Миннезанг
МИННЕЗАНГ (средневековое немецкое minnesang) - термин, введенный немецкими учеными в XVIII в. Для обозначения немецкой средневековой рыцарской лирики как специфического явления стиля, противополагаемого бюргерскому стилю позднейшего мейстерзанга .Значение термина М. Не вполне точно отграничено. Он применяется то для обозначения светской рыцарской лирики в целом, сливающейся в своих истоках с любовной (латинской и немецкой) поэзией вагантов и шпильманским шпрухом, а в своем дальнейшем развитии - с антикрестьянской «поэзией деревни» (hofische Dorfpoesie), то для обозначения в пределах этой рыцарской продукции совершенно определенного художественного стиля, характеризуемого как стиль куртуазной литературы и несомненно слагавшегося под сильным влиянием лит-ой продукции того же типа рыцарства более передовых стран - Прованса, Франции и Фламандии.
Эта неопределенность термина создает благоприятную почву для нескончаемого спора о романских истоках М., отрицание или признание к-рых буржуазными историками немецкой средневековой литературы довольно четко отражает эпохи большего или меньшего нарастания национал-шовинистических тенденций.По существу спор об истоках М. - спор формалистический, основанный на идеалистическом понимании литературы как выражения «народного духа». В действительности в развитии рыцарского миннезанга (в широком значении этого термина) мы имеем ряд существенных изменений стиля одной и той же прослойки господствующего класса на разных этапах развития одной и той же общественно-исторической формации феодализма. Уже первые памятники М., восходящие к последней четверти XII в., свидетельствуют о завершении процесса слияния министериалов и свободного дворянства в общую массу привилегированного рыцарского сословия.
При известной эклектичности стиля этой ранней литературной продукции, использующей формы более древней боевой песни шпильманского шпруха, строфической лирики вагантов и через ее посредство хоровой плясовой «народной песни», уже и эти первые памятники М. Немыслимы вне специфической социальной практики рыцарства. В основе всей продукции раннего М. Лежит противопоставление и превознесение рыцарства над крестьянством, сублимация феодальных отношений как отношений служения и любви рыцаря-министериала к знатной даме, рыцарское «высокомерие» (hohvart). Таковы уже песни наиболее ранних и псевдонародных миннезингеров - Кюренбергера, Мейнлоха, Регенсбурга, Дитмара, - формально независимых от романской куртуазной лирики.Рост классового самосознания рыцарства, укрепление его международных связей способствуют углублению и спецификации М., использующего уже имеющиеся достижения в аналогичной классовой продукции других стран (Прованса и Франции непосредственно и через Фламандию).
Так создается в XIII в. М. (в узком значении слова) - продукт самодовлеющей классовой культуры, яркий образец искусства чисто формального, все элементы к-рого (начиная от фикции любовного переживания и временной ситуации) уже заранее предустановлены и сводят мастерство поэта к их виртуозному компонированию, к богатству текстуально-музыкальных форм, к изысканности тонико-силлабического стиха и точной рифмы. О тематике классического М., представленного произведениями Гейнриха фон Морунген, Фридриха ф. Хузен, Рудольфа ф. Фенис, Вольфрама ф. Эшенбах, Рейнмара Старого, Вальтера ф. Дер Фогельвейде и мн. Др., см. «Куртуазная литература».Из практики все того же класса, но на другом этапе его развития объясняется и быстрый упадок изысканного М.
В XIII же в. В момент обострения классовой борьбы самодовлеющий и замкнутый в узкий круг куртуазной тематики творческий метод классического М. Оказывается недостаточно актуальным. Он сменяется, с одной стороны, использованием форм шпильманского шпруха для создания политической сатиры (см. «Вальтер фон дер Фогельвейде»), с другой, - созданием антикрестьянской (позднее и антибюргерской) поэзии в антитетическом оформлении народной хоровой и плясовой песни (Winterlied и Reigen Нитгарта ф. Рювенталя, его подражателей, колыбельные и рабочие песни Готтфрида ф. Нифен).Однако старые формы классического М. Оказываются достаточно устойчивыми, ибо они не только доживают в эпигонской рыцарской лирике до XV в. («последние миннезингеры» - Гуго де Монфор, 1357-1423, и Осв.
Ф. Волькенштейн, 1369-1445), но, спускаясь в иные общественные группы, выступающие в XIII-XIV вв., - в поэзию бюргерства, приобретают существенно иное мировоззренческое значение и используются творческим методом мейстерзанга .Библиография. I. A-Die alte Heidelberger Liederhandschrift, hrsg. V. Fr. Pfeiffer, «Bibl. Des Lit. Vereins in Stuttgart», 9, 1844. B-Die Weingartner Liederhandschrift, там же, 5, 1843. C-Die grosse Heidelberger Liederhandschrift, hrsg. V. F. Pfaff, Heidelberg, 1899. Избранные произведения «Des Minnesanges Fruhling», hrsg. V. Lachmann u. Haupt, neu bearb. V. Fr. Vogt, 3 Aufl., Lpz., 1920. Bartsch, K. Deutsche Liederdichter des 12-14 Jhs., Berlin, 1901. Die Schweizer Minnesinger, hrsg. V. Bartsch, 1886. Fr. Pfaff, Der Minnesang des 12-14 Jhs., Stuttgart, 1892.II.
По истории М. Stilgebauer E., Geschichte des Minnesangs, 1898. Schonbach A., Die Anfange des deutschen Minnesanges, Graz, 1898. Wechsler E., Das Kulturproblem des Minnesanges, 1909. Burdach K., uber den Ursprung mittelalterlichen Minnesangs, Liebesroman und Frauendienst, Berlin, 1918. Его же, Vorspiel, I, 1925. Wilmanns W., Leben und Dichten Walters v. D. Vogelweide, Lpz., 1916-1924. Об антикрестьянской поэзии. Bielschowsky A., Geschichte der deutschen Dorfpoesie im XIII Jhr., Berlin, 1891. Mehr F., Das unhofische Element in der mhd. Lyrik, 1913. Singer S., Neidhartstudien, 1920. По поэтике и строфике М. Muller G., Das Formproblem des Minnesanges, «Deutsch. Vierteljahrsschrift fur Literatur», I, 1923. Немецкая литература и «Вальтер фон дер Фогельвейде».
Дополнительный поиск Миннезанг
На нашем сайте Вы найдете значение "Миннезанг" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Миннезанг, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 9 символа