Пролеткульт

86

ПРОЛЕТКУЛЬТ - сокращенное название «пролетарских культурно-просветительских организаций», действовавших в первые годы революции (I конференция ПКПО - сентябрь 1917). Свою работу Пролеткульт направлял к тому, чтобы «дать рабочему классу целостное воспитание, непреложно направляющее коллективную волю и мышление» его. Целью своей П. Ставил «выработку самостоятельной духовной культуры». Первая конференция, положившая начало Всероссийскому П., была созвана наркомом по просвещению А. В. Луначарским по решению конференции профсоюзов в сентябре 1917.Активными деятелями П. Были. А. Луначарский, А. Богданов, Ф. Калинин, В. Полянский, Ст. Кривцов, В. Плетнев, П. Керженцев, Н. Маширов-Самобытник, Н. Лукин, В. Игнатов и др. В организацию входили лучшие пролетарские поэты и писатели.

Александровский, П. Бессалько, Герасимов, Кириллов, Маширов-Самобытник, Обрадович, Поморский, Садофьев, Санников и др. П. Активно занимался вопросами науки и искусства - литературой, музыкой, живописью, театром, рабочими клубами. Однако вопросы литературно-творческие были главными для организации. В университетах, рабочих студиях, организованных П., нашла себе воплощение идея о принципах пролетарской культуры и науки, гл. Обр. Как их понимал А. Богданов . П. Вел большую издательскую работу, имел ряд периодических изданий (напр. Журнал «Пролетарская культура», «Грядущее», «Горн», «Гудки», всего около 20 органов). Выпустил П. Много сборников пролетарской поэзии и прозы. П. Имел свои организации в ряде провинциальных городов.

К лету 1919 было около 100 провинциальных П. По данным 1920 в организации насчитывалось около 80 000 студийцев, работой П. Были охвачены значительные слои рабочих. Существовал П. При Наркомпросе как общественно-добровольная организация пролетарской самодеятельности. Массовый характер пролеткультовского движения был обусловлен победой пролетарской революции. Стремление рабочих масс овладеть культурными ценностями прошлого и работать творчески получило поддержку и организационное оформление. Но принципиальные установки П. Содержали глубокие ошибки, и коммунистическая партия неустанно исправляла их. Основная политическая ошибка П. Состояла в том, что П. Рассматривал культурное движение пролетариата как новую, особую форму рабочего движения наравне с движением политическим, профессиональным и кооперативным, претендуя на особую чистоту от всяких мелкобуржуазных влияний.

П. Отрывал культурное строительство от всей остальной общественно-политической практики пролетариата, а строительство пролетарской культуры объявил делом исключительно индустриальных рабочих как выразителей пролетарской идеологии в ее чистой форме. Поэтому в строительстве социалистической культуры П. Игнорировал не только крестьянство и интеллигенцию, но и некоторые более отсталые слои рабочего класса. Классовое сознание индустриального пролетариата пролеткультовцы объявили уже сложившимся, «ясным и математически точным», по выражению В. Плетнева. П. Ставил вопрос об отношении пролетариата к культурному наследству, призывал к критическому усвоению и переработке ценностей прошлых эпох. Несмотря на это, некоторые пролеткультовцы, поэты и деятели театра, подпадали под влияние мелкобуржуазной стихии, ориентируясь в своей работе на искусство эпохи распада буржуазного сознания, на символизм, декадентство, футуризм.

Некоторые из поэтов прошли мимо наследства реалистов-классиков, да и не претендовали на реалистическое творчество, предпочитая ему пафосное и отвлеченное воспевание революции.Заслуга П. В том, что в своей деятельности он опровергал меньшевистско-троцкистское отрицание пролетарской культуры, в том, что он начал работу по собиранию и сплочению сил пролетариата на культурном фронте. Создать единый фронт революционного искусства пролеткультовцы однако не смогли, т. К. Игнорировали роль трудового крестьянства и интеллигенции. Лишь лефовцы активно участвовали в Московской организации П. (ср. Напр. «Тезисы по искусству», П., 1923, и «Горн», № 8), пользовались большой поддержкой, печатались в ее журналах (Б. Арватов, С.

