Первобытное искусство

84

        искусство эпохи первобытнообщинного строя. Древнейшие его памятники, известные науке, найдены в Западной Европе (главным образом на территории Франции и Испании). Они датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека современного типа (около 33-го тысячелетия до н. Э.). Первоначально не обособленное в специальный вид деятельности и связанное с трудовым процессом, охотничьей магией и др., первобытное искусство закрепляло коллективный жизненный опыт общины, отражая постепенное познание человеком действительности, сложение его первых представлений об окружающем мире. Изображение явилось незаменимым средством фиксации, моделирования и передачи из рода в род синкретического нерасчленимого комплекса духовной культуры, заключавшего в себе многие будущие самостоятельные формы и виды человеческой деятельности.

Возникновение искусства означало огромный шаг вперёд в развитии человечества, способствовало укреплению социальных связей внутри первобытной общины, формированию духовного мира человека, его начальных эстетических представлений. Тесно связанное с первобытными мифологическими воззрениями, оно основывалось на анимизме (наделении природных явлений человеческими качествами) и тесно связанном с ним тотемизме (культе животного - прародителя рода). Характерной чертой палеолитического искусства, воплощавшего свои представления в живых, персонифицированных образах, является яркий, стихийный реализм. Поразительная жизненность многих палеолитических изображений обусловлена особенностями трудовой практики и мировосприятия палеолитического человека.

Меткость и острота его жизненных наблюдений определялись повседневными трудовыми навыками охотников, жизнь и благосостояние которых зависели от знания животных и их повадок, от умения выследить их.        Первые произведения первобытного изобразительного искусства появились в зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33-18-е тысячелетие до н. Э.). С этого времени на обширных пространствах от Сибири до Западной Европы широко распространились женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами - так называемые Венеры, по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Подобные "Венеры" найдены в Леспюге (Франция), Савиньяно (Италия), Виллендорфе (Австрия), Дольни-Вестонице (Чехия), селе Костёнки близ Воронежа (РСФСР) и во многих других местах.

Одновременно с ними появляются обобщённо-выразительные изображения животных (статуэтки из камня, кости и глины. Гравированные фигуры или головы на кости, камне, роге), воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя и др. К ориньякской же эпохе относятся первые настенные пещерные изображения (рельефные, гравированные и живописные), чаще всего воспроизводящие грубо обобщёнными линиями голову или переднюю часть туловища зверя. Наскальные, в том числе пещерные, изображения эпохи палеолита переживают расцвет в солютрейское и мадленское время (20-11-е тысячелетие до н. Э.) - главным образом на юге Франции (росписи в пещерах Монтиньяк, Нио, Ласко, "Три брата" и др.) и северо-западе Испании (росписи пещеры Альтамира близ Сантандера и др.), но встречаются и в Италии (в окрестностях Рима, в районе Отранто и в Палермо), а также на Урале (так называемая Капова пещера на р.

Белая в Башкирской АССР). Главными мотивами изображений, часто покрывающих обширные плоскости, являются полные жизни и движения отдельные фигуры крупных животных, являвшихся объектами охоты (зубры, мамонты, лошади, олени, хищные звери). Реже встречаются схематичные изображения людей и существ, совмещающих признаки человека и животного, условные знаки, частично расшифровывающиеся как воспроизведения жилищ или охотничьих ловушек. Техника пещерной живописи со временем совершенствуется. Точные, лёгкие контуры линии начинают играть подчинённую роль, на первый план выступают смело и точно положенные обобщенные цветовые пятна, нанесённые охристой, красной, коричневой, чёрной и жёлтой минеральными красками. Тонкая и мягкая градация тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатление объёма, ощущение фактуры шкуры зверя.

При всей своей жизненной выразительности и реалистической обобщённости палеолитическое искусство остаётся интуитивно-спонтанным. Оно состоит из отдельных конкретных образов, в нём отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.        В позднем палеолите получает развитие архитектура. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углублёнными в землю примерно на треть куполообразными постройками (округлыми или прямоугольными в плане), иногда с длинными тоннелеобразными входами. В качестве строительного материала иногда использовались кости крупных животных. Многочисленные палеолитические стоянки обнаружены во многих районах Европы и Азии, в том числе на территории СССР (на Украине и в Белоруссии, на Кавказе и Дону, в Сибири и др.).

