Семенко

81

СЕМЕНКО Михайль (1892-) - современный украинский поэт. Р. В семье народного учителя. Учился в Петроградском психоневрологическом ин-те. Имя С. Связано с возникновением и историей украинского футуризма. С. Был одним из активных руководителей украинских футуристических группировок (кверофутуристы, аспанфуты, Коммункульт и наконец «Нова генерация»).В ранних стихах (1910) С. Находился под влиянием господствовавшей тогда модернистской поэзии. Под воздействием русского футуризма молодой С. Порвал с традициями модернистской поэзии («Поворот», конец 1913). Он объявил бунт против украинского декадентства, против узкого национализма в поэзии, отрыва ее от динамики капиталистического города. Но С. Обходил кричащие противоречия окружавшей его социальной действительности.

Даже такие события, как империалистическая война, как революция 1917 почти не нашли отражения в его творчестве. Семенко видел, что «мир этот веселый - широкая тюрьма», но он искал убежища от угнетавших его противоречий капиталистической действительности не в борьбе, а в «гордом» одиночестве. Отсюда воспевание иллюзорной свободы мелкобуржуазного «я», тяга к бунтарскому индивидуализму. Но и этот бунт против господствовавшей буржуазии, против националистической поэзии, против мещанства облекался в формы «аполитизма», выражая тем самым бессилие протеста украинской городской мелкой буржуазии против беспощадной агрессии капитализма.Главное острие поэтики С. Было направлено против традиционной поэтики украинского «просвітянства» и особенно против символизма.

Классический стих он заменил свободным стихом, он ломал строфу, ввел в поэзию непривычный тогда в украинской литературе разговорный язык улицы, насытил последний прозаизмами, нарушил логичность фразы, прерывая ее неожиданно возникшими ассоциациями. Под влиянием русских футуристов С. Вводил в украинскую поэтику заумь. Однако подобные выверты не нашли широкого применения в его поэтической практике, поэтика С. Обогатила язык украинской дореволюционной поэзии, расширила ее рамки, освежила стилистические приемы и ритмические ходы.В 1919 поэт дал ряд революционных футуристических поэм («Т. Сонце», «Степ», «Повстання» и др.). Впервые в его творчестве тема революции стала основной. Романтика революции, вспыхнувшей «мировым пожаром», в дыму к-рого начали выявляться очертания нового мира.

Радость освобожденного народа, заполняющего криками, песнями, манифестациями улицы города. Яркие зарисовки классовой борьбы на селе («Степ») - все это нашло свое выражение в этих поэмах. «Аполитизм» сменился энергичным призывом к борьбе за «красное знамя» против польско-петлюровских банд («Наступ»). С. Прельщал гл. Обр. Разгром старого мира. Он не ощущал в революции железной воли пролетариата, организующего и возглавляющего борьбу с контрреволюцией. Его интересовало не социальное содержание происходящих событий и не люди, а техника. Неизжитые мотивы богемного быта принимали у него иногда порнографический характер, сказывался и прежний индивидуализм, преувеличение значимости своего «я».Наиболее характерной чертой творчества С.

Восстановительного и особенно реконструктивного периода («Сучасні вірші», 1931) явился полный отход поэта от богемно-эротических тем. Его творчество публицистически заострилось. Индустриализация страны («Дніпрельстан»), новый быт («Алкоголь і соціалізм»), политические события (ряд памфлетов против националистов и др.), вопросы советской литературы и выступления против национализма («Література и життя», «Про епохи и сегодняшніх бліх» и др.) - вот главнейшие мотивы творчества С. Однако неизжитые элементы мелкобуржуазного мировоззрения сказались и в этот период творчества. Не преодолел С. Полностью и отрицательного отношения к культуре прошлого - относя Шевченко к явлениям отжившим, С. Противопоставил его «Кобзарю» свой, как бы современный, «Кобзар» (так назвал С.

Сборник своих произведений 1910-1922).Положительным в творчестве С. Данного периода была борьба против националистов в украинской литературе, против Хвильового, Курбаса, Кулиша и др. Но острие этой борьбы было направлено гл. Обр. Против их творческого метода, против их мещанства и ограниченности. С. Выступал и против националистов как таковых, но часто по-делячески, с мелкобуржуазных позиций. Боролся С. И против творческих позиций советских литературных организаций (ВУСПП, «Молодняк») и советской критики, хотя и называл себя их «другом». Поэтический язык этого времени «очищался» им от образности. Выхолащивалась эмоциональность и усиливался рационализм, риторика. Некоторые стихи трудно даже считать поэзией, они напоминают газетную хронику.

