Р. Дель Валье-инклан - Сонаты. Записки Маркиза Де Брадомина

136

Цикл состоит из четырех повестей. «Весенняя соната», «Летняя соната», «Осенняя соната» и «Зимняясоната». Им предпослано «Предуведомление» автора. «Книга эта является частью «Приятных записок»,которые уже совсем седым начал писать в эмиграции маркиз де Брадомин. Это был удивительныйдонжуан. Может быть, самый удивительный из всех. Католик, некрасивый и сентиментальный».Середина XIX в. Юный маркиз Ксавье. Де Брадомин приезжает в Лигурию с поручением его святейшествапривезти кардинальскую шапочку монсеньору Стефано Гаэтани. Он застает досточтимого прелата присмерти в доме сестры, княгини Гаэтани. Комната, где лежит умирающий, погружена в таинственныйполумрак. Прелат лежит на старинной кровати под шелковым пологом. Его гордый профиль рим скогопатриция вырисовывается во мраке, неподвижный, мертвенно-бледный, словно изваянный из мрамора.

Вглубине комнаты княгиня Гаэтани и её пять дочерей на коленях молятся у алтаря. У княгинизолотистые глаза и золотистые волосы.Дочери княгини — Мария дель Кармен, Мария дель Пилар, Мария де ла Соледад, Мария де лас Ньевес —похожи на нее. Лишь у старшей, двадцатилетней Марии дель Росарио, черные глаза, особенно заметныена бледном лице. Маркиз мгновенно влюбляется в Марию-Росарио, которая вот-вот должна уйти вмонастырь. «Глядя на нее, я чувствовал, что в сердце моем разгорается любовь, пылкая и трепетная,как некое мистическое пламя. Все страсти мои словно очистились в этом священном огне. Теперь ониисточали аромат, как арабские благовония…» Монсеньор Гаэтано умирает. Его хоронят в монастырефранцисканцев. Звонят колокола.

Вернувшись во дворец княгини, маркиз застает Марию-Росарио удверей часовни, где она раздает милостыню толпе нищих. Лицо девушки светится кротостью и лаской,как лицо мадонны. Она полна простодушной веры, она и в своем дворце живет, как в святой обители, отнее исходит покой. Маркизу де Брадомину пора возвращаться в Рим, но княгиня просит его остатьсяеще на несколько дней, и по её поручению Мария-Росарио пишет письмо его святейшеству с просьбойразрешить маркизу задержаться. Тем временем из монастыря кармелиток приносят белую рясу, которуюМарии-Росарио предстоит носить до конца дней. Девушка надевает её. Она кажется Брадомину святой,но это лишь усиливает его влечение к ней. При его приближении девушка всякий раз смущается истарается скрыться.

Донжуанское самолюбие маркиза польщено, его подстегивает юношеский задор.Брадомин убежден, что Мария-Росарио влюблена в него, и вместе с тем сердцем его овладеваетстранное и тревожное предчувствие. Как-то ночью он подкрадывается к окну Марии-Росарио ивпрыгивает в него. Девушка вскрикивает и падает без чувств. Брадомин поднимает её и укладывает накровать. Гасит лампу и уже касается края кровати, как вдруг слышит чьи-то шаги. Затем невидимыйчеловек подходит к окну и вглядывается в глубь комнаты. Когда шаги удаляются, Брадоминвыскакивает из окна и крадучись идет по террасе. Не успевает он сделать нескольких шагов, как вплечо ему вонзается клинок кинжала. Наутро, встретившись с княгиней, Брадомин видит в её глазахнеприкрытую ненависть.

