Индийская литература

52

I. ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ЛИТ-РА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ. - Древнеиндийская литература, точнее, литература на древнеиндийских и среднеиндийских яз. (см. Индийские языки), охватывает лит-ую продукцию огромного периода, начиная от второго (а по мнению некоторых ученых - шестого) тысячелетия до христ. Эры и кончая XX в. Отделение древнеиндийской лит-ры от лит-ры новоиндийской, точнее лит-ры на новоиндийских яз. (см. Индийские языки), в значительной мере условно. Действительно. Примерно с IX в. Христ. Эры налицо период длительного сосуществования древнеиндийской и новоиндийской лит-р. Об этом свидетельствуют древнеиндийские поэтики и драматургии. Первые в качестве яз. Поэтического произведения допускают не только санскрит и пракриты, но и апабхранша, т.

Е. Древнейшие формы новоиндийских наречий. Вторые - отражая в языке драм сословную дифференциацию, наряду с санскритом брахманов и пракритами высших каст вводят пользование апабхранша для низших каст. Многие из произведений классической древнеиндийской лит-ры моложе древнейших произведений новоиндийской лит-ры. Однако чисто формальное деление индийской лит-ры на древнеиндийскую и новоиндийскую по характеру используемого в ней яз. Сохраняется и в новейших работах по истории индийской литературы, ввиду необычайной трудности установить ее хронологию и разбить ее на периоды.ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ЛИТ-РЫ. - Помимо недостаточной изученности целых лит-ых эпох (литература джайнов напр. Обратила на себя более пристальное внимание индологов лишь в XX в.) периодизации древнеиндийской лит-ры препятствуют во многом как особенности туземной традиции, так и характер самой лит-ой продукции.

Произведения более древних эпох анонимны и не датированы. Сохраненные индийской традицией имена и даты носят исключительно мифический характер. Отнесение известного произведения к эпохе, охватывающей не только столетия, но и тысячелетия, производится на основании косвенных указаний - языка, стиля, упоминаний о тех или иных исторических личностях, цитат из датированных произведений или в датированных произведениях. Однако и при наличии таких указаний исследование остается на шаткой почве, так как при преобладании устной традиции произведения легко подвергаются переработке, подновлению языка, интерполяциям. Внутренние критерии мало показательны и по другой причине. Отображая психоидеологию господствующих классов в застойных формах экономики и общественности «азиатской государственной формации», древнеиндийская литература в тех ее формах, к-рые являются достоянием одной общественной группы, обнаруживает поразительное единство стиля и сюжетики на протяжении столетий.

Характерно, что и туземная традиция для более древних - преимущественно связанных с культом - произведений не знает индивидуального авторства, сохраняя лишь предание об авторстве брахманских родов, школ или монашеских общин. Произведения «классического» периода, когда начинает пробиваться индивидуальное самосознание автора, трудно датировать по другим причинам. Характерные для этой эпохи формы меценатства вызывают довольно часто замену имени поэта именем его царя-покровителя, тогда как столь свойственное эпигонству преклонение перед канонами поэтики и стилистики ведет к частому приписыванию позднейших произведений, получивших высокую оценку, уже признанным авторитетам древности.Отсюда - величайшие трудности и колебания в хронологии древнеиндийской литературы.

В определении возраста древнейшего памятника ведийской лит-ры - гимнов Риг-веды - исследователи колеблются между вторым и шестым тысячелетием до христ. Эры. «Махабхарату» индийская традиция относит к четвертому тысячелетию до христ. Эры, тогда как европейские индологи склонны связать ее окончательную редакцию с серединой первого тысячелетия до христ. Эры. Творчество Калидасы, по преданию, относится к середине I в. До христ. Эры, - современная история лит-ры фиксирует его в V в. Христ. Эры, подвергая вместе с тем сомнению подлинность значительной части приписываемых ему произведений. Существенную опору для установления хронологических рамок древнеиндийской лит-ры могли бы дать надписи на архитектурных и скульптурных памятниках и рукописи, но - в течение многих веков после освоения древнесемитского алфавита - индийцы применяли письмо лишь в узко-практических целях.