Третьяков, Н. Чужак). В самой организации П. По ряду принципиальных вопросов идеологического единства не было.Последняя декларация П., написанная В. Плетневым, вызвала резкую критику со стороны т. Ленина (см. «ЛЭ», т. VI, стр. 211-216). В 1922 деятельность П. Стала замирать. В условиях дальнейшего углубления культурной революции в стране П. Постепенно распадается, уступая место новым формам организации творческой деятельности. На их место создались отдельные, самостоятельные объединения пролетарских писателей, художников, музыкантов, театроведов и т. Д.Во время II конгресса Коминтерна в августе 1920 было создано Международное бюро П., к-рое выпустило манифест «Братьям пролетариям всех стран». На него же была возложена задача.

«распространение принципов пролетарской культуры, создание организаций П. Во всех странах и подготовка Всемирного конгресса Пролеткульта». Деятельность Международного бюро П. Широко не развернулась и оно постепенно распалось.Библиография. Ленин В. И., Письмо президиуму конференции пролетарских культурно-просветительных организаций, Собр. Сочин., изд. 3, т. XXIII, М.-Л., 1931. Его же, О пролетарской культуре, там же, т. XXV, М.-Л., 1931. Заметки на статье В. Плетнева «На идеологическом фронте», в сб. «Вопросы культуры при диктатуре пролетариата», Гиз, М.-Л., 1925. Письмо ЦК РКП(б) о пролеткультах, «Вестник работников искусств», 1920, № 2-3. Протоколы I Всероссийской конференции Пролеткультов с 15-20 сент. 1918, под ред. П. И. Лебедева-Полянского, М., 1918.

Журналы Пролеткульта. «Пролетарская культура», Москва, 1918-1921. «Горн», 1918-1923. Богданов А., О пролетарской культуре 1904-1924, Сб. Ст., Л.-М., 1924. Керженцев П., Творческий театр, П., 1920. К новой культуре, П., 1921. Плетнев В., Три точки зрения на пролетарскую культуру, М., 1926. См. Также библиографический указатель Львова-Рогачевского В. И Мандельштам Р., Рабоче-крестьянские писатели, М.-Л., 1926. Периодика по литературе и искусству за годы революции 1917-1932. Сост. К. Д. Муратова, под. Ред. С. Д. Балухатого, изд-во Академии наук СССР, Л., 1933..

Значения в других словарях
Пролетарская литература

«ПРОЛЕТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА» - журнал лит-ой теории и критики, орган ВОАПП (с номера 4-го журнала. Первые 3 номера выходили как орган РАПП под назв. «РАПП»). Журнал начал издаваться в 1931 - периодичностью раз в два месяца. Первоначально редколлегия состояла из Л. Авербаха, А. Афиногенова, М. Гельфанда, С. Динамова, В. Ермилова, Г. Корабельникова, М. Серебрянского, Е. Трощенко и А. Фадеева, а с номера 4-го состав редколлегии изменился, в нее вошли. Л. Авербах, А. Афиногенов, Л. Бенде, Б. Буачидзе, ..

Пролетарская социалистическая литература

ПРОЛЕТАРСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - литература, отражающая действительность с позиций мировоззрения пролетариата как класса, возглавляющего борьбу трудящихся за социалистическое общество. Определяющей чертой П. Л. Является не столько социальное происхождение ее создателей, сколько пролетарское социалистическое идейно-художественное содержание их творчества.СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРОЛЕТАРСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА». - В своей революционной практике пролетариат создает и развивает все ст..

Пролог в драматургии

ПРОЛОГ (греч. Prologos - «предисловие») в драматургии - повествовательное начало драматического произведения, композиционно часто не связанное с фабулой действия. В П. Излагаются предшествующие действию события или разъясняется содержание событий, которые последуют в действии.П. - «начало трагедии до появления хора», по определению Аристотеля, - усиленно культивировался античными драматургами. В трагедиях П. Заполнялся рассказыванием мифов, лежащих в основе трагедии, чем устранялась необходимост..

Пролог в древнерусской литературе

ПРОЛОГ (в древнерусской литературе) - сборник кратких житий, поучений и назидательных рассказов-эпизодов, с расположением всех статей по дням года, из месяца в месяц. Составляя принадлежность письменности болгар, сербов и восточных славян, П. Образовался в своей основе путем перевода одного из византийских «минологиев» или «синацсарей» - житийных сборников X-XI вв. Русское название «П.» вероятно получилось по недоразумению от prologos, т. Е. «предисловия» к кодексу, послужившему оригиналом при п..

Дополнительный поиск Пролеткульт Пролеткульт

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пролеткульт" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пролеткульт, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 11 символа