Маркиз собирается уезжать. Он застает Марию-Росарио в зале, онарасставляет цветы в вазы для часовни. Разговор маркиза и Марии-Росарио полон страсти. Девушкамолит Брадомина уйти — он кажется ей дьяволом. В дверях залы появляется младшая из сестер,пятилетняя Мария-Ньевес. Мария-Росарио зовет её, и девочка сначала рассказывает маркизу и сестредолгую путаную историю своей куклы, затем убегает на другой конец залы. Время от времениМария-Росарио подзывает её, боясь остаться наедине с Брадомином. Маркиз объясняетсяМарии-Росарио. «Всюду, даже в монастырскую келью, за вами последует моя мирская любовь. Зная, что ябуду жить в ваших воспоминаниях и в ваших молитвах, я умру счастливым». Мария-Росарио, бледная каксмерть, дрожащими руками тянется к девочке, которую перед этим посадила на подоконник.

Вдруг окнораспахивается, и Мария-Ньевес падает за окно, на ступеньки каменной лестницы. «Дьявол!..Дьявол!..» — кричит Мария-Росарио. Маркиз поднимает умирающую девочку и передает её подбежавшимсестрам. «Дьявол. Дьявол!» — доносится из глубины комнат. Маркиз с помощью слуги закладываеткарету и уезжает второпях.«Мария-Росарио, — вспоминает постаревший и почти слепой маркиз де Брадомин, — была моейединственной любовью в жизни».Пытаясь забыть свою несчастную любовь, маркиз де Брадомин решает совершить романтическоепутешествие по свету. Его влечет Мексика — её старина, её древние династии и жестокие боги. Там онвстречает удивительную женщину-креолку, поразившую его «своей бронзовой экзотической красотой».Пути их пересекаются.

Сначала она оказывается на паруснике, на котором путешествует маркиз. Водном из эпизодов на корабле обнаруживается её жестокость, пугающая и притягивающая Брадомина.Великан-негр, один из матросов парусника, охотится на акул с ножом. Нинья Чоле (так зовут креолку)хочет посмотреть, как он убьет акулу. Но негр отказывается, потому что акул целая стая. Нинья Чолепредлагает ему четыре золотых, и жадность матроса побеждает благоразумие. Он прыгает за борт,убивает одну из акул, волочет её за собой, но не успевает подняться на борт судна — акулыразрывают его на куски. Нинья Чоле бросает золотые монеты в воду. «Теперь ему будет чем заплатитьХарону». В Веракрусе выясняется, что Нинье Чоле и маркизу нужно ехать в одном направлении, и ониобъединяют своих людей.

Оказавшись в монастыре Сан-Хуан-де-Тегуско, маркиз представляет Чоле каксвою жену и проводит с ней ночь любви в одной из келий для проезжаю щих. Нинья Чоле предчувствует,как ужасна будет месть генерала Бермудеса — её мужа. Ее мучает и другой совершенный ею поневедению грех — «великолепный грех античности», как воспринимает его Брадомин. Нинья Чоле вышлазамуж за своего отца, вернувшегося из эмиграции, не подозревая об этом. В стычке с разбойникамиБрадомин являет чудеса храбрости, а Нинья выкупает жизнь преследуемого, с великолепнымпрезрением бросив под ноги разбойников все свои кольца. Как-то на пути Нинья Чоле и маркизвстречают всадника, при виде которого креолка бледнеет и прячет лицо под покрывалом. Ещенесколько человек поджидают в отдалении.

Как только всадник оказывается поблизости, Нинья Чолесоскакивает с седла и бежит к нему с криком. «Наконец-то мои глаза тебя видят снова. Вот я, убейменя. Мой повелитель. Мой царь!» Диего Бермудес наносит удар хлыстом по лицу Ниньи Чоле, грубымдвижением подхватывает к себе на седло и скачет прочь, оглашая воздух проклятиями. Маркиз деБрадомин не преследует похитителя — ведь у него двойные права на Нинью Чоле, она и жена, и дочьему. Маркизу остается только утешаться тем, что он никогда в жизни не дрался из-за женщины. Но образНиньи Чоле продолжает преследовать его. Ночью маркиз слышит выстрелы, а утром узнает, что «убилисамого храброго мексиканца». Им оказался Диего Бермудес. Маркиз вновь встречает Нинью Чоле. Этаженщина осталась в истории его жизни «образом сладостным, жестоким и овеянным славой».«Любимый мой, я умираю и хочу только одного — видеть тебя!» — такое письмо получает маркиз деБрадомин от своей бывшей возлюбленной Кончи.