Особенное противодействие со стороны жреческой (брахманской) касты встречала запись культовых произведений - о социально-экономических основах этой борьбы см. «Графика». Впрочем и древнейшая традиция буддизма и джайнизма сохраняется исключительно путем устной передачи.Древнейшая индийская надпись знаменитого покровителя буддизма - царя Ашёки - относится к III в. До христ. Эры, рукописи же, благодаря хрупкости материала (березовая кора, пальмовые листья) и разрушительному действию климата, сохранились от значительно более поздней эпохи (IX в. Христ. Эры). Наряду с данными самой древнеиндийской лит-ры и истории, для установления ее хронологии имеют значение указания иноземцев, в частности греческих и китайских, а позднее - арабских писателей.Из всего сказанного ясно, что периодизация древнеиндийской лит-ры при современном состоянии индологии может считаться лишь предварительной.

Однако крупные сдвиги в отображаемой в древнеиндийской лит-ре общественной психоидеологии, явно связанные с соответствующими сдвигами во взаимоотношениях господствующих классов и социально-экономической структуре страны, позволяют все же наметить в ней несколько больших разделов:1. Литература, отображающая постепенное укрепление гегемонии жречества (брахманской касты) и развитие форм культа, являющаяся выражением кастовой идеологии жречества и его орудием, - ведийская литература;2. Литература, отображающая выявление классовых противоречий, выступления религиозных реформаторов и перерождение брахманизма, - литература буддизма и джайнизма, с одной стороны, пурана и переработка национального эпоса в современную форму «Махабхараты» - с другой;3.

Литература, отображающая психоидеологию связанной с царским двором верхней прослойки непроизводящих классов - литература «классического» и «послеклассического» периодов.При этом не следует забывать, что литературная продукция низших каст обычно становится доступной исследованию лишь в преломлении лит-ры господствующих каст. Так, поздневедийская литература впитала в себя ряд преданий и легенд, сложившихся безусловно во враждебных жреческой гегемонии кругах военной аристократии - кшатриев. Еще в большей мере достоянием кшатриев являются сюжетика и топика «Махабхараты». И все же засвидетельствованный в своей окончательной форме национальный эпос Индии дан в преломлении жреческой (брахманской) идеологии, придающей ему своеобразную философскую и мистическую окраску и превращающей его в орудие пропаганды позднейших форм брахманизма.

Точно так же дидактическая притча буддизма и джайнизма, художественная сказка классического и послеклассического периода щедро черпают из сокровищницы сюжетов устной лит-ры. На связь с народной словесностью указывает напр. Тот факт, что, согласно традиции, важнейший сборник сказок в классической лит-ре - «Великий сказ» Гунадхьи - был написан не на санскрите или пракритах, но на народном диалекте пайшячи. Однако дошедшие до нас переделки «Великого сказа» Сомадевы и Кшемендры дают лишь санскритский текст, «разукрашенный» по всем правилам классической стилистики. Не подлежит сомнению связь «Гитаговинды» с эротико-мистическими культовыми действами в честь Вишну-Кришны, отражение к-рых можно видеть еще в современной народной драме Индии, но вместе с тем эта лирическая драма является одним из величайших формальных достижений послеклассической санскритской лит-ры.Эту специфическую черту древнеиндийской лит-ры необходимо учитывать при объяснении «внезапного» появления в ее истории тех или иных уже вполне развернутых художественных форм.

