Перец

85

ПЕРЕЦ Ицхок Лейбуш (1851-1915) - еврейский поэт, новеллист, драматург и публицист. Р. В Замостье Люблинской губ. Получил традиционное религиозное воспитание. С ранней юности увлекался еврейским просветительством («Гаскала»), знакомился с европейской литературой, в особенности с Бёрне и Гейне, влияние к-рых остро чувствовалось в его поэзии и публицистике. Дебютировал в 1875 стихотворениями на гебраистском яз. В журн. «Hasachar». В 1886 опубликовал в гебраистском сб. «Haasif» первую серию новелл и поэму «Современные мотивы» (Minginojs-hasman), где он выступал в защиту еврейского яз. (idis). В 1888 напечатал свою первую большую поэму на еврейском яз. «Monis» (Мониш), где он в несколько фантастической форме показал процесс преодоления еврейским юношей своего синагогально-религиозного мироощущения и приобщения к реальной земной жизни.

Этот процесс выявлен на фоне усиливавшегося распада старого патриархального быта.П. Вошел в литературу в период ликвидации пережитков феодализма и обострения борьбы между рабочим классом и капитализмом в сравнительно развитой в индустриальном отношении Польше. Своеобразие этих процессов в еврейской среде, выраженное в мировоззрении радикальной националистической мелкобуржуазной интеллигенции, определяло творческий путь П. В его творчестве получила яркое выражение вся противоречивость эволюции этой интеллигенции, отражавшая полную противоречий действительность еврейской мелкой буржуазии на пути от патриархального уклада к капитализму, а тем более в сложных условиях разорения еврейской мелкой буржуазии под напором развивавшегося капитализма, роста еврейского рабочего движения, революции 1905 и последовавшей за ней столыпинской реакции.Писатель-классик, создавший особое литературное направление, сочетавшее реализм с романтизмом, резко отличавшееся от направления других классиков еврейской литературы (в 80-х гг.) - Менделе Мойхер-Сфорим и Шолом-Алейхем, - П.

На протяжении всего своего литературного пути был не только поэт и беллетрист, но и активный общественник, воспитатель литературного поколения. Каждый этап его общественной деятельности был теснейшим образом связан с соответствующим этапом его творческого пути. Отдав дань в юности просветительской борьбе против пережитков еврейского средневековья и общинных заправил, П. Очень скоро сознал необходимость борьбы за те или иные формы существования в условиях капитализма. В. Конце 80-х и в начале 90-х гг. Доминирующим началом в его творчестве являлся мотив крушения под влиянием капитализма патриархальных отношений и целостного синагогально-религиозного сознания. Помимо упомянутой уже поэмы «Monis» этот мотив получил свое развитие в ряде произведений П.

Поэма «Возница», окрашенная романтической тоской по прошлому, в сущности реалистически повествует о том, как развивающийся капитализм уничтожает старые хозяйственные отношения. Железная дорога, лишив еврейские местечки старых источников дохода, тем самым взорвала старый быт. В первой серии новелл писателя выявлен кризис сознания ешиботской молодежи, приобщившейся к просветительству («Венера и Суламифь», «Янкель-пессимист» и др.). Этим мотивам также посвящен ряд «Очерков путешествия по провинции», явившихся результатом участия П. В экспедиции по обследованию положения обедневшего и разоренного еврейского местечка. Торжество капитализма стало источником разорения мелкобуржуазных масс. Этот процесс Перец отразил в своем художественном творчестве и отчасти в своей публицистической деятельности.

С 1891 он издавал вместе с Я. Динезоном сб. «Еврейская библиотека» (Di idise bibliotek). Просветительство, направленное против пережитков средневековья, здесь уступило место радикально-буржуазному просветительству на базе капитализма. Однако продолжавшийся процесс пауперизации масс, с одной стороны, и рост рабочего движения - с другой, помогали П. Осознавать беспочвенность своего радикального просветительства на данном этапе. В центре его внимания становятся рабочие массы. В 1894-1896 он вместе с Д. Пинским и М. Спектором издавал серию адресованных уже гл. Образом к еврейским рабочим так наз. «Праздничных листков» (Jontev bietlach), чрезвычайно популярных в те годы среди еврейских рабочих и сыгравших на первом этапе развития еврейского рабочего движения значительную агитационную роль.

В середине 90-х гг. П. Создал значительную серию социально заостренных рассказов и поэм, где мотивы социальной обездоленности («В подвале», «Посыльный», «Бонця-молчальник» и др.) и антиклерикального изобличения («Der streimel») перерастали в мотивы еще неоформившегося стихийно-революционного протеста («Нравоучение» (Muser), поэмы «У чужого подвенечного платья», «Три швеи», ставшие популярными песнями среди еврейских работниц, и другие). Однако, несмотря на то что просветительски-публицистическая деятельность П. Той эпохи, как и его социально заостренные рассказы и поэмы объективно играли в те годы положительную роль в деле просвещения еврейских рабочих масс, П. В них по существу отразил далеко не пролетарский протест, а лишь социальное недовольство радикальной мелкобуржуазной еврейской интеллигенции в условиях нарастания революционной волны и приближения революции 1905.С середины 90-х гг.

