Мирбо

76

МИРБО Октав (Octave Mirbeau, 1848-1917) - французский писатель. Р. В Тревьере в буржуазной семье, воспитывался в ваннском иезуитском коллеже, развращающее влияние к-рого изобразил впоследствии в романе «Себастьян Рок». Участвовал в Франко-прусской войне, навеявшей ряд страниц в его романе «Calvaire» (Голгофа). Был некоторое время супрефектом в С.-Жироне, но, разочаровавшись в административной деятельности (к-рая дала ему материал для обличительных сцен в «Les vingt et un jours d’un neurastenique» - «Двадцать один день неврастеника»), перешел к публицистике. Основал журн. «Les Grimaces», где объявил войну незаслуженным репутациям, нажил влиятельных врагов и вскоре вынужден был прекратить издание журнала. Одно время примыкал к анархистам и сотрудничал в «Revolte», откуда ушел после убийства Карно.

Литературную славу М. Приобрел обличительными романами, в к-рых дает яркую и пеструю галерею сатирических, часто карикатурных, но всегда рельефных портретов современных деятелей. Министр Лейг, «солидарный со всеми кабинетами и в то же время ни с одним из них», бессменный член министерства, из кого бы оно ни состояло. Из радикалов, социалистов, оппортунистов, националистов, с готовыми проектами реформ, исключающими друг друга и представляемыми в зависимости от политической физиономии кабинета. Генерал Аршинар, предлагающий использовать колониальные народы для особого вида промышленности - дубления человеческой кожи, лучшего материала для обивки комнат, несессеров, перчаток и т. П. Мэр Трегарек, превративший пьяного матроса в холерного больного, «самоотверженно» победивший несуществующую эпидемию, награжденный орденом и самодовольно вспоминающий «о том времени, когда в Кернаке была холера».

Провинциальный аббат, при помощи десятины и непосильных поборов «без всякого участия государства» выколотивший из нищенского населения средства на построение храма с «ажурной колокольней» и «золотым крестом» и тягающий последние франки у бедняков, потому что «св. Дева по приходским праздникам разгуливает в грязных лохмотьях», - эти и многочисленные другие портреты являются художественной коллекцией документов о жизни и нравах капиталистического общества. Так, «Дневник горничной» (Le journal d’une femme de chambre) - картина морального разложения буржуазии, «Аббат Жюль» вскрывает язвы, разъедающие духовенство, «Сад пыток» - все формы разврата, садизма и других извращений, расцветающих пышными цветами на почве насилия, эксплоатации и праздности, драма «Дурные пастыри» обличает ложных вождей рабочего движения, социалистов и радикалов и т.

Д. Однако в своей критике буржуазного общества М. Является лишь анархиствующим мелкобуржуазным интеллигентом, близким индивидуалистическим идеалам современного ему модернизма и декадентства. Временами кажется, что трусливым и жалким преступникам, одетым в министерские фраки и в бальные дамские платья, он готов противопоставить откровенных, смелых бандитов и проституток в качестве единственных носителей идеала свободы и красоты. Его убийцы, воры, палачи и садисты не только не отталкивают, а скорее увлекают (иезуит Керн («Себастьян Рок»), аббат Жюль и т. Д.). Мелкобуржуазный анархо-индивидуализм М. Особенно ярко проявился в образе Жана Руля («Дурные пастыри»). Этот организатор стачки поднимает мятеж исключительно для того, чтобы, в духе Ибсена, разбудить жажду очищающей борьбы, к-рая является самоцелью.В России М.

В свое время привлекал интерес довольно широких кругов читателей. Разными слоями и в разное время воспринимались те или другие стороны его творчества. В период революции 1905 имели успех его «Дурные пастыри» и др. Произведения, направленные против буржуазии и приспособленчества к ней. В эпоху реакции влияют на больную фантазию писателей-упадочников описания разврата, извращений («Сад пыток»).Библиография. I. М. Имеется в многочисленных русских переводах. Полн. Собр. Сочин. В 10 тт., изд. Саблина, М., 1908-1911. В пореволюционное время издан ряд романов и пьес М., как напр. Жан и Мадлена, Драма в 5 д., перев. М. В. Ватсон, П., 1918. То же, П., 1921. Дурные пастыри, Драма в 5 д., перев. В. Тучанской, изд. «Красная новь», М., 1923. Динго, Роман, перев.

Е. Г. Шатуновской, изд. «Мысль», П., 1925. Аббат Жюль, Роман, перев. С. А. Иванчиной-Писаревой. Гиз, М. - Л., 1926. То же, перев. С предисл. П. С. Когана, 2 чч., изд. «Безбожник», М., 1929. Сад пыток, изд. «Космос», Полтава, 1926. Себастьян Рок, Роман нравов, перев. В. Д. Сорокоумовского, предисл. П. С. Когана, изд. «Безбожник», М., 1929, и сборники рассказов.II. Коган П. С., Философия преступления и поэзия порока (романы Октава Мирбо), «Русская мысль», 1905, IX. Герштейн Ф., Октав Мирбо, «Образование», 1909, I. Фриче В. М., Поэзия кошмаров и ужаса, изд. «Сфинкс», М., 1912. Rodenbach G., L’elite, P., 1899. Bevon M., Octave Mirbeau, son Ouvre, P., 1924.III. Pilon E., Octave Mirbeau. Biographie suivie d’une bibliographie, P., 1903.

Значения в других словарях
Миракль

МИРАКЛЬ (франц. Miracle - «чудо») - в более широком значении слова всякая (стихотворная или прозаическая) разработка легендарного сюжета, центральным эпизодом к-рого является «чудо» - в частности «чудо богородицы» (miracle de Notre Dame). Таковы сборники стихотворных легенд «Gautier de Coincy» (кон. XII - нач. XIII вв.), «Jehan le Marchant» (ок. 1240) и ряд анонимных, приблизительно того же времени, отражающие и пропагандирующие столь характерный для этой эпохи культ женского божества - богород..

Миракян

МИРАКЯН Ваган (1875-) - армянский поэт. По профессии педагог. Начал писать в 90-х годах, печатался в журн. «Ахпюр» и «Тараз» под псевдонимом Мир-Коно. Большую популярность Миракян приобрел своей поэмой «Лалвары ворс» (Охота на Лалваре), в к-рой отображена жизнь кочевья летом на склонах гор Лалвар и Лори. Автор с большим мастерством изображает патриархальный быт и нравы обитателей гор, их вековые предрассудки, жизнь порабощенной женщины и непосильную борьбу горцев с окружающей суровой природой. ..

Мирза Шафи

МИРЗА ШАФИ - см. Шафи. ..

Мирный

МИРНЫЙ Панас (псевдоним Афанасия Яковлевича Рудченко) (1849-1920) - украинский писатель. Р. В семье мелкого чиновника в г. Миргороде. Сорок лет служил чиновником в полтавской казенной палате. Печататься начал в 1872 в журнале «Правда» в Галиции. Был под сильным влиянием Драгоманова. Выступив продолжателем традиций украинского этнографически-бытового натурализма в духе Марко Вовчка, М. Вскоре определился как реалист с уклоном к психологизму, эволюционируя в своем творческом развитии к социальной..

Дополнительный поиск Мирбо Мирбо

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мирбо" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мирбо, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 5 символа