Михаил Пришвин - У Стен Града Невидимого

251

Родина моя — маленькое имение Орловской губернии. Вот туда, наслушавшись споров нарелигиозно-философских собраниях в Петербурге, я и решил отправиться, чтобы оглянуться посторонам, узнать, что думают мудрые лесные старцы. Так началось мое путешествие в невидимыйград.Весна. В черном саду поют соловьи. Крестьяне в поле словно ленивые светлые боги. Повсюдуразговоры о японской войне, о грядущем «кроволитии». В Алексеевку пришли сектанты — «бродилигде-то крещеные и веру потеряли», пугают геенной огненной. «Да это же не Христос, — думаю я, —Христос милостивый, ясный без книг…»Вторая моя родина — Волга, кондовая Русь со скитами, раскольниками, с верой в град невидимыйКитеж. Под Иванову ночь собираются со всех сторон странники на Ветлугу в город Варнавин, чтобыползти «ободом друг за дружкой всю ночь» вкруг деревянной церковки над обрывом.

Варнава-чудодейпомог царю Ивану взять Казань. Теплится над его гробницей свеча, а в темном углу пророчествуетбородатая старуха. «…И придет Аввадон в Питенбург, и сядет на царство, и даст печать с цифройшестьсот шестьдесят шесть». С годины Варнавы паломники возвращаются в Уренские леса. Здесь поскитам и деревенькам живут потомки ссыльных стрельцов, сохраняют старую веру, крестятся двумяперстами. «Что-то детски наивное и мужественное сочеталось в этих русских рыцарях, последних,вымирающих лесных стариках». Прятались они по болотам, седели в ямах, читали праведные книги,творили молитву… Чтобы узнать о них, недоверчивых, настороженных, дают мне в провожатые молодогокнижника Михаила Эрастовича. С трудом мы добираемся до известного в округе Пётрушки.

Подросткомон убежал в заволжские леса Бога искать. Христолюбец Павел Иванович отрыл ему яму, накрыл досками,дал книги, свечи, по ночам носил хлеб и воду. Двадцать семь лет провел Пётрушка под землей, а каквышел, настроил избушек, собрал вокруг себя стариков. Но это уж после закона о свободе совести!Говорят мне староверы, что опасаются. «не перевернется» ли новый закон на старые гонения. Жалуютсяна попа Николу. Забрал из монастыря в Краснояре лучшие иконы в никонианскую церковь, ризы содрал,третьи пальчики приписал, помолодил, сидят теперь веселые, будто пьяные…В селе Урень «что ни двор, то новая вера, тут всякие секты раскола». Однако находят себя встарообрядчестве и люди образованные. Встретил я на Волге доктора и священника в одном лице,«верующего, как и народ, в то, что был Иона во чреве китовом три дня под действием желудочногосока».

Этот доктор дал мне письмо к архиерею, с которым я собрался обсудить, возможна ли «видимаяцерковь». «Церковь не должна идти в наемники к государству» — вот содержание нашего долгогоразговора. При мне архиерей впервые, не таясь, а средь ясного дня приехал к мирянам, вышел наплощадь и проповедовал. Звонят колокола, радуются полуразрушенные часовни и большиевосьмиконечные кресты.Но есть «церковь невидимая», хранимая в душе человеческой. Потому стекаются странники кСветлому озеру, к «чаше святой воды в зеленой зубчатой раме». От каждого исходит лучик веры вбогоспасаемый невидимый град Китеж. За сотни верст несут тяжелые книги, чтобы «буквой» победитьпротивников. Чувствую, что и я начинаю верить в Китеж, пусть отраженной, но искренней верой.

Мнесоветуют послушать праведницу Татьяну Горнюю — ей дано видеть скрытый в озере град. И всякийнадеется на это чудо. Старушка опускает в трещину у березовых корней копеечку и куриное яйцо длязагробных жителей, другая подсовывает под корягу холстину. Обносились угодники… В каком я веке?На холмах вокруг Светлояра пестро от паломников. Мой знакомый старовер ульян вступает в спор сбатюшкой. Из толпы выходит большой старик в лаптях и говорит о Христе. «Он — Слово, он — Дух». Свиду обыкновенный лесной мужик с рыжей клочковатой бородой, а оказалось — «непоклонник,иконоборец, немоляка». Встречался Дмитрий Иванович с петербургским писателем Мережским,переписывается с ним, не соглашается. «Он плотского Христа признает, а, по-нашему, Христа по плотинельзя разуметь.