Маркиз едет в Галисию, в уединенный старинный дворецБрандесо. Кончу он застает лежащей в кровати. Она бледна, её прекрасные глаза лихорадочно блестят.Маркиз понимает, что она вот-вот умрет. Все же Конча встает, чтобы принять его в своем дворце.Маркиз помогает ей одеться с благоговением, с каким убирают статуи святых. Конча и маркиз ужинаютвместе и проводят вместе ночь. «Признаюсь, я никогда еще не любил её так неистово, как в ту ночь», —вспоминает маркиз де Брадомин. К вечеру Конча чувствует сильный озноб, но не позволяет послать заврачом. Она не отпускает от себя Брадомина, вспоминая детские годы, которые они провели вместе,вспоминая их прежнюю любовь. Во дворец приезжает дон Хуан Мануэль, дядя Брадомина, полный жизнистарик, имеющий пристрастие к фонтельскому вину.

На другой день ожидается приезд дочерей Кончи всопровождении кузины Исабели. Ради приличия маркиз должен временно покинуть дворец. Он уезжаетвместе с Хуаном Мануэлем, но того по дороге сбрасывает лошадь, и им приходится сразу же вернуться кКонче. Девочки и Исабель уже приехали. Конча ревнует маркиза к Исабели (как, впрочем, и ко всемдругим женщинам). Вечером, придя к маркизу, Конча умирает в его объятиях. Маркиз идет в комнатуИсабели, чтобы сообщить ей страшную новость, но она иначе понимает цель его прихода. Маркизостается в постели Исабели. Вернувшись к себе, он с ужасом смотрит на пожелтевшее, искаженное лицоКончи. Затем, прижимая к груди, несет эту страшную ношу по коридорам в комнату Кончи. Утром кмаркизу заглядывают дочери Кончи.

Они вместе выходят на балкон и видят коршуна. Маркиз де Брадоминстреляет, и коршун падает. Девочки подбегают к убитой птице и тащат её за собой. Они хотят показатьеё матери… Странная грусть, будто сумерки, окутывает душу маркиза. Бедная Конча умерла. «Я плакал,как античный бог, которому перестали приносить жертвы!» — заключает эту повесть маркиз деБрадомин.Маркиз стареет. Он устал от долгих скитаний по свету, все его иллюзии рухнули, он разочарован вовсем на свете.Маркиз де Брадомин является в Эстелью ко двору дона Карлоса VII, которого он поддерживает в егоборьбе за трон. Королева Маргарита — при виде её маркиз чувствует себя рыцарем, он готов умеретьза даму — принимает его как старого друга. Она дарит ему вышитую собственной рукой ладанку.

Средипридворных дам маркиз встречает Марию-Антониетту Вольфани, некогда бывшую его возлюбленной.Мария-Антониетта, обладавшая «душой праведницы и кровью куртизанки», проводит с Брадомином ночьи, мешая слова любви с жалобами и сожалениями, объявляет ему, что это была их последняя встреча, —по настоянию королевы ей предстоит помириться с мужем ради общего дела.(«С годами человек узнает, что слезы, угрызения совести и кровь помогают наслаждатьсялюбовью», — замечает маркиз.) Брадомин в стычке с противниками ранен в левое плечо. Б одной изближайших усадеб, где теперь нашли прибежище монахини из сожженного монастыря, маркизу делаютоперацию (которую он стоически, без единого стона, переносит) — ему приходится ампутировать руку.Среди тех, кто ухаживает за маркизом, монастырская воспитанница, пятнадцатилетняя девушка, почтидитя.

