Мейер К.

79

МЕЙЕР Конрад Фердинанд (Conrad Ferdinand Meyer-Ziegler, 1825-1898) - немецкий поэт и новеллист, сын цюрихского государственного деятеля. Р. В Швейцарии, в одной из тех протестантских патрицианских семей, которые, лишившись после демократической конституционной реформы 1831 политического преобладания, все же сохранили свое привилегированное положение. Молодость М. Прошла в мучительных поисках призвания. Он колебался между поэзией и живописью. Избрав поэзию, он долго не знал, какому яз. Отдать предпочтение - немецкому или французскому, к-рым владел, как родным. Его мировоззрение и взгляды на искусство сложились под знаком молодого буржуазного реализма 40-х гг. Прославление человеческого существования и стремление сделать его более земным, гедонистический материализм, антропологическое толкование истории были предпосылками и остались существенными элементами творчества М.

Человек, материально независимый, много путешествовавший, он обратился к писательству лишь в более зрелом возрасте, творил медленно, не присоединился ни к какой школе и отвергал всякие политические, социальные, нравственные и воспитательные функции литературы. Он стоял за бестенденциозную «эпическую объективность», к-рая заимствует свой материал исключительно из истории. М. Предпочитает бурные эпохи духовного подъема, как напр. Крестовые походы, Ренессанс, Реформация, времена религиозной борьбы, 30-летняя война, и включает в круг своих рассказов таких исторических деятелей, как Александр Великий, Цезарь, Карл Великий, Борджиа, Густав Адольф, Фридрих II и т. Д. Прежде всего этого художника-патриция увлекает эпоха Возрождения.

Ее волевая напряженность, ее героически задрапированная порочность, искушения, колебания, ее светская праздность, радость жеста и облагороженная алчность, ее эпикурейство, культ гениев и героев - изобилие, художественно организованное, как гласит его эстетическое credo, к-рое он вкладывает в обрамленной новелле «Свадьба монаха» в уста Данте. Искусство М. Аристократическое, но не декадентское. Его антиклерикальный образ мыслей, аморально-антихристианское мировоззрение светского человека, распрощавшегося со всякой метафизикой, характеризуется апофеозом человека-властелина, сверхчеловека. Художественное творчество Мейера развертывается в противоречиях. Исполненный оптимизма буржуазного подъема, он в то же время отворачивается от его конкретного содержания и от его основ.

Буржуазная цивилизация пугает его своим техническим прогрессом с его дымом и копотью. Впечатления капиталистической действительности питают его меланхолию, к к-рой был так склонен этот последыш патрицианства, с трудом приспособлявшийся к новым условиям жизни. Хотя М. И не плачет (как Раббе, Фр. Т. Фишер, Гаммерлинг) «о добром старом времени», он все же стремится, подобно Вагнеру, перенести человека господствующих классов со всей переутонченностью его чувств и настроений в прошлое, исторически загримировать его.«Бестенденциозность» М. Срывается уже его прославлением протестантизма в венке романсов «Последние дни Гуттена» (1871), романе «Юрг Енач» (1876) и в более мелких произведениях, как «Амулет» и «Песнь о Гугенотах».

Участие, к-рое он принял как художник в так наз. «Kulturkampf’е» (борьба бисмарковской Германии против папства), было страстное и решительное. После прусских побед 1870-1871 он находился некоторое время под влиянием бисмарковской политики и немецкой государственной идеи. Мастер эпической формы, скупой, строгий, искушенный в композиции и в искусстве слова, органически усвоивший также иностранные образцы (Мериме), М. Доводит традиционную форму новеллы до совершенства. В этом жанре он приобрел наряду с Готфридом Келлером и Т. Штормом значение классика. Специфику новеллы он видит в необыкновенном основном психологическом мотиве и в необычайной комбинации мотивов, ему подчиненных. В противоположность «профессорам-романистам» своего времени (Гаммерлингу, Ф.

Дану, Г. Эберсу) он всегда оживляет свои небольшие, чуждые педантизма в деталях, но поражающе красочные, жизненно-правдивые картины из истории культуры волнующим драматизмом и захватывающим изображением душевных переживаний. В новеллистическом моменте, в «необычайном событии», в тончайшем воспроизведении взаимодействия между внутренним и внешним конфликтом заключается непревзойденная сила М. Высшим достижением М. В этом искусстве, к-рое Отто Людвиг называет «малой психологией» (Kleinpsychologie), нужно считать новеллу «Святой», посвященную отношениям Томаса Бекета к Генриху II Английскому. Та же самая художественная насыщенность характеризует и балладу М. В лирике для объективации всего пережитого М. Прибегает к символизму.Библиография.

