Флягин

231

ФЛЯГИН - герой повести-очерка Н.С.Лескова «Очарованный странник» (1873). Ф. Находится в ряду лесковских героев-странников, чудаков, богатырей-праведников, таких, как Ахилла Десницын («Соборяне»), Розанов («Некуда») и др. Образ Ф. Является одним из центральных в огромной галерее «русских характеров» Лескова и олицетворяет собой «живого» русского богатыря. Сам сюжет «Очарованного странника» - это рассказ-повествование Ф. О своей жизни и судьбе. Ф.- «моле-ный сын», и ему предначертано стать монахом, но другая сила - сила очарования жизни - заставляет его идти дорогами чередующихся странствий, увлечений, страданий. В ранней молодости Ф. Совершает тяжкий проступок - глумится над старым и убогим монашком и доводит его до гибели.

С этого начинается «одиссея» героя. Он ворует лошадей для цыган, становится нянькой у маленькой девочки, попадает в плен к татарам, затем его возвращают помещику, который велит его высечь, он становится конэсером у князя, очаровывается цыганкой Грушей, а затем сбрасывает ее, покинутую князем, по ее же просьбе, в реку, попадает в солдаты вместо другого, становится офицером и георгиевским кавалером, выходит в отставку, играет в театре и, наконец, уходит в монастырь послушником. Но и в монастыре нет ему покоя. Его одолевают «бес и бесенята». Посаженный в яму, он начинает «пророчествовать» о скорой войне и, наконец, отправляется на богомолье в Соловки.В русле литературного процесса второй половины XIX века Ф.

Очень близок страннику Макару Долгорукому из романа Ф.М.Достоевского «Подросток» (1874). Мотивы духовного и физического скитальчества, войны и мира во многом заимствованы от героев «Войны и мира» (1869) Л.Н.Толстого. (Пророчествование Ф.- «егда рекут мир, нападает внезапу всегу-бительство».) В образе Ф, Лесков, по-видимому, развил идею Н.В.Гоголя о «богатырстве» русского человека. «В России теперь на каждом шагу можно сделаться богатырем. Всякое звание и всякое место требуют богатырства» («Выбранные места из переписки с друзьями», 1843). Идея «вечного» странничества, как наказания за глумление над чужим несчастьем, сближает Ф. С образом Агасфера из романа «Вечный жид» (1845) французского писателя Э.Сю, с творчеством которого Лесков был подробно знаком.Образ Ф.

Имеет и глубокие фольклорно-ми-фологические корни. Он являет собой органический синтез Ильи Муромца, Иванушки-дурачка и Одиссея. Сам Лесков описывает его как «типического, простодушного русского богатыря, напоминающего Илью Муромца». «Очарованность» Ф. Напоминает очарованность Иванушки-дурачка, который на предложение «проси, чего хочешь» просит гармонь, на которой и играть-то не умеет. История с татарским пленом Ф. Во многом сравнима с мытарствами Одиссея. Так же как Одиссей стремился вернуться на Итаку, Ф. Пытается вернуться обратно к людям «своей веры», в свой «духовный дом». И тот и другой проходят при этом через тяжкие испытания и страдания. Как и Одиссея, Ф. На родине не ждет ничего хорошего (порка, недопущение к причастию).

Х.Пионтек, например, ставит Ф. В один ряд с Одиссеем, Дон Кихотом, Симп-лициссимусом и Робинзоном Крузо - героями, претерпевающими длинную чреду испытаний и проявляющими в них стойкость и крепость духа. Существует также точка зрения, что «именно из национальной и религиозной» природы своего характера Ф. Получил «настоящее убеждение свое» - самоотверженную готовность служить другому, свободную от эгоистических побуждений (В.Богданов). Некоторые исследователи считают, что во Ф. «проступают вполне осязаемые черты реального исторического лица - протопопа Аввакума» (К.Кедров).Приход Ф. К религии, его уход в монастырь после всех перипетий, а также эпитет «очарованный» (т.е. «околдованный») заставляют вспомнить и о другом герое классической литературы древности - Луции, герое «Метаморфоз» Апулея.

