Санкхья
(размышление, исчисление) - одна из ортодоксальных даршан, весьма популярная в древности. Основатель - легендарный Катила (до VI в. До н. Э.). Произведения ранних авторов Панчашикхи, Варшаганы и др. Утрачены, отчасти известны из медицинских трактатов, "Махабхараты" и др. Текстов. Самое раннее из дошедших сочинений - "С.-карика" Ишваракришны (III в. Н. Э.). Важный ее комментарий подготовлен Вачаспати. "С.-правачана-сутра" псевдо-Капилы относится к XIV в. Труд Виджнянабхикшу (XVI в.) притягивает С. К теистической веданте. Классическая С. - система онтологического дуализма. Есть два вечных начала. Единая и вечно изменчивая материя-природа (пракрити) и множество вечно неизменных индивидуальных духов (пуруш). Последствие уже скрытым образом содержится в причине (теория саткарьявада), развитие есть проявление потенциального.
Основа всего мира - непроявленная (бесструктурная) пракрити. Она разворачивается в ряд типов сущего (таттв), что происходит при нарушении равновесия трех ее сил - гун. Ясности, активности, инертности, в нач. Каждого мирового периода (признается цикличность существования мира). Первая таттва - великий (махат), его аналог в индивидууме - интеллект. Затем - ахамкара - чувство индивидуальности. Далее при господстве гуны ясностъ-саттва из ахамкары порождается рассудок (манас), по пять индрий (органов) познания и действия. Параллельно этому при преобладании гуны инертности-гаалшся образуются "пять зародышей" элементов-стихий (зримого, слышимого и др.). Из них далее возникают физические элементы, составляющие тела живых существ и неодушевленные вещи.
Итого насчитывается 25 типов сущего вместе с пракрити и Пурушей. Пуруша, т. Е. Дух, понимается как бездействующий зритель материальных, в т. Ч. Психических, процессов, понимаемых как преобразования гун. В мирском индивидууме наличествует смешение, неразличение интеллекта и духа. Духовной целью является осознание действительной несвязанности их, порождение в сознании их различения. Это возможно с помощью чистого умозрения, а также йоги. Типов правильного познания три. Восприятие, вывод и авторитет. Виды активности сознания делятся на познание (вновь, впервые, правильное и неправильное), память, сон и оперирование словами. В неклассич. Вариантах С. Вводится 26-я таттва - господь бог, что явно излишне для самой системы. С. Является теоретич.
Фундаментом йоги Патанджали. В истории философии большое значение сыграли ее споры с представителями школы ньяя и буддистами по проблеме причинности. После XVI в. Традиция С. Прекращается, последователей ее нет.А. Парибок.
Дополнительный поиск Санкхья
На нашем сайте Вы найдете значение "Санкхья" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Санкхья, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 7 символа