Мейер Р.

79

МЕЙЕР Рихард М. (R. M. Meyer, 1860-) - немецкий литературовед. В своей «Немецкой стилистике» (R. M. Meyer, Deutsche Stilistik, Munchen, 1913) М. Пытался перестроить систему стилистики (сближаемую им с системой поэтического синтаксиса) на основе данных общей лингвистики и психологии яз. Однако попытка М. Положить основание научной стилистике не могла осуществиться. Игнорируя классовую природу яз., М. Ограничивается при изучении стилистических форм лишь вопросом об их понимании на той или иной ступени культурного развития. Проблемы же их воздействия на ту или иную конкретную социальную группу Мейер не ставит.Методологическая позиция М. В отношении истории литературы особенно наглядно сказалась в двух больших его работах.

В книге по истории немецкой литературы XIX в. («Die deutsche Literatur des XIX Jahrhundert», 2 Aufl., Berlin, 1900) и в монографии о Гёте («Goethe», Berlin, 1895).Приближаясь к пониманию литературы не как индивидуальной деятельности, а как массового процесса, М. Однако обнаруживает свойственный буржуазному литературоведению идеализм, игнорирование классовой природы литературы и проводит национально-психологическую точку зрения, трактуя творчество отдельных писателей как «выявление национального духа». Неопределенность и абстрактность занятой М. Позиции привела его на практике к тому же индивидуалистическому толкованию литературы, от к-рого он так решительно отмежевывался в теории.Это особенно наглядно сказалось в книге Мейера о Гёте.

Правда, Мейер рассматривает творчество Гёте как осуществленную в индивидуальной форме апологию поэтического творчества всего немецкого народа, но такими обобщенными сопоставлениями он и ограничивается. При конкретном же анализе творчества Гёте все внимание исследователя сосредоточивается на том, как сложилась и выросла эта творческая личность, причем из факторов, могущих оказать влияние на молодого Гёте, М. Указывает лишь семью и наследственность, отстраняя даже такие суммарно поставленные вопросы, как вопрос об эпохе. Несмотря на отталкивание М. От некоторых методологических традиций немецкого литературоведения, все его «новаторство» сводится лишь к попыткам подновления и реформирования. Литературоведческая концепция М., с ее механистически мыслимым принципом массовости, с ее решительным замазыванием классовой борьбы с провозглашением идеи «национального духа», с эклектическим толкованием формы, игнорирующим понятие классового стиля, - насквозь буржуазна по своей природе и тенденциям.

Практика последних лет со всей наглядностью показала, как идея «национального духа» превращается в современном немецком литературоведении в боевой клич фашистов.Библиография. Кроме указанных работ. Jonathan, Swift und G. C. Lichtenberg, Berlin, 1886. Grundlagen des mittelhochdeutschen Strophenbaues, Strassburg, 1886. Die altgermanische Poesie nach ihren formelhaften Elementen beschrieben, Berlin, 1889. Deutsche Charaktere, Berlin, 1897. Gestalten und Probleme, Berlin, 1905. Grundriss der neueren deutschen Literaturgeschichte, 2 Auflage, Berlin, 1902.

Значения в других словарях
Мей

МЕЙ Лев Александрович (1822-1862) - поэт. Р. В бедной дворянской семье. Учился в Царскосельском лицее. Служил в канцелярии московского генерал-губернатора. Сотрудничая с 1841 в «Москвитянине» (стихи, переводы, драма «Царская невеста»), М. Сблизился с М. П. Погодиным и тесно сошелся с кружком молодой редакции «Москвитянина» (Ап. Григорьев, Островский и др.). В 1853 М. Переселился в Петербург, отдавшись исключительно лит-ой работе. Все последующее десятилетие до самой смерти М. Жил жизнью литерат..

Мейер К.

МЕЙЕР Конрад Фердинанд (Conrad Ferdinand Meyer-Ziegler, 1825-1898) - немецкий поэт и новеллист, сын цюрихского государственного деятеля. Р. В Швейцарии, в одной из тех протестантских патрицианских семей, которые, лишившись после демократической конституционной реформы 1831 политического преобладания, все же сохранили свое привилегированное положение. Молодость М. Прошла в мучительных поисках призвания. Он колебался между поэзией и живописью. Избрав поэзию, он долго не знал, какому яз. Отдать пр..

Мейринк

МЕЙРИНК Густав (Gustav Meyrink, 1868-) - немецкий новеллист и романист. Р. В Австрии в еврейской буржуазной семье. Прежде чем обратиться к писательству, занимался небольшими банковыми операциями. Его искусство, своеобразие к-рого сказалось уже в его первых сатирах и рассказах - «Orchideen» (Орхидеи), «Seltsame Geschichten» (Странные истории, 1904, и др.), «Das Wachsfigurenkabinett» (Кабинет восковых фигур, 1907), - косвенно связано с поздним немецким романтизмом, в частности А. Фон Арнимом и Э...

Мейснер

МЕЙСНЕР Альфред (Alfred Meissner, 1822-1885) - немецко-чешский писатель. В студенческие годы был руководителем радикального кружка «Серапионовы братья» в Праге. В 40-х гг. - видный представитель поэзии «истинного социализма». В своих стихах («Soziale Gedichte», 1845) М. Отразил процесс пауперизации ремесленников и городских мелкобуржуазных слоев в ранний период промышленного капитализма. В слезливо-сентиментальных тонах, как и К. Бек, Мейснер взывает к филантропии, проклинает индустрию и зовет ..

Дополнительный поиск Мейер Р. Мейер Р.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мейер Р." в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мейер Р., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 8 символа