I. Народный вождь Георгий Енач, с предисл. А. Горнфельда, П., 1918. То же, с предисл. Р. Арского, М. - П., 1923. Лирика, перев. А. В. Луначарского, изд. «Алконост», П., 1920. Святой, с предисл. М. Горького, изд. «Всемирная литература», П., 1922. Новеллы, со вступ. Статьей А. Горнфельда, изд. «Всемирная литература», М. - П., 1923. Плавт в женском монастыре, Л., 1925. Амулет, Л., 1926. Samtliche, Werke, 1922. Werke, 8 B-de, Lpz., 1925. L. V. Francois und C. F. Meyer, ein Briefwechsel, hrsg. V. A. Bettelheim, 1905 (Berlin - Lpz., 1920). Briefe, nebst Rezensionen und Aufsatzen, hrsg. V. A. Frey, 2 B-de, 1908. Unvollendete Prosadichtungen, hrsg. V. A. Frey, 1916. C. F. Meyer und J. Rodenberg, Briefe, hrsg. V. A. Langmesser, 1918.II. Frey A., Conrad Ferdinand Meyer, 1900. Gessler A., C. F. Meyer, 1906.

Harcourt R., C. F. Meyer, sa vie, son Ouvre, 1913. Linden W., C. F. Meyer, Entwicklung und Gestalt, Munchen, 1922. Everth E., C. F. Meyer, Dichtung und Personlichkeit, Dresden, 1924. Faesi R., C. F. Meyer, Lpz., 1925. Honig J., C. F. Meyer, der Mensch, der Dichter, 1926. Stickelberger H., Die Kunstmittel in C. F. Meyers Novellen, 1897.III. Maync H., Conrad Ferdinand Meyer und sein Werk, Frauenfeld u. Lpz., 1925.

Значения в других словарях
Мезьер

МЕЗЬЕР Августа Владимировна (1869-) - писательница, переводчица, выдающийся библиограф. Воспитывалась в Смольном институте. Работала в качестве библиотекаря в библиотеке Л. Т. Рубакиной (участвуя в составлении серии библиографических указателей для библиотеки), вела занятия на Смоленских вечерних воскресных классах для рабочих в СПБ, участвовала в редакционной работе издательств Ф. Ф. Павленкова, О. Н. Поповой, «Общественная польза», кооперативных издательств, во внешкольном отделе Наркомпроса ..

Мей

МЕЙ Лев Александрович (1822-1862) - поэт. Р. В бедной дворянской семье. Учился в Царскосельском лицее. Служил в канцелярии московского генерал-губернатора. Сотрудничая с 1841 в «Москвитянине» (стихи, переводы, драма «Царская невеста»), М. Сблизился с М. П. Погодиным и тесно сошелся с кружком молодой редакции «Москвитянина» (Ап. Григорьев, Островский и др.). В 1853 М. Переселился в Петербург, отдавшись исключительно лит-ой работе. Все последующее десятилетие до самой смерти М. Жил жизнью литерат..

Мейер Р.

МЕЙЕР Рихард М. (R. M. Meyer, 1860-) - немецкий литературовед. В своей «Немецкой стилистике» (R. M. Meyer, Deutsche Stilistik, Munchen, 1913) М. Пытался перестроить систему стилистики (сближаемую им с системой поэтического синтаксиса) на основе данных общей лингвистики и психологии яз. Однако попытка М. Положить основание научной стилистике не могла осуществиться. Игнорируя классовую природу яз., М. Ограничивается при изучении стилистических форм лишь вопросом об их понимании на той или иной ст..

Мейринк

МЕЙРИНК Густав (Gustav Meyrink, 1868-) - немецкий новеллист и романист. Р. В Австрии в еврейской буржуазной семье. Прежде чем обратиться к писательству, занимался небольшими банковыми операциями. Его искусство, своеобразие к-рого сказалось уже в его первых сатирах и рассказах - «Orchideen» (Орхидеи), «Seltsame Geschichten» (Странные истории, 1904, и др.), «Das Wachsfigurenkabinett» (Кабинет восковых фигур, 1907), - косвенно связано с поздним немецким романтизмом, в частности А. Фон Арнимом и Э...

Дополнительный поиск Мейер К. Мейер К.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мейер К." в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мейер К., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 8 символа