Максимина некрасива, но у нее мечтательные «бархатные глаза» и голос, «как бальзам». Маркизочаровывает её своей печалью. В душе Максимины пробуждается любовь к нему. Не в силах справиться свспыхнувшим чувством, Максимина лишает себя жизни. Монахини пытаются скрыть это от Брадомина, ноон догадывается о случившемся, и ему становится страшно своей греховности. Его охватывает «грустьопустошенной души, души дон-жуана, который губит жизни, чтобы потом оплакивать свои жертвы».Маркиз возвращается в Эстелью. Король и королева выражают ему свою признательность и восхищениеего мужеством. Затем происходит последняя встреча маркиза де Брадомина и Марии-Антониетты,которая вернулась к мужу (его разбил удар) и ухаживает за ним, отказавшись от своей любви к маркизу.«Грусть ложится мне на душу, как зимний снег, и душа моя покрывается саваном.

Она как пустынноеполе», — заканчивает записки маркиз Ксавьер де Брадомин..

Значения в других словарях
Пьетро Аретино - Философ

В прологе автор сообщает, что увидел во сне и побасенку о перуджинце Андреуччо(персонаже пятой новеллы второго дня в «Декамероне» Боккаччо — его именем Аретинов шутку наградил своего героя), и историю лжефилософа, вздумавшего хвастаться рогами,но наказанного за пренебрежение к женскому полу, Вот уже вышли на сцену двекумушки — настало время проверить, обратился ли сон в явь.Обе сюжетные линии развиваются в пьесе параллельно и никак не связаны друг с другом.Первая начинается женской болтовней. Бе..

Пьетро Метастазио - Демофонт

Дирцея умоляет своего отца Матусия не восставать против закона, который требует ежегодногопринесения в жертву Аполлону юной девы из знатного рода. Имя жертвы определяет жребий. Лишьцарские дочери избавлены от страшной обязанности, да и то потому, что отосланы отцомза пределы страны. Но Матусий считает, что он, подданный, в отцовстве своем равен царю,и по справедливости царь должен либо вернуть своих дочерей на родину и тем показатьпример строгого соблюдения священных законов, либо освободить от ..

Р. Л. Стивенсон - Остров Сокровищ

XVIII век. В трактире «Адмирал Бенбоу», расположенном неподалеку от английского городаБристоль, поселяется таинственный незнакомец — грузный пожилой человек с сабельнымшрамом на щеке. Его зовут Билли Бонс. Грубый и необузданный, он в то же время явнокого-то боится и даже просит сына хозяев трактира Джима Хокинса следить, не появитсяли в округе моряк на деревянной ноге.Наконец те, от кого Билли Бонс прячется,находят его. Первого незваного гостя, мужчину с бледным, землистым лицом зовут Черный Пес..

Р. Л. Стивенсон - Странная История Доктора Джекила И Мистера Хайда

Действие повести происходит в Лондоне, в конце XIX векаМистер Аттерсон, нотариус, был замкнутым человеком, немногословным и неловким в обществе,и всё-таки очень симпатичным. Он был строг с собой, однако к слабостям ближнихпроявлял снисходительность, предпочитая помогать, а не порицать. А потому ему частоприходилось быть последним порядочным знакомым многих опустившихся людей и последним добрымвлиянием в их жизни. Именно такого рода были и те узы дружбы, которые связывали мистераАттерсона с его д..

Дополнительный поиск Р. Дель Валье-инклан - Сонаты. Записки Маркиза Де Брадомина Р. Дель Валье-инклан - Сонаты. Записки Маркиза Де Брадомина

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Р. Дель Валье-инклан - Сонаты. Записки Маркиза Де Брадомина" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Р. Дель Валье-инклан - Сонаты. Записки Маркиза Де Брадомина, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 59 символа