Коли Христос плотян, так он мужик, а коли мужик, так на что он нам нужен, мужиков итак довольно».На обратном пути от Светлого озера к городу Семенову Дмитрий Иванович знакомит меня с другиминемоляками, ложкарями-философами. Они увлечены «переводом» Библии с «вещественного неба надуховного человека» и верят, что, когда все прочтешь и переведешь, настанет вечная жизнь. Ониспорят с заезжими баптистами, отказываются видеть в Христе реального человека. Чувствуя мойискренний интерес, младший из немоляк, Алексей Ларионович, открывает тайну, как они забросилибогов деревянных, поняв, что «все Писание — притча». Взял Алексей Ларионович тайком от жены иконы,переколол их топором, сжег, да ничего не произошло. «дрова — дрова и есть…» А в божницу опустевшуюпоставил свой ложкарский инструмент (на него по привычке крестится жена).

Какие тайные подземныепути соединяют этих, лесных, и тех, культурных, искателей истинной веры. Сотни их, виденных мною,начиная от пустынника Петрушки и кончая воображаемым духовным человеком, разделенным с плотьюэтими немоляками, прошли у стен града невидимого. И кажется, староверский быт говорит моему сердцуо возможном, но упущенном счастии русского народа. «Обессиленная душа протопопа Аввакума, — думаля, — не соединяет, а разъединяет земных людей»..

Значения в других словарях
Михаил Пришвин - Кащеева Цепь

В Ельце, моём родном городе, все старинные купеческие фамилии были двойные. Наша перваяфамилия, Пришвины, была родовая, официальная, а вторая, «уличная», была Алпатовы.Родился я в 1873 году в селе Хрущёво, Соловьёвской волости, Елецкого уезда, Орловскойгубернии. Село Хрущёво представляло собой небольшую деревеньку с соломенными крышамии земляными полами. Рядом с деревней была усадьба помещика. В этом большом помещичьем домея и родился. Это маленькое имение, около 200 десятин, было куплено дедом ..

Михаил Пришвин - Муравьи

Однажды на охоте мне захотелось отдохнуть. Но лес был завален глубоким снегом и сесть было негде.Случайно замечаю дерево, вокруг которого расположился гигантский муравейник. Разгребаю снег исучки и сажусь в теплую ямку. Вернулся снова к этому дереву я уже весной, когда стало совсем тепло имуравьи проснулись и поднялись наверх. Несколько выше муравейника кто-то содрал с дерева кору идовольно широкое кольцо было покрыто густым слоем смолы. Муравьям же зачем-то понадобилосьпробиться через покрытую ..

Михаил Рощин - Валентин И Валентина

Действие происходит в наши дни в большом городе.Комната в стиле пятидесятых годов. Вечерний чай. В кресле бабка Валентины, рядом Валина мать, узеркала — Женя, старшая сестра. Ждут Валю. Мать возмущается. Ей кажется, что Валя слишкомраспущена. В метро та шла в обнимку с молодым человеком. Мать думает, что Валя бросит институт,искалечит себе жизнь, будет голодать, плодить нищих. Женя пытается ей объяснить, что еще ничегострашного не происходит, что так все сейчас ходят, но мать не хочет ничего слу..

Михаил Шолохов - Поднятая Целина

По крайнему к степи проулку январским вечером 1930 г. въехал в хутор Гремячий Логверховой. У прохожих узнал дорогу к куреню Якова Лукича Островного. Хозяин, узнав приезжего,оглянулся и зашептал. «Ваше благородие. Откель вас. Господин есаул…» Это был бывшийкомандир Островного в первой мировой и гражданской войнах Половцев. Поужинав, сталитолковать. Лукич считался на хуторе первостатейным хозяином, человеком большого умаи лисьей осторожности. Приезжему стал жаловаться. В двадцатом году вернулся к ..

Дополнительный поиск Михаил Пришвин - У Стен Града Невидимого Михаил Пришвин - У Стен Града Невидимого

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Михаил Пришвин - У Стен Града Невидимого" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Михаил Пришвин - У Стен Града Невидимого, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 40 символа