И здесь в образе Ф. Просматриваются корни платоновской философии души, очарованной воспоминаниями о прекрасном «занебесье» и едущей в колеснице, запряженной черным и белым конем. (Ф.- конэсер, знаток и укротитель коней.) Образ Ф. Становится своего рода первой русской интерпретацией «платоновской души». По-разному относятся исследователи образа Ф. И к его «очарованности», различая в ней «душевную, небесную» компоненту и «телесную, земную». «Божественная душа человека прикована злом к земному миру, к грешному телу, вследствие этого она очарована. Она может быть спасена, если только снова найдет дорогу на свою небесную родину. Однако этот путь идет через все земные страдания. Расколдовывание (разочарование) - это душевное очищение человека» (М.Л.Ресслер).

Через образ Ф.- богатыря в рясе - Лесков стремится показать извечную и противоречивую борьбу христианского и языческого начал в человеке, в конце которой телесная мощь становится на службу мощи духовной, православной.Образ Ф.- очарованного странника - оказал сильнейшее влияние на последующую русскую литературу. Он нашел своих «последователей» в произведениях Чехова, Горького, Бажова, Платонова, Шолохова («Судьба человека»), Шукшина, Бородина («Третья правда») и др. Повесть вызвала целый ряд, правда посредственных, подражаний. «Блудный сын» К.Морского (1882) или «На морском берегу» П.Гнедича(1883).Лит. Кедров К. Фольклорно-мифологические мотивы в творчестве Н.С.Лескова//В мире Лескова. М., 1983. Кулумбетова А.Е.

Рассказы о «праведниках» Н.С.Лескова 70-80-х годов. Тбилиси, 1979. Столярова И.В. В поисках идеала (творчество Н.С.Лескова). Л., 1978.А.Л.Цуканов.

Значения в других словарях
Фисба

ПИРАМ и ФИСБА (лат. Pyramus, Thisbe) - герои эпоса П. Овидия Назона «Метаморфо зы» (первые гг. По Р.Х.). Миф, изложенный в этой части эпоса (не привлекший внимания в античную эру, но популярный в новую), по существу представляющий собой объяснение темного цвета шелковичных ягод, Овидий превратил в трагическое повествование о любви, которое напоминает сюжет «Ромео и Джульетты» Шекспира. Прекраснейший из вавилонских юношей, П. Был пленен красавицей Ф. Эта любовь не осталась неразделенной, крепла о..

Флем Сноупс

ФЛЕМ СНОУПС (англ. Flem Snopes) - герой романной трилогии У.Фолкнера «Поселок» (др. Перевод. «Деревушка»), «Город», «Особняк» (первонач. Назв. Трилогии - «Сно-упсы», а романов - «Крестьяне», «Rus in Urbe» и «Падение Илиона», 1940-1959). Один из самых нелюбимых героев Фолкнера, но в то же время один из наиболее колоритных и глубоко прописанных персонажей, впервые возникший в рукописном фрагменте «Отец Авраам» (1926), а затем на страницах его первого романа «Сарторис». Затем Ф.С. Появился в ряде р..

Фоблас

ФОБЛАС (фр. Faublas) - герой романа Ж.-Б. Лувэ де Куврэ «Любовные похождения кавалера де Фобласа» (1787-1790), красивый и находчивый, элегантный и развращенный юноша, воплощение нравов XVIII века. В шестнадцать лет у Ф. Девичье лицо и такой невинный вид, что в женском наряде никто не подозревает в нем юношу. Переодеванию он обязан и первым поцелуем Софи, подруги своей сестры, и первым приключением в постели маркизы. Ф. Успешно продолжает приносить жертвы Венере, переходя от влюбленной в него бла..

Франкенштейн

ФРАНКЕНШТЕЙН (англ. Frankenstein) -герой романа М.Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818). Написанный под непосредственным влиянием английского готического романа конца XVIII - начала XIX века, роман М.Шелли во многом превосходит произведения Х.Уолпола, А.Рэдклиф и др. По масштабу представленных в нем гуманистических идей и психологической разработке характеров. Виктор Ф. - молодой швейцарский ученый, наделенный недюжинным талантом и ненасытной жаждой просвещения, овладевает тайной..

Дополнительный поиск Флягин Флягин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Флягин" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Флягин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 6 символа