Сейфуллина

66

СЕЙФУЛЛИНА Лидия Николаевна (1889-) - советская писательница. Из крестьян. Окончила гимназию в Омске. Работала учителем начальных школ. Заведывала библиотечной и внешкольной работой уездного земства. В 1917 С. - уездный земский гласный. Тогда же вступила в партию эсеров В 1919 порвала с нею. В 1920 С. В Москве на Высших научно-педагогических курсах. В 1921 С. - секретарь Сибгосиздата.Литературную известность С. Получила как автор «Правонарушителей» (1922), «Перегноя» (1923), «Виринеи» (1924). Актуальная тематика, сочувствие автора Великой Октябрьской пролетарской революции, художественное мастерство обеспечивали произведениям С. Особую популярность. Живо и красочно рассказывает С. О революции в деревне. Острая классовая борьба, расслоение деревни особенно ярко показаны в «Перегное».

Симпатии автора - на стороне деревенской бедноты, борющейся за новую жизнь.Новые люди деревни - Софрон, Виринея и др. - обрисованы С. С большим сочувствием. Они - крестьянские революционеры, на себе испытавшие гнет прошлого. Основная их черта - активное волевое суровое отношение к действительности, стремление переделать деревню. Фронтовик Софрон группирует вокруг себя бедноту и ведет ее в наступление на кулацкий лагерь. Велико в нем стремление к новой жизни, ненависть к прошлому. Виринея несет в себе неизбывную жажду свободной жизни, бросает вызов традициям старой деревни.При всем сочувствии к пролетарской революции С. Однако не смогла показать ее классовой сущности. Коммунистические цели революции и ее социалистическое содержание С.

Истолковывала по-своему, в духе некоего «неонародничества» (коммуна, организованная Софроном - «Перегной» - является общиной «трудовой уравнительности»). Отношение С. И ведущих образов ее произведений к городу двойственно. Она понимает, что без помощи пролетарского города деревне самой не разрешить острых вопросов, но в то же время в ее повестях звучат нотки недоверия к городу. Линия социального межевания в повестях С давалась обычно как противопоставление деревенской бедноты, имеющей «право» на лучшую жизнь, всем белоручкам, от крупного буржуа-предпринимателя до врачей, сельских учителей включительно. Отрицательное отношение к интеллигенции проступает у С. Как выражение покаянно-интеллигентской сущности самого автора.

В повестях «Встреча», «Путники», отчасти и «Перегной», намечается линия опрощения интеллигенции, декларирован отказ от культуры, якобы ненужной для народа, живущего примитивной, здоровой жизнью.Значительное место в творчестве С. Занимают произведения на темы из жизни советской молодежи и детворы. Выдающееся явление литературы - «Правонарушители». Традиции дореволюционной литературы о детях - сусальность, жалостливость - чужды С. Так же, как и в обрисовке других своих положительных героев, С. В детях подчеркивает здоровую натуру, внешнюю грубость, цепкость в жизни и при этом большую стихийную жажду радостной, светлой творческой жизни. Убедителен и ярок образ «правонарушителя» Гришки Пескова, натуры одаренной, упорствующей.

Постепенно, с трудом освобождается Гришка от навыков беспризорной жизни. Интересна и нова фигура воспитателя Мартынова - энтузиаста трудового коллективного воспитания, сумевшего товарищеским отношением к малолетним преступникам завоевать всеобщую любовь и авторитет среди членов колонии. С. Подвергает обстрелу систему книжной педагогики, засушивающей живую душу умного и волевого ребенка. Но существенный недостаток произведения в том, что С. По-толстовски противопоставляет «испорченный» город и его психологию «всеблагодатному» началу матери-природы, деревни.С переходом страны к развернутому строительству социализма С. Начала отставать от требований революции. В разрез с действительностью С. В повести «Выхваль» показывает господство в советской деревне индивидуалистической собственнической тенденции.

В последние годы творческая активность С. Значительно снизилась.Произведения С., написанные в реалистической манере, подкупают яркостью изображения пореволюционной деревни, меткостью зарисовок, умением С. Применить принцип «местного колорита» для показа своеобразия изображаемого объекта. Живой экспрессивный диалог, хорошо раскрывающий облик героев - волевых, сочно, натуралистически обрисованных, увлекательное повествование, анное через впечатляющую и доходчивую до дсознания форму «сказа», - все это несомненные достоинства ее произведений.Слабее С. В сюжетостроении своих произведений. Повести ее легко распадаются на отдельные сюжетные куски. Хроникальность и подчас путанная перебивка тем - существенный недостаток композиции произведений С., хотя сами по себе отдельные события, образы даны ярко и динамично.Библиография.