В поэзии П. Наряду с социальными мотивами активизировались интимные и национально-религиозные мотивы, а в его прозе начали доминировать «хасидские мотивы» и мотивы идеализированного национально-религиозного прошлого. В области разработки социальных тем Перец лишь немногим поднимался над идейным уровнем народнических просветительских мелкобуржуазных писателей. Большого мастерства он достиг именно в своих «Хасидских новеллах», опубликованных в 1897-1902 и затем в годы столыпинской реакции, и в «Народных сказаниях» о жертвенной героике национально-религиозного прошлого, первая серия которых написана в 1903-1904. Эти мотивы Перец продолжал культивировать и в годы реакции в форме символико-мистических драм («На цепи» (In polis of der keit), «Золотая цепь» (Di goldene keit), «Ночь на старом рынке» (Banacht af dem altn mark, 1907-1913)).

В этих произведениях с особенной остротой вскрылись корни творчества Переца - идеолога националистической еврейской мелкой буржуазии - и вся противоречивость эволюции еврейской радикально настроенной националистической мелкобуржуазной интеллигенции.Если в 40-60-х гг. Еврейские просветители - Аксенфельд, частично Менделе Мойхер-Сфорим и в особенности И. Линецкий - разрабатывали хасидские мотивы в плане изобличительном, то П. Отталкивался от их изобличительно-сатирической направленности, - он создал художественно-значительную реалистическую новеллу, содержащую объективистские реалистические зарисовки старого религиозного хасидского быта («Хельмский меламед» (Der chelmer melamed), «Семейный мир» (solem-bais), «Не даром говорят.

Сумасшедший » (M’sagt. «mesuge» - gloib), «Сумасшедший разгильдяй» (Der mesugener batlen) и др.). Но этот объективизм с самого начала базировался на противопоставлении религиозно-этически углубленной прошлой патриархальной жизни аморальности и душевной пустоте современного буржуа, торгаша или обслуживающей его буржуазной интеллигенции. Этическую идейную деградацию буржуа, его душевную пустоту он изобличал через возвеличение национально-религиозного сознания в прошлом («Четыре поколения - четыре завещания» - «Vir dojres - vir zawoes». «Все меньше и меньше» - «Wos amol weiniker»). Так. Обр. Его реалистич., формально-объективистский, по существу положительный показ распадающегося национально-религиозного быта, утверждение национально-религиозного сознания были направлены, с одной стороны, против нигилизма просветителей в отношении национально-религиозного прошлого, а с другой стороны, изобличали буржуазное сознание.

Но это обращение к прошлому как в целях ревизии буржуазных и мелкобуржуазных просветителей, сыгравших прогрессивную роль, с одной стороны, так и для изобличения «аморального» капитализма - с другой, было с самого начала глубоко порочно. Плодотворное углубление воззрений просветителей и критика капитализма возможны были конечно лишь с позиций класса, идущего на смену капитализму, а не с позиций класса деградирующего. Неудивительно, что Перец от реалистической новеллы о распадающемся быте переходил к символистическому опоэтизированию религиозно-национального прошлого. Его «Хасидские мотивы» и «Народные сказания» уже до революции 1905 стали предметом подражания целого поколения мелкобуржуазных националистических писателей, а в годы реакции - знаменем всей националистической буржуазной и мелкобуржуазной интеллигенции, поспешившей сменить вехи и отвернуться от революции.

Апологетика национально-религиозного прошлого в этих произведениях перерастала в утверждение избранности еврейского народа, его мессианизма, «духа Израиля». В 1904-1906 П. Продолжал быть близким к революционному движению. Он читал лекции для рабочих, пытался создать еврейский рабочий университет. И в годы реакции он неоднократно высказывал свои симпатии рабочему движению и социализму. Но все это являлось лишь противоречием мелкобуржуазной действительности, выражением бессилия мелкобуржуазного протеста против капитализма.Основное и ведущее в творчестве П. - индивидуалистическое бунтарство, мелкобуржуазный гуманизм, сознание национальной избранности, националистическая идеализация прошлого. Если в драме «На синагогальной цепи» (In polis af der keit) выявлен бунт прозревшей демократической личности против пережитков феодально-религиозного средневековья, если в лирической драме «Смерть музыканта» провозглашено утверждение эпикуреизма как протест против религиозного аскетизма, то в драме «Жил некогда король» уже явно выражена скорбь погибающего в результате забастовочного движения мелкого еврейского предпринимателя.

Если драма «Золотая цепь» еще проникнута апологетикой социально-этического бунта избранной личности, противопоставленной широким массам, преданным будням жизни, то драма «Ночь на старом рынке» являет уже философское утверждение безысходности и пессимизма. Путь П. От реалистической социальной новеллы и поэмы к мистико-символическим легендам и драмам - путь мелкобуржуазной интеллигенции от радикального бунтарства в канун революции и в самые годы первой революции к националистической покорности перед буржуазной действительностью в годы реакции. Эта эволюция П. Во всей ее противоречивости сказалась и в его публицистической деятельности в годы реакции - в деятельности, все более проникавшейся националистическими клерикальными тенденциями.П.