Объяснения этому, как ясно из сказанного выше, надо искать в глубокой социальной дифференцированности древнеиндийской лит-ры.ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ЛИТ-РЫ.а. Ведийская литература. - В противоречии с туземной традицией, стремящейся представить ее как священное знание, полученное аскетами незапамятной древности в форме божественного откровения, ведийская литература - в ее совокупности четырех санхита (см. Веды) и комментирующих их брахмана, араньяка, упанишад и веданга - раскрывается современным исследованием как отображение многовекового периода индийской истории, как комплекс весьма разнородных произведений художественной и нехудожественной лит-ры, получивших окончательное оформление в кругах отстаивающего свою гегемонию жречества.Древнейшая часть ведийской лит-ры - гимны так наз.

«семейных» (т. Е. Приписываемых известным жреческим родам) книг Риг-веды - отображают момент, непосредственно следующий за оседанием скотоводов-арийцев в области Пятиречья, и их ожесточенную борьбу с темнокожими исконными насельниками края. Примитивная психоидеология крепкого, жадного и здорового, образующего мощную боевую организацию с возглавляющими отдельные роды князьями, еще не изжившего родовой строй племени-захватчика четко отобразилась в этих гимнах, к-рые поэты из жреческих родов слагали при княжеских дворах за награду в виде коней, быков и золота и в к-рых они испрашивали у богов и прежде всего у племенного бога Индры побед над врагами, коров и сыновей.В последней книге Риг-веды и в остальных санхита, в частности в Яджур-веде, находит выражение психоидеология того же жречества в существенно отличную от первой по формам экономики и общественности эпоху.

В это время индо-арийцы уже завладели областью Ганга и Ямуны. Начинается рост городов, приобретает все большее значение золото как меновая единица (не коровы, как в «семейных» книгах Риг-веды), изменяются формы быта (здесь уже встречаются намеки на гетеризм - ср. Pischel u. Geldner, Vedische Studien). Боевые захватнические настроения сменяются философскими спекуляциями о происхождении мира, о сущности божественного мирообразующего начала. Представления о человекоподобных богах, об упивающемся сомой богатыре-воителе - Индре - сомнением в их мощи и всеведении. «Кто слышал, откуда произошло бытие. Боги возникли уже после него, - кто же скажет, откуда оно произошло. Тот, кто сотворил бытие, кто взирает на него с небесного свода, тот, кто его сотворил или не сотворил - тот знает.

Или и он не знает?» - гласит знаменитый 129-й гимн X книги Риг-веды.Полное отображение новая психоидеология жречества находит в комментирующих санхита прозаических брахманах, относимых обычно к концу второго - началу первого тысячелетия до христ. Эры. Эти богословские трактаты, включение к-рых в историю художественной лит-ры возможно лишь благодаря множеству вкрапленных в них фабульных элементов - так наз. Итихаса, акхьяна, пурана, - дают исчерпывающее отображение социальных отношений эпохи. Если в древнейший период ведийской лит-ры политическое господство принадлежит военному вождю-князю, у к-рого и испрашивает дары и награды совершающий для него жертвоприношение брахман, то теперь жречество выступает в качестве единственного гегемона в структуре индо-арийского общества.

Обоснование жреческой гегемонии дается в сложнейшей символике жертвенного ритуала. Знание сокровенного смысла священных формул, по верованиям древних индийцев, принуждает богов к повиновению жрецам и определяет прошлое, настоящее и будущее бытие. Основываясь на этом, жрецы оправдывали свое господство монополистов ритуала. Теоретически эти притязания жрецов на господство получают выражение в разработке строго дифференцированной кастовой системы, утверждающей привилегированное положение брахманской первой касты. Ей подчинены вторая и третья касты - военная аристократия (кшатрии) и земледельцы и купцы (вайшья). Ей обязана рабским повиновением четвертая - низшая каста (шюдры), к-рую образуют ремесленники, актеры, музыканты и т.

