Аминь
(древнеевр. ‘amen — воистину, да будет так, греч. Άμήν, лат. Amen), в христ. Молитвенной и богослужебной практике — заключительное слово славословия и др. Молитв, выражающее утверждение или согласие. Возглас А., звучавший в ответ на славословие, проклятие или благословение, был частью в.-з. Богослужения и служил свящ. Знаком верности Богу. А. Неоднократно встречается в в.-з. Текстах (впервые — в Числ 5, 22), обычно — как часть славословия. «Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века. Аминь, аминь!» (Пс 41, 14. См. Также 1 Пар 16, 36. Неем 8, 6). А. Нередко звучит в устах Иисуса Христа, когда Он стремится придать Своим словам особую убедительность. В НЗ А. Употребляется также и как одно из имен Божиих (Откр 3, 14). А. Уже в I в.
Использовалось в христ. Традиции как завершение молитвы, о чем свидетельствуют тексты НЗ (Рим 16, 20.24. Гал 1, 5. Откр 5, 14), а также др. Тексты (Юстин Философ, Апология I, 65, 3–4. Дидахе 10, 6). В лат. Обряде А. Завершает многие молитвы, гимны, песнопения, а также некоторые молитвенные формулы при совершении таинств и сакраменталий. Св. Иероним свидетельствует о деятельном участии верных в литургии, совершавшейся в рим. Базиликах. «. Звучит Аминь, подобно грому с неба». Ипполит Римский упоминает (Traditio Apostolorum 23, 6) об обычае произнесения А. Причащающимися, подтверждающими т.о. Свою веру в присутствие в евхаристическом Хлебе Христа. Сознательное и деятельное участие верующих в богослужении (SC 14) основано в т.ч. И на произнесении А., выражающем веру в осуществляющееся таинство.
В ср.-век. Зап. Традиции хор пел А. По окончании малого славословия и большинства молитв, а также после Gloria и Credo во время мессы. В лютеранской традиции А. Начали добавлять и к др. Песнопениям. Уже в эпоху одноголосного пения возникла тенденция к выделению слова А. При помощи украшения его мелодическими распевами (наподобие возгласа аллилуйя). В эпоху многоголосного полифонического искусства А. Подчеркивается еще больше. Так, в первой сохранившейся многоголосной авторской мессе Г. Де Машо А. Отделяется от Gloria и Credo стилистически и звучит как самостоятельный раздел. С сер. XVI в. Англ. Композиторы сочиняли короткие полифонические А., а к сер. XVII в. Сложилась традиция развернутых фугированных А. С многократным повторением этого слова (в т.ч.
В качестве самостоятельных сочинений). Наиболее яркие и грандиозные образцы А. Встречаются в мессах И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. Ван Бетховена, в оратории Г.Ф. Генделя Мессия.Лит-ра. Salomon P. Les «Amens» du Canon de la Messe // Ephemerides liturgicae 42 (1928), 496–506. Harter W. Amen. Redaktionsgeschichtliche Untersuchung zur EinfЯhrungsformel der Herrenworte «Wahrlich Ich sage euch». ZЯrich, 1969. Berger K. Die Amen-Worte Jesu. Eine Untersuchung zum Problem der Legitimation in apokalyptischer Rede. B., 1970. Wallis G. Alttestamentliche Voraussetzungen einer biblischen Theologie geprЯft am Glaubensbegriff // Theologische Literaturzeitung 113 (1988), 1–13. HКuІling A.A. Akklamationen und Formeln. Regensburg, 1990..
Дополнительный поиск Аминь
На нашем сайте Вы найдете значение "Аминь" в словаре Католическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аминь, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 5 символа