Культура мезолита (переходного периода от палеолита к неолиту. Примерно с 10-8-го тысячелетия до н. Э.) отражает существенные экологические изменения (окончание ледникового периода), повлиявшие на многие стороны жизни первобытного человека. Распространение стоянок под открытым небом, интенсивное развитие рыболовства и охоты, создание новых орудий, изобретение лука, начало одомашнивания животных, переход к более активной производительной деятельности. Мезолитические наскальные изображения (открытые главным образом в Восточной Испании) резко отличаются от палеолитических. Важное место в них занимают изображение человека в действии, многофигурные композиции. Сцены сражений, охоты и т. П. Выделяется несколько стилистических групп изображений.

Первая, к которой, в частности, относятся рисунки из Аддоры (Сицилия), отличается относительным реализмом. Пропорциональные и в меру детализированные фигуры людей и животных изображаются во взаимодействии. Группы фигур образуют ясно читающиеся сцены. Затем изображения стилизуются, становятся всё более условными, причём фигуры животных - в меньшей степени, чем человеческие. В дальнейшем тенденция к обобщению усиливается. Мезолитический художник освобождает фигуру человека от деталей, мешающих передаче движения, действия, сложных ракурсов, массовых сцен. К концу периода мезолита условные фигуративные изображения постепенно уступают место разнообразным знакам и символам. В наскальной живописи (в Гранаде, в районе Сьерра-Морена в Испании) встречаются различные условные формы, близкие по характеру к знакам, встречающимся на гальках.

Геометризация, схематизм, появившиеся первоначально в южных областях Западной Европы, постепенно распространяются к северу, вплоть до Скандинавии.        Переход первобытного человека от охоты к земледелию и скотоводству (в тех местах, где для этого имелись наиболее благоприятные условия) вызвал существенные изменения в первобытном искусстве. В эпоху неолита (примерно с 8-5-го тысячелетия до н. Э.) и период бронзы (примерно 3-2-е тысячелетие - начало 1-го тысячелетия до н. Э.) появились изображения, передающие более сложные и отвлечённые понятия, наметилось стремление создать картины реальной жизни. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства (керамика, обработка металла, ткачество. Получило широкое распространение связанное с ними искусство орнамента).

Первоначально те или иные виды орнамента имели магический, культовый смысл, но по мере развития обретали и чисто художественную выразительность. Вместе с тем неолитические изображения во многом утратили яркую реалистическую непосредственность искусства палеолита, приобрели условные, стилизованные формы. В эпоху неолита усилилась неравномерность социального и культурного развития различных районов Азии, Африки, Европы. Наиболее зрелые формы культуры, связанные с интенсивным развитием земледелия и скотоводства, сложились в Малой и Передней Азии, а также на северо-востоке Африки. Впоследствии здесь возникли первые классовые общества и рабовладельческие государства (см. Ассирия, Вавилония, Египет Древний). Здесь уже в 3-м тысячелетии до н.

Э. Сложились основные виды искусства - архитектура, скульптура, живопись.        Первые памятники искусства, связанные с земледельческими культами, появились, очевидно, в 6-5-м тысячелетии до н. Э. Главным образом у древних племён Малой Азии и Месопотамии. Высокого уровня здесь достигло искусство керамики - строгие по формам сосуды из светлой глины с изящными, лаконичными росписями, выполненными красно-коричневыми красками. Росписи включают как геометрические мотивы, имеющие, вероятно, символическое значение (полосы, волнистые линии, треугольники, ромбы, сетчатые узоры и др.), так и лёгкие стилизованные изображения птиц и зверей (преимущественно козлов и баранов). Появившиеся здесь в 6-м тысячелетии до н.

Э. Женские статуэтки из глины, первоначально близкие натуре, а затем с более схематичными, обобщенными и удлинёнными формами, а также с утяжелённой нижней частью тела, иногда покрывались геометрической росписью в виде спиралей, точек и штрихов, вероятно, имитирующей одежду. Влияние древней художественной культуры Малой Азии и Месопотамии в 5-3-м тысячелетии до н. Э. Широко распространилось и оригинально преломилось в искусстве прилегающих районов, имеющем и местные черты (в Северной Африке, Восточном Средиземноморье, в Юго-Восточной Европе, Средней Азии, Афганистане, Пакистане и др.). В более отдалённых районах (например, на севере Европы и Азии, где долго сохранялся рыболовно-охотничий первобытный уклад жизни) вплоть до 1-го тысячелетия до н.