Те же идейно-творческие позиции характеризуют и сборник стихов С. За 1930-1931 «З радянського щоденника».В настоящее время С. Переживает творческий кризис. Советская литература, в рядах к-рой пребывает поэт, требует от него решительной перестройки. После постановления ЦК ВКП(б) в 1932 С. Издал маленький сборник стихов «Міжнародні діла» (6 поэм и стихов, 1933), свидетельствующий об очень медленной и пока слабой перестройке поэта. Поэт, не отказываясь от злободневной тематики, стал на путь ее большего обобщения, стал отходить от газетной хроники. Отдельные лучшие его произведениях (как «Безпритульні птиці» и частично «Джон і т. Джекобсон») не дают еще основания говорить о глубокой идейно-творческой перестройке поэта.Библиография.

I. Кверо-футурізм. Поезо-пісні, Киiв, 1914. Кобзар (Повний збірник поэтичних творів в одному томі, 1910-1922), вид. «Гольфштром», Киiв, 1924. Маруся Богуславка (Лірична драма), вид. «Книгоспілка», 1927. Малий кобзар і нові вірші, «Пролетар», Харків, 1928. Повна збірка творів, Харків, 1929. Европа й Ми. Памфлети й вірші (1928-1929), «Книгоспілка», Харків, 1930. З радянського Щоденника. Поззіi. 1931-1903, «ЛіМ», Харків, 1930. Сучасні вірші, «ЛіМ», Харків - Киiв, 1931. Поезіi, «Рух», Киiв, 1932. Міжнародні діла. Публіцистичні вірші 1932-33 р., «Укр. Робітник», Харків, 1933.II. КоваленкоВ., Літературна клоунада, «Молодняк» (Харків), 1927, №5. КуликІв., Конечна умова, «Коммунист», ЦОКПбУ, 1930, 14/IV. МикитенкоІ., «Ліве» шахрайство, в брошюре Микитенко «За гегемонию пролетарсвкоі літератури», (Харкив), 1930.

ХвиляА., Украiнська радянська поэзія, (Харків), 1934, стр.14-15.III. ЛейтесА. І ЯшекМ., Десять років украiнськоі літератури (1917-1927), т.I, ДВУ, Харків, 1923. ШпілевичВ., Бібліографія украiнськоi літератури та літературознавства за 1928 рік, ДВУ, Харків - Киiв, 1930..

Значения в других словарях
Семантика

СЕМАНТИКА - см. Семасиология.. ..

Семасиология, или семантика

СЕМАСИОЛОГИЯ, или СЕМАНТИКА (от греч. SД“maino - «указываю», «означаю») - раздел языковедения , изучающий значения слов и их изменения.Основные моменты в развитии С. - Семасиологические проблемы ставились и обсуждались философской мыслью уже в глубокой древности. Таковы споры о происхождении значений слов и их отношений к бытию и мышлению, ведущиеся аналогистами и аномалистами в древности и номиналистами, реалистами, концептуалистами в средние века. Таково учение о суппозициях, т.е. Об изменения..

Семенников

СЕМЕННИКОВ Владимир Петрович (1885-) - библиограф и историк русской литературы XVIIIв. Работа С., посвященная XVIIIв., «Материалы для истории русской литературы и для словаря писателей эпохи Екатерины II» (П., 1915), написанная на основании архива Академии наук, является ценным дополнением к прежним библиографическим словарям по литературе этой эпохи. Его книга «Радищев. Очерки и исследования» (М. - П., 1923), не давая марксистского анализа лит-ой деятельности Радищева и вообще не претендуя на ц..

Семенов С. А.

СЕМЕНОВ Сергей Александрович (1893-) - пролетарский писатель. Сын рабочего. Член ВКП(б). Участник гражданской войны. Затем - на партийной и советской работе. Участник героического похода «Челюскина», орденоносец. Начало лит-ой работы С. Относится к 1922 (рассказ «Тиф»).Роман «Голод» (1922) - первая крупная вещь С. - написан в острой и сильной манере. В форме дневника С. Дает детализированный, напряженный показ распада человеческих привязанностей и моральных норм под влиянием голода. Характерен о..

Дополнительный поиск Семенко Семенко

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Семенко" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Семенко, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 7 символа