Марина Цветаева - Крысолов
«Крысолов» — первая поэма Цветаевой, написанная в эмиграции, в Праге. Это пророчество о судьбахрусской революции, романтический период которой закончился и начался мертвенный,бюрократический, диктаторский. Это приговор любой утопии о возможности народного торжества,народной власти. Это же издевка над разговорами о революционности масс, в основе бунта которыхвсегда лежат самые низменные мотивы — социальная зависть и жажда обогащения.Поэма Цветаевой чрезвычайно многопланова. «Крысолов» потому и стал одним из вечных, бродячихсюжетов мировой литературы, что трактовка каждого персонажа может меняться на прямопротивоположную. Крысолов — и спаситель, и убийца, жестоко мстящий городу за обман. Горожане — ижертвы, и подлые обманщики, и снова жертвы.
Музыка не только губит крыс, но и дарит им в гибелипоследнюю возможность обрести достоинство, возвышает их, сманивает чем-то прекрасным и уж вовсяком случае несъедобным.Легенда о крысолове впервые появилась в литературной обработке в «Хронике времен Карла IX»Мериме. До этого она существовала в нескольких фольклорных вариантах. Фабула её проста. В немецкомгороде Гаммельне нашествие крыс грозит истребить все запасы еды, а потом и самих горожан. ВГаммельн приходит загадочный крысолов, который обещает увести всех крыс за огромноевознаграждение. Ему обещают эти деньги, и он игрой на дудке сманивает крыс в реку Везер, где крысы итонут благополучно. Но город отказывается выплатить ему обещанные деньги, и крысолов в отместкутой же игрой на флейте завораживает всех до одного гаммельнских детей — уводит их из города вгору, которая перед ним расступается.
В отдельных вариантах легенды люди, выходящие из горы,встречаются много после в окрестностях Гаммельна, они провели в горе десять лет и обладаюттайными знаниями, но это уже варианты неканонические и к легенде прямого отношения не имеющие.Цветаева сохраняет эту фабулу, но придает персонажам особое значение, так что конфликт выглядитсовсем не так, как в фольклорной первооснове. Крысолов у Цветаевой — символ музыки вообще, музыкиторжествующей и ни от чего не зависящей. Музыка амбивалентна. Она прекрасна, независимо от того,каковы убеждения художника и какова его личность. Потому, мстя горожанам, крысолов обижается не нато, что ему недоплатили, не от жадности уводит детей, а потому, что в его лице оскорблена музыка кактаковая.Музыка равно убедительна для крыс, бюргеров, детей — для всех, кто не желает её понимать, новолей-неволей вынужден подчиняться её небесной гармонии.
Художник с легкостью уводит за собойкого угодно, каждому посулив то, что ему желательно. А крысам желательна романтика.Победивший пролетариат у Цветаевой довольно откровенно, с массой точных деталей изображен ввиде отряда крыс, который захватил город и теперь не знает, что делать. Крысам скучно. «Господа,секрет. Отвратителен красный цвет». Им надоедает собственная революционность, они зажирели иобрюзгли. «У меня заплывает глаз», «У меня оплывает слог», «У меня отвисает зад…» Они вспоминаютсебя отважными, зубастыми и мускулистыми, ненасытно-голодными борцами — и ностальгируют о том,что «в той стране, где шаги широки, назывались мы…». Слово «большевики» встает в строку само собой,ибо «большак», большая дорога, символ странствий, — ключевое слово в главе.Их-то и сманивает флейта.
Индией, новым обещанием борьбы и завоеваний, странствием туда, где онистряхнут жир и вспомнят молодость (пророчица Цветаева не могла знать, что в головах некоторыхкавалерийских вождей вызревал план освобождения Индии, чтобы не пропадал попусту боевой пылкрасноармейцев после победы в гражданской войне). За этой романтической нотой, за обещаниемстранствий, борьбы и второй молодости крысы уходят в реку.Но детей крысолов сманивает совсем другим, ибо он знает, чьи это дети. Это дети сонного,благонравного, обывательского, сплетничающего, жадного, убийственного Гаммельна, в которомненавидят все непохожее, все живое, все новое. Таким видится Цветаевой мир современной Европы, но и— шире — любое человеческое сообщество, благополучное, долго не знавшее обновления и потрясения.Этот мир не в силах противостоять нашествию крыс и обречен… если только не вмешается музыка.Дети этого мира могут пойти только за сугубо материальными, простыми, убогими посулами.
Икрысолов у Цветаевой сулит им «для девочек — перлы, для мальчиков — ловля их, с грецкий орех… И —тайна — для всех». Но и тайна эта простая, детская, глупая. Дешевая сказка с сусальным концом, сблагоденствием в финале. Мечты благовоспитанных мальчиков и девочек. Не ходить в школу, неслушаться будильника. Всем — солдатики, всем — сласти. Почему дети идут за флейтой. «Потому чтоВСЕ идут». И эта детская стадность, тоже по-своему крысиная, демонстрирует всю внутреннюю фальшь«детского» или «молодежного бунта».А музыка — жестокая, торжествующая и всесильная — уходит себе дальше, губя и спасая..
Дополнительный поиск Марина Цветаева - Крысолов
На нашем сайте Вы найдете значение "Марина Цветаева - Крысолов" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Марина Цветаева - Крысолов, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 26 символа