Мерсье

64

МЕРСЬЕ Луи Себастиан (Louis Sebastien Mercier, 1740-1814) - французский писатель. Вслед за Руссо писал о радостях деревенской жизни, выгодах «разумно» организованного сельского хозяйства, нападал на салонно-аристократическую культуру, прославлял первобытного человека и его «естественное состояние», развивал идеи о всеобщем равенстве и об идеальном государстве будущего, построенном на коммунистических началах. Этой последней теме посвящен утопический роман М. «2440 год» (L’an 2440, ou Reve s’il en fut jamais, 1770). Книга эта, предвосхитившая многие реформы Великой французской революции, была запрещена. Та же судьба постигла лучшее произведение М., сделавшее автора знаменитым, - книгу социально-бытовых и сатирических очерков «Картина Парижа» (Tableau de Paris, 2 тт., 1781.

Полностью, в 12 тт., 1782-1789), дающую яркое изображение дореволюционного Парижа со всеми социальными противоречиями, раздиравшими французское общество «старого режима».Наиболее продуктивна была деятельность М. В области драмы, в к-рой он явился продолжателем Дидро , намечая дальнейшее развитие канонизованного последним жанра «мещанской» или «буржуазной» драмы. В своем «Новом опыте о драматическом искусстве» (1773) М. Выступает с резкой критикой классической драматургии как не соответствующей запросам современности и вкусам массового зрителя. Но если Дидро хотел видеть на сцене только буржуазию и буржуазную интеллигенцию, то Мерсье идет дальше его и требует изображения «народа», «четвертого сословия», т.

Е. Городской бедноты, «честных ремесленников» и крестьян. Рассматривая литературу как орудие общественно-политической борьбы, М. Выдвигает идею социальной драмы, противопоставляющей богатых и бедных, «ремесленников» (artisans) и «бездельников» (faineants). К числу последних М. Относит не только аристократию, но и крупную буржуазию. Восставая против формализма классиков, М. Закладывает основу эстетики реализма, но в то же время требует от писателя не бесстрастного объективизма, а горячей отзывчивости, неустанного воздействия на жизнь.Как мелкий буржуа М. Не отрицал самого принципа капиталистической собственности и восставал только против неравного распределения богатств между частными собственниками. Острые социальные конфликты разрешались им при помощи обычного для мещанской драмы средства - денег (ср.

Напр. «Неимущие», «Уксусник», 1776). С 1769 по 1780 М. Напечатал 16 пьес, которые частично были запрещены.М. Оказал большое влияние на родственных ему по темпераменту и воззрениям немецких поэтов эпохи «бури и натиска» .Библиография. I. Полного собр. Сочин. Мерсье не существует. По-русски драмы Мерсье имеются в переводах XVIII в. Женневаль, или французский Барневель, 1778. Ложный друг, 1779. Неимущий, 1784. Уксусник, 1785. Судья, 1788. Беглец, 1784. Зоа, 1789. Наталья, 1794. Theatre complet, 4 тт., Амстердам, 1778-1784. Tableau de Paris и L’an 2440, переизд. В коллекции «Bibliotheque Nationale». Есть и др. Переиздания.II. Иванов И. И., Политическая роль французского театра в связи с философией XVIII в., М., 1895. Розанов М. Н., Ж. Ж. Руссо и литературное движение конца XVIII и начала XIX вв., т.

I, М., 1910. Zollinger O., Mercier als Dramatiker und Dramaturg, Strassburg, 1899. Его же, Mercier’s Beziehungen zur deutschen Literatur, «Ztschr. Fur franz. Sprache u. Literatur», XXIV, 1902. Beclard L., Sebastien Mercier, P., 1903.

Значения в других словарях
Мерриет

МЕРРИЕТ - см. Марриэт. ..

Мерриль

МЕРРИЛЬ Стюарт (Stuart Merrill, 1863 (68?)-1915) - французский поэт-символист. В свое время дрейфусар, затем интернационалист и пацифист, в годы войны он примыкал к левому крылу буржуазной интеллигенции. Мало оригинальное по тематике творчество М. Интересно как отображение смены вех во французской поэзии конца века (от рафинированного индивидуализма до стремлений раствориться в массе). Парнасец вначале, М. Был виртуозом формы («Гаммы», 1887, и «Летописи», 1891). Позднее он примкнул к символиста..

Месневи

МЕСНЕВИ (буквально - парный, сдвоенный) - арабский термин в литературах мусульманского Востока, означающий стихотворные произведения с попарно рифмующимися полустишиями (по формуле aa, bb, cc и т. Д.). Форма М. Свойственна гл. Обр. Персидской поэзии, где, сочетаясь с различными стихотворными размерами, она обнимает собой все эпические произведения (героический, романтический и дидактический эпос) и лишь в виде исключения встречается в лирике. Так. Обр. «М. Какого-нибудь автора» означает эпическ..

Место действия

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ - наряду со временем - обязательная предпосылка сюжетного развертывания событий, изображаемых в литературном произведении. Поскольку литературное произведение всегда отражает в той или иной мере бытие, объективную действительность, а «пространство и время суть основные формы бытия» (Энгельс), постольку никакое действие или событие в литературном произведении не может быть мыслимо вне более или менее определенной пространственной и временной локализации. Пространственная же локали..

Дополнительный поиск Мерсье Мерсье

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мерсье" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мерсье, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 6 символа