс, А. Ван Остаде, П. Поттер, Я. Ван Рeйсдал, Н. Берхем. Во Фландрии в XVII в. Выделялись офорты А. Ван Дейка, в Италии - Г. Рени, Дж. Б. Кастильоне, в Испании - Х. Риберы. В России первый датированный офорт был выполнен в 1665 С. Ушаковым. Известен офорт, выполненный в 1698 Петром I. В этой технике работали А. Ф. Зубов, Е. П. Чемесов, тонким мастером офорта был архитектор В.

И. Баженов. С середины XVIII в. Обозначились 2 линии развития офорта. Творческий и репродукционный офорт. Блестящими мастерами творческого офорта были Дж. Б. Тьеполо, Каналетто и Дж. Б. Пиранези в Италии, А. Ватто, Ф. Буше и Ж. О. Фрагонар во Франции, У. Хогарт в Великобритании. К XVIII в. Относится распространение цветного офорта. На рубеже XVIII и XIX в. Испанец Ф. Гойя, сочетая офорт с акватинтой, создавал графические циклы, полные живописной выразительности, остроэмоционального и социально- драматического звучания. В XIX - начале XX в. Как офортисты плодотворно работали Ж. Ф. Милле, К. Коро, Ш. Ф. Добиньи, Э. Мане, К. Писсарро, Т. Стейнлен во Франции, А. Менцель, Л. Коринт в Германии, А. Цорн в Швеции, Я. Б. Йонгкинд в Голландии, Дж. М. Уистлер в США, И. И. Шишкин, В.

В. Матэ, В. А. Серов в России. В XX в. Новыми чертами офорта становятся подчёркнутая напряжённость линий, выявление фактуры доски. К офорту обращаются П. Пикассо во Франции, Ф. Брэнгвин в Великобритании, К. Кольвиц в Германии, Дж. Моранди в Италии. Советские мастера - И. А. Фомин, И. И. Нивинский, А. И. Кравченко, Г. С. Верейский, Д. И. Митрохин, Д. С. Бисти, Г. Ф. Захаров (РСФСР), М. Г. Дерегус, Ю. А. Ващенко (УССР), Р. М. Гибавичюс (Литовская ССР), Э. Окас, А. Кютт, В. Толли (Эстонская ССР) - используют офорт для создания островыразительных, эмоциональных образов современности..

Значения в других словарях
Оуватер Альберт ван

        (Aelbert van Ouwater, Albert van Ouwater) (ок. 1415, предположительно Оудеватер недалеко от Гауды — ок. 1475, Харлем) — нидерландский художник.        Об Альберте ван Оуватере имеется очень скудная информация. Большая часть информации содержится в «Книге о художниках» Карела ван Мандера, в которой Оуватер описывается преимущественно как известный мастер пейзажа. Кроме пейзажей Оуватер написал по всей видимости несколько религиозных полотен, одно из которых идентифицировано благодаря опис..

Оформительское искусство

        область декоративного искусства. Временное художественное оформление домов, улиц, площадей, производственных территорий, садов и парков в дни общественных празднеств, а также оформление витрин, демонстраций и праздничных шествий, спортивных выступлений, парадов, различного рода экспозиций и выставок. Оформительское искусство, пользующееся выразительными средствами архитектуры, скульптуры, живописи, графики, театра, музыки, киноискусства и светотехники, позволяет создать образцы массового..

Охлупень

        бревно с жёлобом, венчающее крышу в деревянной архитектуре. Концы охлупня нередко получают скульптурное завершение (см. Конёк). Иногда охлупни применялись в каменном зодчестве (например, в средневековой культовой архитектуре Пскова). (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Охрана памятников истории и культуры

        система международных, государственных и общественных мероприятий, ставящих целью сохранение и защиту культурного наследия человечества. Охране подлежат литературные (книги, рукописи и т. Д.) и исторические памятники (здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями, жизнью исторических деятелей и т. П.), памятники градостроительства и архитектуры (архитектурные ансамбли и здания, исторические центры, остатки древней планировки и застройки гор..

Дополнительный поиск Офорт Офорт

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Офорт" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Офорт, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 5 символа