Духинский Франциск

108

Духинский, Франциск - писатель (1817 - 1880). Происходил из ополяченной малорусской семьи. Первые его работы на польском и русском языках относились к вопросу о первоначальных отношениях между Россией и Польшей. После восстания 1831 г. Духинский эмигрировал во Францию, был профессором польской школы в Париже, позднее - хранителем польского музея в Рапперсвилле, близ Цюриха. Его попытки создать новую теорию славянской этнографии доставили ему широкую известность. Самая теория эта одно время принималась как нечто твердо установленное значительной частью западноевропейской литературы (например, Анри Мартеном). В действительности теория Духинского представляла собой лишь стремление облечь в форму научной системы политические мечтания и чувства польской эмиграции.

Основанием теории служит мысль, что великорусы - или, как называет их Духинский, "москали" - не принадлежат к славянскому племени и даже к арийской расе, а составляют отрасль племени туранского, наравне с монголами, и напрасно присваивают себе имя русских, которое принадлежит по справедливости только малорусам и белорусам, близким к полякам по своему происхождению. Самый язык, которым в настоящее время говорят "москали", есть искусственно заимствованный и испорченный ими язык церковно-славянский, вытеснивший существовавший прежде какой-то народный туранский язык. В доказательство "туранства" великорусов Духинский приводит автократическую форму правления ("царат"), несвойственную, будто бы, арийским племенам, существование у них "коммунизма", тогда как арийцев отличает индивидуальная собственность, склонность к кочеванию, будто бы существующую у великорусов наравне со всеми туранцами, наконец, малое развитие среди великорусского племени городов и городской жизни.

Естественная, по Духинскому, граница туранского племени - Днепр, Двина и "речки Финляндии". Интерес арийской Европы требует восстановления славянского польского государства, которое охватило бы родственные племена малорусов и белорусов и послужило бы для Западной Европы оплотом от туранского могущества москалей. Учение Духинского, соответствовавшее укоренившейся тогда среди поляков идее об "избранничестве" польского народа, было принято большинством польской интеллигенции с восторгом, а люди, более сознательно относившиеся к вопросу, не всегда имели возможность высказать свое настоящее мнение. В русской литературе теория Духинского встретила наиболее серьезную критику в статьях Н.И. Костомарова ("Основа", 1861, № 2, "Ответ на выходки газеты "Czas" и журнала "Revue Contemporaine", и № 10, "Правда полякам о Руси").

Постепенно авторитет теории стал падать, и в самом польском обществе громче становились голоса критиков. В 1886 г. И.А. Бодуэн-де-Куртенэ, издал в Кракове брошюру ("Z powodu jubileuszu profesora Duchinskiego"), в которой отрицал за теорией Духинского всякое научное значение и признавал празднование юбилея Духинского "юбилеем хронического патриотического заблуждения". Русский пересказ этой брошюры, с несколькими добавочными замечаниями, сделан А.Н. Пыпиным в статье его. "Тенденциозная этнография" ("Вестник Европы", 1887, № 1). Главные труды Духинского. "Zasady dziejow Polski i inhych krajow slowianskich" (П., 1858 - 1861). "Polacy w Turcyi" (Л., 1858). "Tresc lekcyi historyi polskiej wykladanych w Paryzu" (П., 1860).

"Pologne et Ruthenie. Origines slaves" (П., 1861). "Dopelnienie do trzech czesci zasad dziejow etc." (П., 1863). "Necessite des reformes dans l´exposition de l´histoire des peuples Aryas-Europeens et Tourans" (П., 1864). "Peuples Aryas et Tourans, agriculteurs et nomades" (1864). В. М-н..

Значения в других словарях
Духинский Франциск

Духинский, Франциск - писатель (1817 - 1880). Происходил из ополяченной малорусской семьи. Первые его работы на польском и русском языках относились к вопросу о первоначальных отношениях между Россией и Польшей. После восстания 1831 г. Духинский эмигрировал во Францию, был профессором польской школы в Париже, позднее - хранителем польского музея в Рапперсвилле, близ Цюриха. Его попытки создать новую теорию славянской этнографии доставили ему широкую известность. Самая теория эта одно время прини..

Дух Святой

-Дух Божий, одно из лиц (ипостасей) Божественной Троицы, действующая Сила Божия. Дух Святой являлся участником акта творения (Быт 1.2), во все времена говорил через пророков Божиих, а с рождением Христа обильно действовал в Сыне Божием-Господе и Спасителе нашем во все время Его земного служения. Теперь Он действует в верующих. Дух Святой под этим именем в Ветхом Завете упоминается только в трех местах (Пс 50.13. Ис 63.10,11), в остальных же-как Дух Божий. В Новом Завете Дух Святой упоминается то..

Дух Тамерлана

- археологическая легенда. Тамерлан (Тимур, Тимурленг, 1336-1405) - среднеазиатский полководец. Захватил власть в Мавераннахре (область между Амударьей и Сырдарьей с городами Самарканд, Бухара, Ходжент). Совершал грабительские походы в Иран, Индию, Турцию, захватил Хорезм, разгромил Золотую Орду. Д. Т. - легенда о том, что война началась потому, что была вскрыта гробница Тамерлана в Самарканде и оттуда вышел дух войны. Миф основан на том, что раскопки гробницы Тамерлана начались 16 июня 1941 г. ..

Духоборы

— секта духовных христиан, возникла в России во второй половине XVIII в. Отвергает православные обряды и таинства, священников, монашество. Обожествляет руководителей своих общин. За неподчинение властям и отказ от военной службы преследовались правительством. В конце XIX в. Переселились в Канаду. Сохраняют язык и основные традиции. К 1917 г. В России насчитывалось от 17 до 20 тыс. Д.. ..

Духоборы (духоборцы)

Приверженцы течения в среде духовных христиан. Течение Д. Возникло в России во 2-й половине 18 в. Отвергают православные обряды и таинства, священников, монашество. Обожествляют руководителей своих общин. За неподчинение властям и отказ от военной службы подвергались преследованиям властей. В начале 1840-х гг. Д. Из Таврической губернии переселились в Закавказье, в Джавахети. В конце 19 в. Переселились в Канаду. В 1990-е гг. Немногочисленные общины Д. Проживали в Тамбовской, Ростовской, Оренбург..

Дополнительный поиск Духинский Франциск Духинский Франциск

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Духинский Франциск" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Духинский Франциск, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 18 символа