П. Из покоренного арийцами высококультурного темнокожего населения. Подробная разработка кастовой системы в сутрах и метрических трактатах (куда относятся и знаменитые «Законы Ману», еще в XVIII в. Ставшие достоянием европейской науки в английском переводе В. Джонса) относится к более поздней эпохе - началу и середине I тысячелетия до христ. Эры - и рассмотрение ее выходит за рамки истории художественной лит-ры Индии. О значении кастовой дифференциации в проблеме периодизации древнеиндийской лит-ры говорилось выше.В примыкающих к брахманам араньяках («лесных книгах»), т. Е. Книгах, подлежащих изучению в лесных пустынях ограниченным кругом лиц, и во включенных в араньяка упанишадах («тайных учениях») дан новый этап в развитии жреческой психоидеологии, вызванный в значительной мере нарастанием классовых противоречий и активным наступлением военной аристократии (кшатриев) на идеологическом фронте.

Характерно, что участниками и нередко победителями в религиозно-философских спорах упанишад и героями их легенд часто выступают не только члены царских родов и кшатрии, но и женщины и простолюдины. И антибрахманскую окраску носят и основные учения араньяк и упанишад - учение о перевоплощении, об определяющем будущее бытие деянии (карма) предыдущего воплощения, об освобождении от вечной цепи сменяющихся воплощений, об единстве индивидуальной (атман) и мировой души (брахман-логос). Эти последние части Вед в своей идеологии являются так. Обр. Своеобразным компромиссом брахманизма, сумевшим перередактировать и включить в канон (правда, в качестве «тайного учения» для избранных) тексты явно не брахманского происхождения и явно антибрахманской направленности.б.

Лит-ры буддизма и джайнизма. - Однако нарастающие противоречия не могли быть всегда устранены путем жреческого компромисса. В кругах военной аристократии вырастает в середине первого тысячелетия до христ. Эры мощная оппозиция, первоначально с сильно демократической окраской, направленная против теологии брахманизма и выражающаяся в создании множества «еретических» учений. Важнейшими из них являются джайнизм, основанный Махавирой Победителем («джина», откуда и название культа), и буддизм, основанный Сиддхартой Гаутамой Просветленным («буддха», откуда и название культа). При всех глубоких различиях в метафизических системах обеих религий, при всей силе их взаимного отталкивания, типологически они представляют одно и то же явление.

Обе они зарождаются в кругах военной аристократии Бихара. Обе они становятся в резкую оппозицию к жреческим притязаниям на наследственную власть и к обычаям кровавых жертвоприношений, требуемых ведийским ритуалом, обо они обращаются к широким народным массам, делая доступными им учения, ранее бывшие достоянием избранных жрецов, но избегая критики социально-политических форм современной им эпохи. Демократические тенденции обеих религий отражаются на избранной ими форме изложения. В своей канонической лит-ре обе они пользуются не санскритом, но средне-индийскими наречиями. Буддизм - яз. Пали, джайнизм - пракритами (см. Индийские языки).Идеология феодальной аристократии находит себе отражение и во многих, казалось бы незначительных, деталях буддийской и джайнской литературы.

Мифический туман, плотно скрывающий хронологические очертания ведийской лит-ры, авторитет которой жречество стремится укрепить превращением ее в божественное откровение незапамятной древности, сменяется более осязательными историческими именами и датами. В писаниях буддистов и джайнов часто упоминаются названия пышных царств севера Индии и имена могущественных царей, авторитет к-рых особенно возрастает благодаря их роли покровителей «истинного» учения. Демократическим тенденциям буддизма соответствует более широкое применение письма, столь ненавистного брахманизму. Буддийским монахам и монахиням разрешается прибегать к письму, родителям настоятельно рекомендуется обучать грамоте детей. Как уже указывалось выше, ко времени знаменитого «Константина буддизма» - царя Ашёки - относятся первые индийские надписи.Эти факты, так же как и широкая экспансия за пределы Индии нового учения - буддизма, апеллировавшего ко всем народам в противоположность брахманизму, к-рый исключал из пределов религиозной общины даже покоренные инорасовые народности самой Индии, - наводят на мысль о связи буддизма с народившимися уже формами новой экономики, об использовании его в своих интересах торговым капиталом.В развитии лит-р буддизма и джайнизма можно отметить несколько различных этапов.

