Пришвинм.м. - У Стен Града Невидимого. Светлое Озеро

86

Родина моя — маленькое имение Орловской губернии. Вот туда, наслушавшись споров на религиозно-философских собраниях в Петербурге, я и решил отправиться, чтобы оглянуться по сторонам, узнать, что думают мудрые лесные старцы. Так началось мое путешествие в невидимый град.Весна. В черном саду поют соловьи. Крестьяне в поле словно ленивые светлые боги. Повсюду разговоры о японской войне, о грядущем «кроволитии». В Алексеевку пришли сектанты — «бродили где-то крещеные и веру потеряли», пугают геенной огненной. «Да это же не Христос, — думаю я, — Христос милостивый, ясный без книг…»Вторая моя родина — Волга, кондовая Русь со скитами, раскольниками, с верой в град невидимый Китеж. Под Иванову ночь собираются со всех сторон странники на Ветлугу в город Варнавин, чтобы ползти «ободом друг за дружкой всю ночь» вкруг деревянной церковки над обрывом.

Варнава-чудодей помог царю Ивану взять Казань. Теплится над его гробницей свеча, а в темном углу пророчествует бородатая старуха. «…И придет Аввадон в Питенбург, и сядет на царство, и даст печать с цифрой шестьсот шестьдесят шесть». С годины Варнавы паломники возвращаются в Уренские леса. Здесь по скитам и деревенькам живут потомки ссыльных стрельцов, сохраняют старую веру, крестятся двумя перстами. «Что-то детски наивное и мужественное сочеталось в этих русских рыцарях, последних, вымирающих лесных стариках». Прятались они по болотам, седели в ямах, читали праведные книги, творили молитву… Чтобы узнать о них, недоверчивых, настороженных, дают мне в провожатые молодого книжника Михаила Эрастовича. С трудом мы добираемся до известного в округе Пётрушки.

Подростком он убежал в заволжские леса Бога искать. Христолюбец Павел Иванович отрыл ему яму, накрыл досками, дал книги, свечи, по ночам носил хлеб и воду. Двадцать семь лет провел Пётрушка под землей, а как вышел, настроил избушек, собрал вокруг себя стариков. Но это уж после закона о свободе совести. Говорят мне староверы, что опасаются. «не перевернется» ли новый закон на старые гонения. Жалуются на попа Николу. Забрал из монастыря в Краснояре лучшие иконы в никонианскую церковь, ризы содрал, третьи пальчики приписал, помолодил, сидят теперь веселые, будто пьяные…В селе Урень «что ни двор, то новая вера, тут всякие секты раскола». Однако находят себя в старообрядчестве и люди образованные. Встретил я на Волге доктора и священника в одном лице, «верующего, как и народ, в то, что был Иона во чреве китовом три дня под действием желудочного сока».

Этот доктор дал мне письмо к архиерею, с которым я собрался обсудить, возможна ли «видимая церковь». «Церковь не должна идти в наемники к государству» — вот содержание нашего долгого разговора. При мне архиерей впервые, не таясь, а средь ясного дня приехал к мирянам, вышел на площадь и проповедовал. Звонят колокола, радуются полуразрушенные часовни и большие восьмиконечные кресты.Но есть «церковь невидимая», хранимая в душе человеческойПотому стекаются странники к Светлому озеру, к «чаше святой воды в зеленой зубчатой раме». От каждого исходит лучик веры в богоспасаемый невидимый град Китеж. За сотни верст несут тяжелые книги, чтобы «буквой» победить противников. Чувствую, что и я начинаю верить в Китеж, пусть отраженной, но искренней верой.

Мне советуют послушать праведницу Татьяну Горнюю — ей дано видеть скрытый в озере град. И всякий надеется на это чудо. Старушка опускает в трещину у березовых корней копеечку и куриное яйцо для загробных жителей, другая подсовывает под корягу холстину. Обносились угодники… В каком я веке. На холмах вокруг Светлояра пестро от паломников. Мой знакомый старовер ульян вступает в спор с батюшкой. Из толпы выходит большой старик в лаптях и говорит о Христе. «Он — Слово, он — Дух». С виду обыкновенный лесной мужик с рыжей клочковатой бородой, а оказалось — «непоклонник, иконоборец, немоляка». Встречался Дмитрий Иванович с петербургским писателем Мережским, переписывается с ним, не соглашается. «Он плотского Христа признает, а, по-нашему, Христа по плоти нельзя разуметь.