Оказал огромное влияние на еврейскую литературу и всю еврейскую культуру эпохи империализма. Исключительно яркая творческая личность, терзавшаяся всеми противоречиями радикальной националистической интеллигенции порабощенных наций эпохи империализма, П. Продолжает быть объектом чрезвычайно внимательного, но глубоко критического изучения и освоения в еврейской советской литературе.Библиография. I. Русские переводы. Хасидские рассказы и др., СПБ, 1902. Картинки еврейской жизни, СПБ, 1902. Рассказы и сказки, перев. С. Фруга, СПБ, 1909. Собр. Сочин., перев. Ю. Пинуса, изд. «Современные проблемы», М., 1911-1914 (вышло 4 тт.). На еврейск. Яз. Собр. Сочин. Впервые издано под названием «sriften», в 1 т. (юбилейное изд.), Варшава, 1901. Последующие изд.

Газ. «Freind», СПБ, 1903. Изд. «Прогресс», Варшава, 1906, и затем Нью Иорк, 1907. Новое полное изд. «Ale werk» по последним обработкам самого автора начато изд. «Internationale Bibliotek» в Нью Иорке и закончено издание Клецкина в Вильне, в 18 тт. Менее полное собр. Сочин. - в 12 тт., изд. «Идиш», Нью Иорк, 1920. Geklibene werk (Избранные сочинения), со статьями М. Литвакова и И. Нусинова, издание «sul und Buch», М., 1925. Ha древнеевр. Яз. Собрание сочинений («Ksowim»), изд. «Tusija», в 10 тт., Варшава, 1910. В последнем томе даны все фельетоны Переца в древнееврейских газетах, издание 2-е, «Мория», 1926.II. «I. L. Perez, a samlbuch zu sein ondenken» (И. Перец, сборник его памяти), Нью Иорк, 1915. «I. L. Perez, zum jorzait», П., 1916. Oislender N., Perezes weg, журн.

«Di roite welt», 1925, № 7, Харьков. Нусинов И., Perezes publizistise jeruse, там же. Стр. 23-28. Литваков М., I. L. Perez (charakteristik), «Собр. Сочин.» Переца, Москва, 1925. Гурштейн А., Der iztiker zustand fun Perezis biografie, сб. «Zaitsrift», кн. I, Минск, 1926 (стр. 73-86). Oislender N., Perezes stet un stetlech, там же, стр. 62-72.III. Borochow В., Perez bibliografie, в номере посвященного Перецу журн. «Literatur un Leben», 1915, № 5, Нью Иорк, стр. 103-126. Reizen Z., Lexikon fun der jidiser literatur, Presse un filologie, т. II, Вильно, 1927.

Значения в других словарях
Перес де Айала

ПЕРЕС де АЙАЛА Рамон (Ramon Perez de Ayala, 1880-) - современный испанский писатель и журналист. Родился в Овьедо, окончил юридический факультет, в настоящее время - на дипломатической службе. В 1904 дебютирует книгой стихов («Paz del sendero»), с 1910 развивает интенсивную деятельность в качестве романиста. В своих романах, отмеченных чертами формального новаторства, П. Де А. Отказывается от постановки широких общественных и иных вопросов, волновавших его предшественников, пытаясь заполнить св..

Перетц

ПЕРЕТЦ Владимир Николаевич (1870-) - историк русской и украинской литературы, действительный член Академии наук СССР и Украинской академии наук, ученик Ал-дра Веселовского и, в большей мере, А. И. Соболевского. Объектом исследований П. Является главным образом украинская литература XVIII в., в особенности украинская драма. П. Удалось найти целый ряд украинских драм, прежде неизвестных.В продолжение своей сорокалетней научной деятельности (первая печатная работа его вышла в 1892) П. Стоял на отк..

Период

ПЕРИОД (греч. Periodos - «обход», «окружность») - термин, введенный Аристотелем для обозначения «речи, имеющей в себе самой начало и конец и легко обнимаемой умом». Под П. Следует понимать так. Обр. Большую синтаксическую единицу, сложное предложение или группу предложений, характеризуемую полнотой выражения мысли и законченностью интонации, создаваемой выделением пауз, сменой повышения и понижения, замедления и ускорения речи, ритмическим движением клаузулы. Пример. «Как плавающий в небе ястре..

Перипетия

ПЕРИПЕТИЯ (греч. Peripe’teia - «внезапный поворот») по определению Аристотеля («Поэтика», гл. XI) - «превращение действия в его противоположность», один из существенных элементов усложнения трагической фабулы. Примеры, иллюстрирующие это определение (так в «Царе Эдипе» пастух, являющийся, чтобы открыть Эдипу его происхождение и тем самым рассеять его страх, достигает своим разоблачением противоположного эффекта), позволяют сопоставить аристотелевскую перипетию с «трагической иронией» современно..

Дополнительный поиск Перец Перец

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Перец" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Перец, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 5 символа