Конец последнего тысячелетия до христ. Эры характеризуется в истории буддизма установлением канонической традиции в области догмы и монашеской дисциплины. Согласно преданию буддистов, на третьем соборе при царе Ашёке устанавливается окончательная редакция Типитака, закрепленная письменно лишь на Цейлоне в I веке до христианской эры. К Типитака - «канону трех корзин», объединяющему разнообразные риторические и повествовательные жанры по тематическим признакам в «корзине монашеского послушания» (Винайяпитака), «корзине наставлений» (Суттапитака) и «корзине схоластики» (Абхидаммапитака) - примыкают позднейшие многочисленные комментарии, включающие богатый риторический (диалоги царя Менандра - «Милиндапаньха») и фабульный материалы (комментарии Буддхагхоши - V в.

Христ. Эры, комментарии его младших современников - Буддхадатты, Ананды и Дхаммапалы и др.), легендарную биографию Буддхы («Ниданакатха») и историю буддийской церкви на острове Цейлоне (эпически разработанную в «Дипаванса» и «Махаванса»), жития буддийских святых (важнейшая из обработок - «Расавахини», известная в окончательной редакции XIII в. Христ. Эры) и т. П.СООТНОШЕНИЯмежду отдельными санхита, комментирующими их брахманами, араньяками и упанишадами (по Глазенаппу).

Значения в других словарях
Ингушская литература

ИНГУШСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - принадлежит к числу возникших после Октябрьской революции литератур народов СССР. Если И. Л., как и письменность, возникла у ингушей после установления советской власти на Кавказе, то устное творчество - богатый фольклор - было предметом изучения со стороны ученых еще до Октябрьской революции. В ценных записях горских собирателей и исследователей. Ахриева Ч., Далгата Б., Лаудаева У., Мутушева И. И др. Русских и европейцев, Бартоломея И., Грена А., Россиковой А., Жиль, Зей..

Ингушский язык

ИНГУШСКИЙ ЯЗЫК - язык, на к-ром говорят ингуши «ghalghaj (по переписи 1926 численностью 72 043 души), принадлежит к так наз. Чеченской группе яз., относимых, в свою очередь, вместе с дагестанскими к восточно-кавказской яфетической системе яз. - с преобладающими слоями спирантной ветви.И. Яз. Распространен к востоку от верхнего течения р. Терека как в горах, так и на плоскости. В Чечне ингушские говоры распространены по нагорью, откуда они вытесняются собственно чеченским (или нахчаевским по ака..

Индийские языки

ИНДИЙСКИЕ ЯЗЫКИ. - Трехсотмиллионное население Индии (не считая Бирмы и Белуджистана) говорит на нескольких десятках языков. Если откинуть несколько бесписьменных наречий («мунда» и др.), в к-рых исследователи склонны видеть обломки яз. Древнейших (додравидских) насельников Индии, то вся эта масса языков распадается на две основные группы. Индо-арийскую и дравидскую. Границей между индо-арийскими языками (на севере) и дравидскими (на юге) является линия, идущая примерно от Гоа на северо-восток ..

Индо-европейская группа языков

ИНДО-ЕВРОПЕЙСКАЯ ГРУППА ЯЗ. - (или ариоевропейская, или индо-германская) объединяет следующие языки и языковые группы. Тохарский, армянскую, албанский, греческий, индийскую, иранскую, италийскую, кельтскую, германскую, балтийскую и славянскую.Единство группы, указания на которое встречаются у языковедов XVIII в. (Кёрду, 1767), было установлено для большей части ее в начале XIX в. Фр. Боппом на основании тождества морфологической системы и известной части словаря древнейших представителей каждой..

Дополнительный поиск Индийская литература Индийская литература

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Индийская литература" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Индийская литература, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 20 символа