Коли Христос плотян, так он мужик, а коли мужик, так на что он нам нужен, мужиков и так довольно».На обратном пути от Светлого озера к городу Семенову Дмитрий Иванович знакомит меня с другими немоляками, ложкарями-философами. Они увлечены «переводом» Библии с «вещественного неба на духовного человека» и верят, что, когда все прочтешь и переведешь, настанет вечная жизнь. Они спорят с заезжими баптистами, отказываются видеть в Христе реального человека. Чувствуя мой искренний интерес, младший из немоляк, Алексей Ларионович, открывает тайну, как они забросили богов деревянных, поняв, что «все Писание — притча». Взял Алексей Ларионович тайком от жены иконы, переколол их топором, сжег, да ничего не произошло.

«дрова — дрова и есть…» А в божницу опустевшую поставил свой ложкарский инструмент (на него по привычке крестится жена). Какие тайные подземные пути соединяют этих, лесных, и тех, культурных, искателей истинной веры. Сотни их, виденных мною, начиная от пустынника Петрушки и кончая воображаемым духовным человеком, разделенным с плотью этими немоляками, прошли у стен града невидимого. И кажется, староверский быт говорит моему сердцу о возможном, но упущенном счастии русского народа. «Обессиленная душа протопопа Аввакума, — думал я, — не соединяет, а разъединяет земных людей»..

Значения в других словарях
Поэ.а. - Колокольчики И Колокола

Слышишь, сани мчатся в ряд,Мчатся в ряд. Колокольчики звенят,Серебристым легким звоном слух нашсладостно томят,Этим пеньем и гуденьем о забвеньеговорят.О, как звонко, звонко, звонко,Точно звучный смех ребенка,В ясном воздухе ночномГоворят они о том,Что за днями заблужденьяНаступает возрожденье,Что волшебно наслажденье — наслажденье нежным сном.Сани мчатся, мчатся в ряд,Колокольчики звенят,Звезды слушают, как сани, убегая, говорят,И, внимая им, горят,И мечтая, и блистая, в небе духами парят;И изм..

Превоа.ф. - История Кавалера Де Грие И Манон Леско

Действие повести происходит в эпоху Регентства (1715-1723), когда нравы французского общества отличались крайней вольностью. При жизнерадостном и легкомысленном регенте Филиппе Орлеанском во Франции сразу же началась реакция на «постный» дух, царивший при престарелом короле. Французское общество вздохнуло свободнее и дало волю жажде жизни, веселья, удовольствия. В своем произведении аббат Прево трактует тему роковой, всепоглощающей любви.По воле писателя рассказ ведется от имени кавалера де Грие..

Проспер Мериме - Кармен

Ранней осенью 1830 г. любознательный ученый (в нем угадывается сам Мериме) нанимаетв Кордове проводника и едет на поиски древней Мунды, где произошло последнее победоносноеиспанское сражение Юлия Цезаря. Полуденный зной заставляет его искать прибежища в тенистомущелье. Но место у ручья уже занято. Навстречу рассказчику настороженно поднимается ловкийи сильный малый с мрачным гордым взглядом и светлыми волосами. Путешественникобезоруживает его предложением разделить с ним сигару и трапезу, и даль..

Проспер Мериме - Маттео Фальконе

Если пройти от Порто-Веккьо в глубь Корсики, то можно выйти к обширным заросляммаки — родине пастухов и всех, кто не в ладах с правосудием. Корсиканскиеземледельцы выжигают часть леса и с этой земли получают урожай. Корни деревьев, оставшиесяв земле, вновь пускают частые побеги. Вот эта густая перепутанная поросль высотойв несколько метров и называется маки. Если вы убили человека, бегите в маки,и вы проживете там в безопасности, имея при себе оружье. Пастухи накормят вас, и вамне будут страшны ..

Дополнительный поиск Пришвинм.м. - У Стен Града Невидимого. Светлое Озеро Пришвинм.м. - У Стен Града Невидимого. Светлое Озеро

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пришвинм.м. - У Стен Града Невидимого. Светлое Озеро" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пришвинм.м. - У Стен Града Невидимого. Светлое Озеро, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 52 символа