Артур Кларк - Космическая Одиссея 2001 Года

Планета Земля, плейстоцен, саванны экваториальной Африки.Небольшое племя питекантропов находится на грани вымирания. Природа не наделила их ни мощнымиклыками, ни острыми когтями, ни быстрыми ногами, но зато в их глазах мерцают проблески сознания.Вероятно, именно эти качества и привлекли к ним внимание некой высокоразвитой внеземнойцивилизации, которая заботливо взращивает семена Разума везде, где их удается найти. Питекантропыстановятся подопытными в грандиозном космическом эксперименте.Однажды ночью в речной долине появляется глыба из совершенно прозрачного вещества. В сумерках,когда племя возвращается в пещеры, необычный камень вдруг издает странный вибрирующий звук,который влечет питекантропов как магнит.

В сгущающейся тьме кристалл оживает, начинает светиться,в его глубине возникают причудливые рисунки. Зачарованные питекантропы не знают, что в этимгновения аппарат исследует их мозг, оценивает способности, прогнозирует возможные направленияэволюции. Кристалл призывает к себе то одного, то другого, и они, помимо своей воли, проделываютновые движения. Непослушные пальцы завязывают первый на Земле узел, вожак берет в руки камень ипытается попасть в мишень. Уроки продолжаются каждую ночь. За год жизнь племени меняется донеузнаваемости — теперь питекантропы умеют пользоваться набором простых орудий, охотиться накрупных животных. Вечный голод и страх перед хищниками отступают в прошлое, появляется время дляработы мысли и воображения.

Загадочный монолит исчезает так же внезапно, как появился. Его миссиявыполнена — на Земле появилось животное, наделенное разумом.XXI в. Американские исследователи находят на Луне, уже обжитой человечеством, первоенеопровержимое свидетельство существования внеземной цивилизации.Как узнает срочно вызванный на Луну председатель Национального совета по астронавтике,магнитная разведка засекла мощное искажение магнитного поля в районе кратера Тихо, а раскопки вцентре аномалии обнаружили на шестиметровой глубине параллелепипед идеальных пропорций изнеизвестного на Земле сверхпрочного черного вещества. Самое поразительное в этой находке — еёвозраст. Геологический анализ говорит о том, что монолит был зарыт здесь около трех миллионов летназад.Когда наступает лунный рассвет и черный монолит в первый раз после трех миллионов лет заточенияловит солнечный луч, в шлемофонах стоящих вокруг людей звучит пронзительный электронный вопль.Этот сигнал засекают космические мониторы и зонды, а центральная вычислительная машина,обработав информацию, делает заключение.

Направленный энергетический импульс, явноискусственного происхождения, устремился с поверхности Луны в направлении Сатурна.Все это известно только горстке людей, ибо последствия шока, который неминуемо придетсяпережить человечеству, непредсказуемы.Межпланетное пространство. Космический корабль «Дискавери». Первые месяцы полета проходят вбезмятежном спокойствии. Два бодрствующих члена экипажа — Фрэнк Пул и Дэвид Боумен — ежедневнонесут вахту, выполняют будничные обязанности. Трое остальных погружены в искусственныйгипотермический сон, от которого им предстоит пробудиться только тогда, когда «Дискавери» выйдетна орбиту Сатурна. Лишь этим троим ведома истинная цель экспедиции — возможный контакт свнеземной цивилизацией, между тем как Пул и Боумен считают полет обычным исследовательским рейсом.

Те, кто готовил экспедицию, решили, что это необходимо для Безопасности и Интересов нации.В сущности, кораблем управляют не люди, а шестой член экипажа, Эал — мозг и нервная система«Дискавери», эвристически программированная алгоритмическая вычислительная машина. Эал,созданный посредством процесса, сходного с развитием человеческого мозга, по праву можно назватьистинно мыслящей машиной, и он го-ворит с людьми на настоящем образном человеческом языке. Всевозможности ЭАЛа направлены на то, чтобы выполнить заданную программу экспедиции, нопротиворечие между целью и необходимостью скрывать её от коллег-людей постепенно разрушаетцелостность его «психики». Машина начинает ошибаться, и наконец наступает кризис.

Слышапереговоры астронавтов с Землей о необходимости отключения ЭАЛа и передачи управления Центру, онпринимает единственно возможное решение. Избавиться от людей и завершить экспедициюсамостоятельно. Он имитирует аварию антенны, а когда Фрэнк Пул выходит в открытый космос, чтобызаменить блок, ЭАЛ убивает его. Реактивная капсула-шлюпка на полном ходу летит на космонавта. А вследующее мгновение ошеломленный Боумен видит на экране, что шлюпка уходит от корабля, увлекая засобой на страховочном тросе тело погибшего друга. Фрэнк Пул первым из людей попадет на Сатурн.Боумен пытается разбудить одного из спящих, но слышит звук, от которого у него холодеет сердце:это открываются створки наружного люка и воздух из корабля устремляется в бездну космоса.

Емуудается спастись в аварийной камере, надеть скафандр и отключить высшие центры электронногомозга. Он остается один в миллионах километров от Земли. Но двигатели и навигационные системыкорабля в полной исправности, связь с Землей восстановлена, а аварийного запаса кислорода емухватит на месяцы. Экспедиция продолжается, и Боумен, которому теперь известно о её конечной цели,достигает гигантского мертвого Сатурна. Ему приказано начать обследование системы с восьмогоспутника Сатурна, Япета, Вся поверхность Япета, лишенного атмосферы, черна, напоминает поструктуре древесный уголь — кроме белого плато поразительно правильной овальной формы с чернойотметиной в центре, которая оказывается точно таким же черным монолитом, как на Луне, толькогигантских размеров.Эксперимент, начатый три миллиона лет назад, завершился.

Монолит на Япете — Страж Звездных Врат— был установлен теми же же, нисколько не похожими на людей существами, которые послали на Землюзагадочный кристалл и зарыли черную глыбу на Луне. Их усилия не пропали даром. Земля действительнопородила Разум, способный добраться до других планет, а подтверждением тому был сигнал лунногомонолита, который послал весть на Япет.Дэвид Боумен решает сесть на Япет в капсуле, и её приближение пробуждает силы, заключенные вЗвездных Вратах. Верхняя грань черного монолита вдруг уходит вглубь, капсула начинает падать вбездонную шахту. Это открылись Звездные Врата.Время останавливается — часы перестают отсчитывать секунды, — но восприятие и сознаниепродолжают работать. Боумен видит черные стены «шахты», а в просвете мириады звезд,«разбегающихся» от центра.

Он отдает себе отчет, что с временем и пространством творится что-тонедоступное его пониманию, но не испытывает страха, чувствуя, что находится под защитойбеспредельно могущественного Разума. В конце концов он оказывается за сотни световых лет отЗемли. Капсула стремится к гигантской красной звезде, в царство пламени, но когда путешествиекончается, Боумену кажется, что он сошел с ума — он в обычном земном отеле. Только через некотороевремя он понимает, что все это — декорация, сделанная хозяевами для гостя по телефильмудвухлетней давности. Боумен ложится в постель и засыпает — в последний раз в жизни. Он сливается скосмическим разумом, утрачивая физическое тело, приобретает способность перемещаться во времении в пространстве усилием мысли и спасает родную планету от надвигающейся ядерной катастрофы..