Э. Сохранились видоизменённые древние формы искусства, Здесь обнаружено большое число жизненно убедительных скульптурных изображений (преимущественно голов лосей, медведей, водоплавающих птиц), чаще всего составляющих часть культовой деревянной утвари и каменного оружия (находки из Оленеостровского могильника в Карелии, 4-3-е тысячелетие до н. Э., торфяников Шигир и Горбуново в Приуралье, 3-2-е тысячелетие до н. Э. Единичные находки в Финляндии, Швеции и др.). Широко распространена также мелкая зооморфная пластика из дерева, кремня, сланца, рога. Здесь выполнялись живописные, гравированные или выбитые точечной техникой наскальные изображения (так называемые петроглифы, или высеченные на скалах изображения в Карелии, 3-2-е тысячелетие до н.

Э. Петроглифы и наскальные росписи в Швеции, вторая половина 2-го тысячелетия до н. Э., и на восточных склонах Урала, и др.). Обычно связанные с племенными святилищами, на территории СССР они чаще всего представляют целую галерею упрощённых и схематических, наивно-выразительных образов - изображения животных, людей, мифологических существ, солярных и иных нерасшифрованных символов, сцен рыбной ловли и охоты. Богатые комплексы наскальных изображений, восходящие к эпохам позднего неолита, мезолита и бронзы, обнаружены также на Кавказе (в районе Кобустана), в Средней Азии (в районе Зараут-Сая в Узбекистане), а также в Западной Африке (росписи Тассилин-Аджер в алжирской Сахаре). Они составляют порой сложные, иногда полихромные, жизненно выразительные многофигурные композиции, включающие фигуры животных и людей, сцены быта, труда и охоты.        В Средней Европе переходу к оседлости и земледелию сопутствовало бурное развитие производства керамики, прошедшего на протяжении неолита и эпохи ранней бронзы сложную эволюцию и породившего множество как местных, так и общеевропейских культур и центров.

Простые, преимущественно округлые или прямостенные сосуды выполнялись от руки. На юго-востоке Европы (территория Греции, Югославии, Болгарии, Румынии, Молдавии) и в Средней Азии преобладала многоцветная расписная керамика со спиралевидным узором, орнаментом из треугольников или лент, заполненных точечной инкрустацией. Богатством и разнообразием красно-коричневых и чёрных узоров в форме спиралей и завитков, сплошь покрывающих сосуды с бело-жёлтой обмазкой, выделяется культура Триполье-Кукутени, распространённая на территории Румынии, Западной Украины и Молдавии. В более северных районах (территория ГДР, ФРГ, Польши, Чехословакии, Южных Нидерландов и др.) были распространены главным образом гравированные, так называемые линейно-ленточные узоры в виде изогнутых полос или спиралей, расположенных рядами, а впоследствии появились нарядные сосуды с тиснёным или штампованным орнаментом, складывающимся из крестов, квадратов, полос и других геометрических мотивов.

Встречающаяся на юго-востоке и в центре Европы глиняная пластика этого времени (преимущественно схематично-обобщённые женские статуэтки, иногда покрытые геометрическим расписным или точечным сквозным узором) несёт отголоски средиземноморских влияний. Зодчество эпох неолита и ранней бронзы представлено общинными поселениями (многокомнатные дома столбовой конструкции или с каркасной основой из плетёных прутьев, обмазанных глиной, в Центральной и Восточной Европе. Сырцовые дома в Средней Азии и др.). О прогрессе строительной техники говорят многочисленные мегалитические постройки, сложенные из крупных монолитных каменных блоков. Они встречаются почти повсеместно. Выделяются комплекс храмов на острове Мальта с каменными плитами, покрытыми рельефным спиральным узором, и святилище Стонхендж (Великобритания), состоящее из двух рядов концентрических камней, гробницы-дольмены на Балканах, в Малой Азии, на Кавказе и др.        Открытие производства металлов оказало существенное влияние на социальное развитие первобытного общества.

