Перспектива

97

        (франц. Perspective, от лат. Perspicio - ясно вижу), система изображения объёмных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удалённость от наблюдателя. Перспектива в изобразительном искусстве выступает как выражение стремления художника к воссозданию образа реального, видимого мира. В зависимости от господствующего стиля и принятой в ту или иную эпоху системы пространственного видения перспективы принимала различные формы. В классическом виде (как прямая, линейная или научная перспектива) она сложилась в эпоху Возрождения. Для получения изображения предмета на плоскости проводят из выбранной точки пространства - центра перспектива - лучи ко всем точкам данного предмета.

На пути лучей ставят ту плоскость, на которой желают получить изображение. В пересечении плоскости с проведёнными лучами получают искомое изображение. Перспективные изображения параллельных прямых пересекаются в так называемых точках схода, а параллельных плоскостей - в линиях схода. Художники первобытного мира (см. Первобытное искусство) и Древнего Востока, создавшие ряд приёмов для характеристики взаимного расположения фигур и предметов (в том числе ярусная композиция, сочетание фронтальных и профильных разворотов), подчиняли их не законам перспективы, а условно-символическим схемам. Первые опыты построения перспективы предпринимались в искусстве Древней Греции (с VI в. До н. Э.), что было связано с открытиями греческих геометров, развитием живописи и искусства театральных декораций.

В античном искусстве существовали построения, близкие к линейной перспективе (то есть имеющие один главный центр проекции. Фрески так называемого второго помпеянского стиля, около 80 до н. Э. - около 30 н. Э.), но поскольку глубина оставалась слабо осознанным композиционным элементом, широко использовалась и система перспективы, подразумевающая несколько точек схода, расположенных на одной вертикальной оси (так называемая рыбья кость). В средневековом европейском и византийском искусстве интерес к разработке центральной перспективы в целом пропадает. Распространяются условные системы построения пространства, при которых последнее распадается на ряд самостоятельных зон, изображение распластывается на плоскости, предметы представлены видимыми как бы с нескольких точек зрения и увеличивающимися по мере их удаления от переднего плана (так называемая обратная перспектива).

Эмпирические системы перспективы существовали и в искусстве Востока. Так, например, в живописи Китая и Японии центр проекции как бы удалён в бесконечность, поэтому перспективные линии не сходятся, предстают параллельными (так называемая параллельная перспектива).        Усиленное внимание к упорядочению пространственных построений в эпоху итальянского Возрождения, превращение научно обоснованной перспективы в одну из главных художественных проблем этого времени было стимулировано интересом к объёмности и материальности пространственных форм, проявившемся уже в искусстве Проторенессанса (Джотто, Каваллини). Последовательная система перспективы, рассчитанная на фиксированную точку зрения и предполагающая единую точку схода на линии горизонта и пропорциональное уменьшение предметов по мере удаления их от переднего плана, разрабатывалась мастерами итальянского кватроченто (Ф.

Брунеллески, Л. Б. Альберти, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, П. Уччелло) и северно-европейского искусства (братья Х. И Я. Ван Эйк, А. Дюрер). Леонардо да Винчи обосновал принципы воздушной и цветовой перспективы (влияние воздушной среды на чёткость очертаний предметов и насыщенность колорита). В эпоху барокко перспектива обогатилась ракурсами, предполагающими необычные точки зрения. В конце XIX - начале XX вв. Некоторые живописцы, осознавшие особенно характерный для XIX в. Формализм многих моментов линейной перспективы (обязательная неподвижность и противоречащая бифокальности зрения единственность центра проекции) и стремившиеся к созданию синтетического образа мира (П. Сезанн, К. С. Петров-Водкин), использовали так называемую сферическую перспективу (несколько точек зрения, наклон вертикальных осей к центру, разворот плоскостей к переднему плану)..

Значения в других словарях
Перроно Жан Батист

        (Perroneau, Perronneau) (1715-1783), французский живописец. Наряду с М. К. Де Латуром один из крупнейших мастеров французского пастельного портрета. Камерные, преимущественно погрудные портреты Перроно отличаются относительно свободной манерой письма и нежностью цветовых созвучий, обычно изображают провинциальных дворян и буржуа ("Девушка с кошкой", 1746, портреты госпожи де Соркенвиль, 1749, Л. Карса, 1759, и А. Ван Робе, 1767, - все пастель, Лувр. "Мальчик с книгой", масло, 1740-е гг.,..

Персеполь

        (греч. Persepolis), древний город в Иране (в 50 км к северо-востоку от Шираза). Одна из столиц, ритуальный город или резиденция Ахеменидов. Основан около 520 до н. Э. Сожжён греко-македонянами в 330 до н. Э. Руины Персеполя, Техте-Джемшид ("Трон Джемшида"), отождествил с древним городом испанский путешественник Дон Гарсия в 1620. Раскопки 1931-70-х гг. Грандиозный архитектурно-скульптурный комплекс Персеполя построен около 520-450 до н. Э. На искусственной террасе, примыкает к горе Кухе-..

Перспективная живопись

        род живописи, художественная выразительность которой основана на использовании эффектов линейной перспективы. Декор, живопись, иллюзионистически расширяющая реальное архитектурное пространство и характерная преимущественно для Позднего Возрождения и в особенности для барокко, а также перспективная декорация (см. Театрально-декорационное искусство). К перспективной живописи иногда условно, относят архитектурный видовой пейзаж (ведуту). Наиболее развитый в Италии XVII-XVIII вв. (Каналетто,..

Персье Шарль

        (Percier) (1764-1838), французский архитектор. Учился у А. Ф. Пера в Париже. Наряду с П. Ф. Л. Фонтеном (с которым работал в 1794-1814) был ведущим представителем стиля ампир, законодателем вкуса в период империи Наполеона I. Их совместные произведения (триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, 1806. Проекты мебели, убранства интерьера, оформления празднеств), возрождающие древнеримские мотивы, отличаются несколько тяжеловесной торжественностью, стремлением к синтезу архитектуры и..

Дополнительный поиск Перспектива Перспектива

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Перспектива" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Перспектива, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 11 символа