Амстердам

111

(Amsterdam) - столица Нидерландов (1046 тыс. Жит. На l янв. 1970). Крупнейший центр нидерл. Муз. Культуры. Истоки муз. Жизни А. Восходят к ср. Векам. В 15 в. В А. Существовали церк. Коллегии, работали гор. Музыканты (т.н. Стадпейперы), принимавшие участие в официальных и религ. Торжествах. Достигшая высокого уровня хор. Культура (в А. Работал Я. Обрехт) пришла в упадок в эпоху Реформации (16 в.). С конца 16 в. Получила распространение игра на оргбне, развитию к-рой способствовала деятельность Я. П. Свелинка. Органы принадлежали магистрату (старейший орган установлен в 1480), вменявшему в обязанность органистам, помимо церк. Службы, периодически устраивать бесплатные концерты для горожан (проводились до 1727). Кроме Я. П. Свелинка и его сына Дирка, в А.

Работали и др. Видные органисты. К. Боскоп (16 в.), А., С. И Я. Ван Нордты (17 в.), Я. Ноземан, К. Ф. Хюрлебюс и Я. Потхолт (18 в.), Д. Брахтхёйсер (19 в.), Я. Зварт (20 в.). В 17 в. В А. Получает популярность игра на карийоне (впервые упоминается в 1561). Наибольшую известность получили талантливые исполнители на карийоне - С. Фербек (17 в.), Я. Потхолт и X. Фокинг (18 в.), Я. Винсент (20 в.).В 17 в. Распространяется бытовое музицирование, нотопечатное дело, возникает нац. Школа мастеров муз. Инструментов. В 1650-1750 в А. Работали получившие европ. Известность скрипич. Мастера - X. Якобc, П. Ромбаутс, Ж. Лефевр, Я. Бауместер, В. Сейде, мастер дух. Инструментов Р. Хака. В 18 в. А. Становится одним из европ. Центров нотоиздательского дела (фирмы Э. Роже, Й. Ю. Хюммел и др.).Постановки первых оперных спектаклей, осуществлявшихся гл.

Обр. Силами иностр. Трупп, относятся к посл. Четверти 17 в.Наряду с церк. И домашним музицированием в 18 в. Утверждается новая форма муз.-обществ. Жизни - платные публич. Концерты (первые были даны А. Вивальди в 1738).В 1777 организуется конц., науч. И культурное об-во любителей "Богатое заслугами" ("Felix meritis", до 1889). При его муз. Отделении был создан симф. Оркестр. Об-во имело конц. Зал (на 600 мест), где давались регулярные платные концерты (до 90 в сезон), дирижировали известные голл. Композиторы - Б. Рулофс, Й. Ферхюлст и др. На более широкую аудиторию были рассчитаны воскресные симф. Концерты об-ва "Музыкальное просвещение" ("Eruditio Musica", с 1796). С 1788 по 1855 в А. Работал муз. Т-р при Франц. Муз. И лирич. Коллегии (осн. 1781), в конце 18 - нач.

19 вв. - муз. Немецкий т-р. В 18-19 вв. В А. Выступали виднейшие зарубежные исполнители, в т.ч. 9-летний В. А. Моцарт с сестрой, позже - сестра его жены, певица А. Ланге-Вебер, дирижёр и пианист Х. Бюлов. С 1732 жил и работал знаменитый итал. Скрипач и композитор П. А. Локателли.В 1-й пол. 19 в. В связи с общим культурным застоем в муз. Жизни страны наступил упадок. Оживление началось во 2-й пол. 19 в., чему, в частности, способствовали деятельность об-ва по охране быта музыкантов "Цецилия" (с 1841) и Об-во поощрения музыки (с 1829), к-рое открыло в 1853 муз. Школу (первая муз. Школа А.- Королевская, работала в 1826-46). Деятели этого об-ва содействовали созданию в А. Консерватории (1884), а также развитию муз. Образования и хор. Иск-ва в др.

Нидерл. Городах. В 1875 организуется Корол. Объединение нидерландских музыкантов, появляются новые исполнительские коллективы, среди них т.н. Парковый оркестр. В 1883 учреждено завоевавшее мировую известность об-во "Консертгебау" и т.н. Вагнеровское объединение (его концертами до 1919 руководил X. Виотта). В 1880-е гг. Возникли первые нидерл. Оперные труппы. Голландская опера (1886-1894. Рук. Й. Г. Де Грот) и Нидерландская опера (1894-1901. Рук. К. Ван Линден), Национальная опера (1916-23. Рук. Г. X. Копман). Их деятельность подготовила почву для создания первого в Нидерландах постоянного оперного т-ра - Амстердамская опера (1941. С 1946 - Нидерландская опера, работает в здании т-ра "Схаубург").В 20 в. В А. Работают и преподают ведущие нидерл. Композиторы.