В эпоху бронзы увеличилась производительность труда, начались имущественная дифференциация и разложение первобытной общины. В этот период наивысшего расцвета достигло эгейское искусство, развивавшееся под воздействием восточных цивилизаций и оказавшее большое влияние на становление культуры Средиземноморья, и особенно Греции Древней. В Европе и Азии во 2-м - первой половине 1-го тысячелетия до н. Э. Продолжался процесс разложения первобытной общности людей, постепенно формировались племенные и этнические объединения (см. Германцы древние, Иллирийцы, Кельты, Норманны, Саки, Сарматы, Скифы, Славяне древние, Тюрки древние, Финно-угры древние, Фракийцы, Этруски). Для этого времени в Средней Европе характерна скромная посуда с простым штампованным геометрическим узором, связанная с традициями неолита, бронзовые фибулы, подвески, мечи с орнаментированными в геометрическом духе рукоятями.

Искусство обработки металла достигло здесь высокого уровня на рубеже бронзового и железного веков. В начале 1-го тысячелетия до н. Э. Отголоски традиций первобытного искусства частично отразились в Европе в гальштатском искусстве, в степях Евразии - в "зверином стиле". Повсеместно первоначальный культово- магический смысл изображений вытеснялся декоративно-орнаментальным началом. С середины 1-го тысячелетия до н. Э. Искусство "варварских" народов Европы и Центральной Азии воспринимало усиливающееся воздействие античной цивилизации и позднее, с процессом сложения феодализма, включилось (главным образом в Европе) в общеевропейский поток развития средневековой художественной культуры. Однако богатое и разнообразное искусство, органически связанное с традициями первобытного искусства, продолжало существовать вплоть до XIX-XX вв.

У народов, в значительной степени сохранивших первобытнообщинные отношения (у аборигенов Австралии, Океании и Южной Америки, эскимосов Канады и Северо-Восточной Сибири, народов Африки)..

Значения в других словарях
Пенджикент

        Пянджикент, город в Ленинабадской области Таджикской ССР. На юго-восточной окраине современного города - городище древнего Пенджикента. (V-VIII вв.), памятник культуры Согда (раскопки с 1947). Древний Пенджикент включал цитадель с дворцом правителя, укреплённый шахристан (раскрыты остатки крепостных стен, двух храмов, базаров, улиц, свыше 100 многокомнатных двухэтажных домов), пригород с отдельными усадьбами и некрополь. Во дворце, храмах, домах знати и богатых горожан открыты фрагменты ..

Пёппельман Маттеус Даниель

        (Peppelmann) (1662-1736), немецкий архитектор. С 1686 работал при дворе в Дрездене. В главном произведении Пeппельмана - дворцовом ансамбле Цвингер в Дрездене (1711-22) классицистическая ясность общего планировочного замысла сочетается с барочной динамикой объёмов. Нередко вводя в декор элементы рококо, Пeппельман стал одним из зачинателей этого стиля в Германии.Литература. Heckmann H., M. D. PЦppelmann, Mьnch.-B., 1972. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полев..

Пергам

        древний город в Малой Азии (ныне Бергама на территории Турции). Основан в начале XII в. До н. Э. В 282 (или 283) - 133 до н. Э. Столица Пергамского царства. Эллинистический город, окружённый стеной, располагался террасами на горе, вершину которой занимал акрополь. Среди памятников акрополя. Руины театра (II в. До н. Э.), святилища Афины Никефоры (IV-III вв. До н. Э.) с храмом и зданием библиотеки, фундаменты Большого алтаря Зевса (около 181-159 до н. Э. Реконструкция, скульптура - в Анти..

Пергола

        (итал. Pergola), увитая зеленью беседка или коридор из трельяжей (лёгких решёток) на арках или столбах. Служит укрытием от зноя. В садах XVI в. И регулярных парках XVII-XVIII вв. (см. Садово-парковое искусство) перголы выделялись на фоне насаждений, подстриженных в виде ровных стенок-шпалер. Применяются и в современном парковом строительстве.. ..

Дополнительный поиск Первобытное искусство Первобытное искусство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Первобытное искусство" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Первобытное искусство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 21 символа