Бруно

189

(Вrunо) Джордано Филиппо (1548- 1600) - итальянский мистик, философ и поэт. Монах-доминиканец, бежал из монастыря (1576). Поклонник Каббалы. Создатель религии космоса. Основные работы. 'О причине, начале и едином' (1584), 'О бесконечности, Вселенной и мирах' (1584), 'Изгнание торжествующего зверя' (1584), 'О героическом энтузиазме' (1585), 'Светильник тридцати статуй' (1587), 'Сто шестьдесят тезисов против математиков и философов нашего времени' (1588), 'Свод метафизических терминов' (1591), 'О безмерном и неисчислимых' (1591), 'О монаде, числе и фигуре' (1591), 'О составлении образов' (1591) и др. Проповедовал свои идеи в университетах Англии, Германии, Франции, Швейцарии. Приговорен к смертной казни инквизицией за еретический религиозный мессианизм.

Сожжен на костре в Риме. Учение Б. - специфический поэтический пантеизм, основанный на новейших достижениях естественнонаучного знания (особенно гелиоцентрической системе Коперника) и фрагментах эпикуреизма, стоицизма и неоплатонизма. Бесконечная вселенная в целом - это Бог - он находится во всем и повсюду, не 'вне' и не 'над', но в качестве 'наиприсутствующего'. Универсум движим внутренними силами, это вечная и неизменная субстанция, единственно сущее и живое. Единичные вещи изменчивы и вовлечены в движение вечного духа и жизни в соответствии со своей организацией. Б. Неоднократно отождествлял Бога с природой, с ее разнообразными процессами и вещами, с материей (по Б., 'божественным бытием в вещах'). В целом пантеизм Б., материалистический в ряде своих положений, содержал определенную легитимизацию и реабилитацию материи (того начала, которое, по Б., 'все производит из собственного лона') в контексте преодоления схоластической концепции существования множества 'форм', не связанных с материей.

Согласно Б., элементарные фрагменты сущего, 'minima', одновременно относятся к материальному и психическому. Свойства микрокосма (как интеллектуальные, так и психические) Б. Распространяет на природу в целом. Все бытие таким образом трактуется Б. В рамках парадигм панпсихизма и гилозоизма. (Как отметила один из комментаторов творчества Б. - Ф.А.Йейтс, у него 'Земля, поскольку она живое существо, движется вокруг солнца египетской магии. Вместе с ней движутся по орбитам планеты, живые светила. Бессчетное число иных миров, движущихся и живых, подобно огромным животным, населяет бесконечную вселенную'.) 'Мир одушевлен вместе со всеми его членами', а душа может рассматриваться как 'ближайшая формирующая причина, внутренняя сила, свойственная всякой вещи'.

Мировая же душа у Б. - носитель такого атрибутивного свойства как 'всеобщий ум', универсальный интеллект. Понятие Бога в результате замещается Б. Понятием 'мировая душа'. Согласно Б., земной и небесный миры физически однородны, не возникают и не исчезают, образуя лишь неисчислимое количество разнообразных сочетаний. Бесчисленные солнца со своими населенными (по Б., 'другие миры так же обитаемы, как и этот') планетами движутся по собственным орбитам. 'Вселенная есть целиком центр. Центр Вселенной повсюду и во всем'. (В отличие от Коперника, Б. Преодолел постулаты о конечности мироздания, замкнутого сферой 'неподвижных' звезд, и о статичном Солнце как центре Вселенной.) Космология Б., пересматривая тезис Аристотеля и схоластов о дуализме земного и небесного, постулировала воду, огонь, землю и воздух в качестве элементов всего мироздания.

Допущение Б. О том, что мировая душа с необходимостью порождает не только феномен одушевленности, но также и населенность множества иных миров реально трансформировало категорию 'Универсума' в понятие 'Вселенная' - вместилище самых различных форм жизни, отличных от земных в том числе. Лучшая процедура служения Богу ('монаде монад') - познание законов универсума и законов движения, а также осуществление жизни в соответствии с этим знанием (цель философии у Б. - постижение не трансцендентно-суверенного Бога христианства, а 'Бога в вещах'). Вера, по Б., 'требуется для наставления грубых народов, которые должны быть управляемы', в то время как философские изыскания по поводу 'истины относительно природы и превосходства творца ее' предназначены лишь тем, кто 'способен понять наши рассуждения'.

Стремление к пониманию естественного закона, согласно Б., - самый высоконравственный удел. Волю Бога, по мнению Б., необходимо искать в 'неодолимом и нерушимом законе природы, в благочестии души, хорошо усвоившей этот закон, в сиянии солнца, в красоте вещей, происходящих из лона нашей матери-природы, в ее истинном образе, выраженном телесно в бесчисленных живых существах, которые сияют на безграничном своде единого неба, живут, чувствуют, постигают и восхваляют величайшее единство...'. Важную роль в конституировании новоевропейской культурной парадигмы сыграло и переосмысление Б. Куртуазного лирического канона в свете философской традиции, наполнение его радикально новым - гносеологическим - содержанием.

Идущая от трубадуров идея семантического совпадения 'небесной любви' к Донне с восхождением к божественному благу (см. 'Веселая наука') трансформируется у Б. В своего рода интеллектуальный героизм любви к мудрости, в рамках которого 'философия предстает обнаженной перед. Ясным разумением'. Мудреца - искателя истины - Б. Сравнивает в этом отношении с Актеоном, преследующим богиню 'в лесах' (т.е. Непознанных сферах, 'исследуемых самым незначительным числом людей') и 'меж вод' (т.е. В зеркалах подобий, отражений и проявлений истины), но если созерцание божественной наготы обращает Актеона в зверя, неся ему смерть, то для мудреца, созерцающего истину, Б. Видит радикально иную перспективу. Пророчески предрекая себе 'смерть, принесенную мыслями', он, тем не менее, видит в 'героическом энтузиазме' познания путь к божественному подъему.