I. Собр. Сочин., 4тт., изд. «Современные проблемы», М., 1924-1926 (выдержало 4 изд.). Собр. Сочин., 6тт., Гиз - ГИХЛ, М. - Л., 1927-1931 (неск. Изд.). Встреча, Рассказы, Гиз, М. - Л., 1926. Выхваль, «Новый мир». 1929, №1. Губернатор, Комедия в 1 д., изд. «Современные проблемы», М., 1927. Гибель, Рассказы, «ЗиФ», М. - Л., 1930. Избранное, изд. Московского т-ва писателей, М., 1932. Попутчики, Пьеса в 4 д., 9 карт., ГИХЛ, (М. - Л.), 1933. СейфуллинаЛ. И ПравдухинВ., Черный Яр, Пьеса в 4 д. И 10 карт., ГИХЛ, М. - Л., 1931. Критика моей практики, Профиздат, М., 1934 (Мой творческий опыт рабочему автору). Повести и рассказы, изд. Московского т-ва писателей, М., 1934.II. ЛежневА., Литературный обзор, «Печать и революция», 1925, №1. Его же, Вопросы литературы и критики, М., 1926.

СмирновН., О «Перегное», «Красная новь», 1923, кн. 4. АсеевН., По морю бумажному, «Красная новь», 1922, кн. 4 (о «Правонарушителях»). ХмараА., Сермяжный язык, «Молодая гвардия», 1925, кн. 2-3. СмирновН., Л.Сейфуллина. Перегной, «Красная новь», 1923, кн. 4. ЯкубовскийТ., Сочинения Сейфуллиной и ее критики, «Новый мир», 1925, №10. ФурмановД., «На литературном посту», 1926, №2 (о «Виринее»). ПереверзевВ., «Новый мир», 1926, №4 (о «Встрече»).III. Писатели современной эпохи, т.I, ред. Б.Н.Козьмина, М., 1928. ВладиславлевИ.В., Литература великого десятилетия (1917-1927), т.I, М. - Л., 1928..

Значения в других словарях
Сейфулла Курахский

СЕЙФУЛЛА КУРАХСКИЙ (1895-1915) - лезгинский поэт. Р. В селении Курах ДАССР, в семье беднейшего крестьянина. Научившись в коранской школе арабскому алфавиту, он приспособил последний к родному языку для записей своих произведений. Наряду с Сулейманом Стальским С.К. Был представителем бедноты в дореволюционной лезгинской литературе. Находясь под сильным влиянием ислама, С.К. Зачастую облекал свой протест в религиозную форму. В русском переводе имеются два стихотворения - «Зелимхан» («Дагестанская ..

Сейфуллин

СЕЙФУЛЛИН Сакен (1894-) - казахский пролетарский поэт. Член ВКП(б) с 1917. Р. В Тана-аркинском районе Карагандинской области, в семье скотовода-середняка. Учился в Омской учительской семинарии, к-рую окончил в 1916. Во время своего пребывания в семинарии был одним из наиболее активных участников кружка казахской молодежи «Бирлик» (Единение), ставившего себе задачей распространение идеи борьбы против царской колонизаторской политики и приобщение к культуре широких слоев казахского населения. В 19..

Секстина

СЕКСТИНА - одна из особых так наз. «твердых, форм» лирической поэзии, итальянского происхождения. С., как видно из ее названия (латин. Sex - шесть), состоит из шести стихов. В русской лирике для С. Употреблялся чаще всего пяти- или шестистопный ямб, но допустимы и другие размеры более или менее равной длины. Отличительным признаком С. Является наличие трех рифм в строго выдержанном расположении. По схеме рифмовки различаются два вида С.:1) «ab ab cc»,2) «ab ba cc».Пример таких С. С рифмовкой вто..

Селестина

«СЕЛЕСТИНА», или «Трагикомедия о Калисто и Мелибее» (Celestina o Tragicomedia de Calixto y Melibea) - замечательный памятник испанской литературы XVв. «С.» написана в диалогической форме и состоит в своем окончательном варианте (севильское издание 1502) из 21 акта, представляя драматизированную новеллу. Вопросы, связанные с временем возникновения С. И ее подлинным автором, нельзя считать полностью разрешенными и до сих пор. Установлено однако, что «С.», по крайней мере в ее 16-актном варианте (и..

Дополнительный поиск Сейфуллина Сейфуллина

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сейфуллина" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сейфуллина, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 10 символа