Тургеневи.с. - Записки Охотника: Лес И Степь

209

«Охота с ружьем и собакой прекрасна сама по себе, — утверждает автор «Записок». Его любовь к природе и свободе вполне передается и читателю. Талантливые, подлинные картины очищают и вдохновляют душу.Вот читатель вместе с охотником выезжает весной до зари.«Вы выходите на крыльцо… На темно-сером небе кой-где мигают звезды. Влажный ветерок изредка набегает легкой волной. Слышится сдержанный, неясный шепот ночи. Деревья слабо шумят, облитые тенью…А летнее июльское утро. Солнце все выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало. Проходит час, другой… Небо темнеет по краям. Колючим зноем пышет неподвижный воздух»…А вот летний июльский вечер. «Заря заныла пожаром, обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный.

Вдали ложится мягкий пар, теплый на вид. Вместе с росой падает алый блеск на поляны, ещё недавно облитые потоками жидкого золота. От деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени… Солнце село. Звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката… Вот оно бледнеет. Синеет небо. Отдельные тени исчезают, воздух наливается мглою… А между тем наступает ночь. За двадцать шагов уже не видно. Собаки едва белеют во мраке. Вон над черными кустами край неба смутно яснеет… Что это. — пожар. Нет, это восходит луна. А вон внизу, направо, уже мелькают огоньки деревни…А то велишь заложить беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков. Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью.

Вот и лес. Тень и тишина… Неизъяснимая тишина западает в душу. Да и кругом так дремотно и тихо. Но вот ветер набежал, и зашумели верхушки, словно падающие волны…И как этот же самый лес хорош поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы. Они не держатся в самой глуши. Их надобно искать вдоль опушки. Ветра движенья. Ни шума. В мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина. Тонкий туман стоит вдали над желтыми полями… Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются… Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток. Всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всей своей душою владеет человек.

И ничего кругом ему не мешает — ни солнца нет, ни ветра, ни шума»… (Все это лишь отрывки, лишь короткое, предварительное знакомство с удивительным текстом…).«А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь ещё белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья…Хороши также летние туманные дни, хотя охотники их и не любятВ такие дни нельзя стрелять. Птица, выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана… Над вами, кругом вас — всюду туман… Но вот ветер слегка шевельнется — клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар, золотисто-желтый луч ворвется вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрется в рощу, — и вот опять все заволоклось.

Долго продолжается эта борьба. Но как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет наконец восторжествует и последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то извиваются и исчезают в голубой, нежно сияющей вышине…Но вот вы собрались в отъезжее поле, в степь. Верст десять пробирались вы по проселочным дорогам — вот, наконец, большая. Мимо бесконечных обозов, мимо постоялых двориков с шипящим самоваром под навесом, раскрытыми настежь воротами и колодезем, от одного села до другого через необозримые поля, вдоль зеленых конопляников… Вот уездный городок с деревянными кривыми домишками, бесконечными заборами, купеческими необитаемыми каменными строеньями, старинным мостом над глубоким оврагом… Далее, далее.

Пошли степные места. Глянешь с горы — какой вид. Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами. Заросшие кустами овраги вьются между ними. Продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи. От деревни до деревни бегут узкие дорожки. Церкви белеют. Между лозняками сверкает речка, в четырех местах перехваченная плотинами,… старенький господский дом с своими службами, фруктовым садом и гумном приютился к небольшому пруду. Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и мельче, дерева почти не видать. Вот она, наконец — безграничная, необозримая степь!..А в зимний день ходить по высоким сугробам за зайцами, дышать морозным острым воздухом, невольно щуриться от ослепительного мелкого сверканья мягкого снега… А первые весенние дни, когда кругом все блестит,… поют жаворонки, и с веселым шумом и ревом из оврага в овраг клубятся потоки…»В этом месте автор «Записок» прощается с читателем.

«весной легко расставаться — весной и счастливых тянет вдаль»…© Вольская Инна Сергеевна, 1999 г..

Значения в других словарях
Тургеневи.с. - Записки Охотника: Бурмистр

Молодой помещик, гвардейский офицер в отставке, Аркадий Павлыч Пеночкин. У него в поместье много дичи, "дом построен по плану французского архитектора, люди одеты по-английски, обеды задает он отличные, принимает гостей ласково… Он человек рассудительный и положительный, воспитанье получил, как водится, отличное, служил, в высшем обществе потерся, а теперь хозяйством занимается с большим успехом". И внешность у него приятная — небольшого роста, но "весьма недурен", "с его румяных губ и щек так и..

Тургеневи.с. - Записки Охотника: Контора

Бродя осенью с ружьем по полям, охотник добрался до большого села. Он еще издали заметил избу повыше других и решил, что это жилище старосты. Открыв дверь, он увидел несколько столов, заваленных бумагами, два красных шкафа, чернильницы, песочницы, длинные перья. На одном из столов сидел "малый лет двадцати" в сером кафтане, сообщивший, что здесь "главная господская контора". Потом из соседней комнаты явился человек лет пятидесяти, толстый, низкого роста, с "бычьей шеей" и "глазами навыкате"." — ..

Тургеневи.с. - Записки Охотника: Льгов

Льгов — большое степное село. Вблизи от него — пруд, заросший тростником. Там водились утки.За лодкой охотники обратились к местному жителю по прозвищу Сучок."Босой, оборванный и взъерошенный Сучок казался с виду отставным дворовым лет шестидесяти". Разговор с ним автора проясняет многое во всей окружающей обстановке." — Скажи, пожалуйста, — начал я. — давно ты здесь рыбаком?- Седьмой год пошел, — отвечал он, встрепенувшись.- А прежде чем ты занимался?- Прежде ездил кучером.- Кто ж тебя из кучер..

Тургеневи.с. - Записки Охотника: Певцы

Небольшое, бедное сельцо Колотовка. Несколько тощих ракит, овраг по самой середине улицы. «Невеселый вид», но окрестные жители «ездят туда охотно и часто».Возле оврага стоит отдельно от других крытая соломой избушка. Её окно «в зимние вечера, освещенное изнутри, далеко виднеется в тусклом тумане мороза и не одному проезжему мужичку мерцает путеводною звездою». Это — кабак, прозванный «Притонным».Торгует здесь целовальник Николай Иванович, толстый, поседевший мужчина «с заплывшим лицом и хитро-до..

Дополнительный поиск Тургеневи.с. - Записки Охотника: Лес И Степь Тургеневи.с. - Записки Охотника: Лес И Степь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тургеневи.с. - Записки Охотника: Лес И Степь" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тургеневи.с. - Записки Охотника: Лес И Степь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 44 символа