'...едва лишь мысль взлетает, // Из твари становлюсь я божеством //. // Меня любовь преображает в Бога'. Возвышенный полет любви обретает у Б. Характер философского взлета духа, и любовь к мудрости наделяется ореолом интеллектуального эротизма. 'Героический энтузиазм' Б. (как он сам обозначил собственное мировосприятие) по значению для истории свободного человеческого Духа не уступает интеллектуальным подвигам самых гениальных мыслителей всех времен. 9 июня 1889 в Риме на площади Цветов - месте его сожжения - в присутствии 6000 делегатов от народов и стран мира был открыт памятник Б..

Значения в других словарях
Бруно

(Bruno) Джордано Филиппе (1548, Нола, — 17.2.1600, Рим), итальянский философ и поэт, представитель Пантеизма. Преследуемый церковниками за свои взгляды, покинул Италию и жил во Франции, Англии, Германии. По возвращении в Италию (1592) был обвинён в ереси и свободомыслии и после восьмилетнего пребывания в тюрьме сожжён на костре (материалы процесса Б. См. В книге «Вопросы истории религии и атеизма», т. 1, 1950. Т. 6, 1958). В философии Б. Идеи Неоплатонизма (в особенности представления о едином н..

Бруно

БРУНО Джордано (Giordano Bruno, 1548-1600) - знаменитый философ-мыслитель, сожженный на костре в 1600. В истории литературы имела значение его комедия «Il Candelaio» (Светоч), бичующая суеверие, веру в колдовство и т. П., и сатирическая аллегория «Spaccio della Bestia trionfante» (Изгнание торжествующего зверя, русский перевод, 1914).Библиография. Безант А., Дж. Б., русск. Перев., СПБ., 1915 (см. Итальянская литература и Возрождение). ..

Бруно

- смотрите Рицци.. ..

Бруно

(Bruno), Джордано (Филиппо) (1548 - 17.II.1600) - итал. Мыслитель, борец против схоластики и католич. Церкви, страстный пропагандист материалистич. Мировоззрения (в форме пантеизма). Род. В местечке Нола, близ Неаполя. В 1566-75 обучался в монастырской школе доминиканского ордена, получил сан священника и степень доктора философии. Обвиненный в ереси, бежал сначала в Рим и Сев. Италию, а затем - за Альпы. В 1579-92 жил в Женеве, Тулузе, Париже, Оксфорде, Виттенберге, Праге, Франкфурте. В лекциях..

Боэций

(Boethius) Аниций Манлий Торкват Северин (480-524, казнен) - римский философ, ученый-энциклопедист, один из основоположников средневековой схоластики. Государственный деятель. По обвинению в государственной измене был заключен в тюрьму, где в ожидании казни написал художественно-философское сочинение 'Утешение философией'. Б. Созданы учебные руководства по арифметике, геометрии и музыке, в частности, были переведены 'Начала' Евклида и 'Арифметика' Никомаха. Б. Перевел и прокомментировал логическ..

Брентано

(Brentano) Франц Клеменс Гоноратус Герман (1838-1917) - австрийский философ и психолог. Родился в Германии. Племянник немецкого поэта-романтика К.Брентано. Брат известного экономиста Л.Брентано. Род Б. Известен (предположительно) с 12 в. И происходит из Италии. С 18 в. Предки Б. Обосновались в Германии. Изучал философию и психологию в Мюнхене, Вюрцбурге, Берлине (у Ф.А.Тренделенбурга - известного специалиста по философии Аристотеля) и Мюнстере. В Мюнхене и Вюрцбурге также изучал теологию. В 1864..

Брэдли

(Bradly) Фрэнсис Герберт (1846- 1924) - британский философ, представитель абсолютного идеализма, теоретик консерватизма. Получил образование в Оксфордском университете, где вскоре после окончания в 1870 был избран членом совета Мертон-колледжа. В Оксфорде Б. Посвятил себя целиком писательскому труду. Никогда не читал лекций, не преподавал и не появлялся на философских собраниях. Был отмечен одной из высших наград Британии - орденом 'За заслуги'. Основные работы. 'Этические исследования' (1876). ..

Брюнсвик

(Brunschvicg) Леон (1869-1944) - французский философ. Предзадал основные темы неорационализма, концептуально оформленного Башляром, написавшим свою диссертацию под руководством Б. Определял свою доктрину как 'философию мысли' и специфицировал ее как 'критический идеализм' или 'открытый рационализм'. В историко-философской литературе его философию называют также 'математическим интеллектуализмом'. С антисубстанциалистских и антиаприористских позиций пытался рассмотреть проблематику современного е..

Бруно

БРУНО (Bruno) Джордано Филиппе (1548-1600) - итальянский естествоиспытатель, натурфилософ и поэт, доминиканский монах, бежал из монастыря (1576). Основные работы. "О причине, начале и едином" (1584), "О бесконечности, Вселенной и мирах" (1584), "Изгнание торжествующего зверя" (1584), "О героическом энтузиазме" (1585), "Светильник тридцати статуй" (1587), "Сто шестьдесят тезисов против математиков и философов нашего времени" (1588), "Свод метафизических терминов" (1591), "О безмерном и неисчислим..

Дополнительный поиск Бруно Бруно

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бруно" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бруно, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 5 символа