В. Пейпер, С. Дресден, К. Доппер, X. Бадингс, В. Андриссен, Г. Ландре, М. Флотхёйс и др. Создаются новые муз. Коллективы - рабочий хор "Голос народа" (нач. 20 в.), мужской хор "Аполлон" (1897- 1954). Муз. Лицей, нар. Муз. Школа, публичная муз. Б-ка (1912). Были организованы. Об-ва "Даруем" ("Donemus", 1947. Для пропаганды и публикации совр. Нидерл. Музыки) и "Молодёжь и музыка" (1948), ряд муз. Выставок и муз. Учреждений, имевших важное значение для повышения массовой муз. Культуры. Об-во поощрения музыки, Вагнеровское объединение и др. Организовали муз. Фестивали. Нидерл. Муз. Фестиваль (1902, 1912), Малеровский фестиваль (1920), Фестиваль франц. Музыки (1922), Фестиваль Р. Штрауса (1924), юбилейный фестиваль оркестра "Консертгебау" (1938) и др. С 1948A.- один из центров проведения ежегодного летнего муз.

Голландского фестиваля. В 1951 по инициативе пианиста Я. Хюкриде был осн. Амстердамский филармонич. Оркестр (его бессменный рук. - дирижёр А. Керсьес). В 1972 гастролировал в СССР.Литература. Aillу А. Е. D'(ed.), Zeven eeuwen Amsterdam, delen l - 6, Amst., 1942-50. Gedenkboek der Wagnervereeniging, Amst., 1934. Dresden S., Het Amsterdams conservatorie, 1884-1934, (s. L., s. А.). Вijtelaar В., De zingende torens van Amsterdam, Amst., 1946. Bottenheim S. A. M., Geschiedenis van het Concertgebouw, delen 1-3, Amst., 1948-50. Его же, De Opera in Nederland, Amst., 1946. B. B. Ошис..

Значения в других словарях
Амплитуда

(от лат. Amplitudo) - величина) - величина наибольшего отклонения колеблющегося тела от положения покоя, одна из характеристик колебательного движения (наряду с периодом, частотой, формой и др.). Сумма двух А. Наз. Размахом. А. В течение колебательного процесса может оставаться неизменной, затухать или возрастать, что зависит от типа источника звука и характера его возбуждения. А. Струны - это расстояние между её наиболее отклоняющейся при колебаниях точкой в момент максимального отклонения и то..

Амрита

Струн. Щипковый инструмент, распространённый в сев.-вост. И вост. Тропич. Африке. На деревянный долблёный корпус натянута кожаная мембрана. Шейка круглая, без ладов. 3-4 кишечные струны внизу прикрепляются к небольшому деревянному колышку, вверху привязываются к шейке. Колки отсутствуют. А. Используется для исполнения соло, а также для аккомпанемента пению и танцам. Р. Б. Галайская.. ..

Аму Э.

(Amu) Эфраим (р.13 IX 1899, Пеки, область Вольта) - ганский композитор. Окончил учительский колледж в г. Кваву, работал учителем музыки в школах. В 1937-40 учился в Королев. Муз. Колледже в Лондоне. Преподавал в колледжах гг. Ачимота и Кумаси. С нач. 60-х гг. Преподаватель ун-та Ганы (курс нар. Музыки). Автор песен, среди них - "Три песни соло с аккомпанементом фп." ("Three solo songs with pianoforte accompaniment", 1965), хоров, произв. Для нар. Инструментов и др. Популярны его обр. Нар. Песен,..

Амфибрахий

(от греч. Ampibraxys, букв. - короткий с обоих концов). 1) Муз. Стопа, аналогичная А. Силлабо-тонического стиха. Определяется по принципу метрич. Тяжести - как последование лёгкой, тяжёлой и снова лёгкой доли. Количество звуков на каждой доле может меняться, на слабых долях возможны местные акценты:Й. Гайдн. Симфония No 104, менуэт.А. Может завершаться и на второй, тяжёлой доле (см. Конец примера). Характерный затакт позволяет рассматривать А. Как муз. Стопу ямбич. Типа. А. Широко распространён ..

Дополнительный поиск Амстердам Амстердам

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Амстердам" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Амстердам, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 9 символа