Амстердам
(Amsterdam) - столица Нидерландов (1046 тыс. Жит. На l янв. 1970). Крупнейший центр нидерл. Муз. Культуры. Истоки муз. Жизни А. Восходят к ср. Векам. В 15 в. В А. Существовали церк. Коллегии, работали гор. Музыканты (т.н. Стадпейперы), принимавшие участие в официальных и религ. Торжествах. Достигшая высокого уровня хор. Культура (в А. Работал Я. Обрехт) пришла в упадок в эпоху Реформации (16 в.). С конца 16 в. Получила распространение игра на оргбне, развитию к-рой способствовала деятельность Я. П. Свелинка. Органы принадлежали магистрату (старейший орган установлен в 1480), вменявшему в обязанность органистам, помимо церк. Службы, периодически устраивать бесплатные концерты для горожан (проводились до 1727). Кроме Я. П. Свелинка и его сына Дирка, в А.
Работали и др. Видные органисты. К. Боскоп (16 в.), А., С. И Я. Ван Нордты (17 в.), Я. Ноземан, К. Ф. Хюрлебюс и Я. Потхолт (18 в.), Д. Брахтхёйсер (19 в.), Я. Зварт (20 в.). В 17 в. В А. Получает популярность игра на карийоне (впервые упоминается в 1561). Наибольшую известность получили талантливые исполнители на карийоне - С. Фербек (17 в.), Я. Потхолт и X. Фокинг (18 в.), Я. Винсент (20 в.).В 17 в. Распространяется бытовое музицирование, нотопечатное дело, возникает нац. Школа мастеров муз. Инструментов. В 1650-1750 в А. Работали получившие европ. Известность скрипич. Мастера - X. Якобc, П. Ромбаутс, Ж. Лефевр, Я. Бауместер, В. Сейде, мастер дух. Инструментов Р. Хака. В 18 в. А. Становится одним из европ. Центров нотоиздательского дела (фирмы Э. Роже, Й. Ю. Хюммел и др.).Постановки первых оперных спектаклей, осуществлявшихся гл.
Обр. Силами иностр. Трупп, относятся к посл. Четверти 17 в.Наряду с церк. И домашним музицированием в 18 в. Утверждается новая форма муз.-обществ. Жизни - платные публич. Концерты (первые были даны А. Вивальди в 1738).В 1777 организуется конц., науч. И культурное об-во любителей "Богатое заслугами" ("Felix meritis", до 1889). При его муз. Отделении был создан симф. Оркестр. Об-во имело конц. Зал (на 600 мест), где давались регулярные платные концерты (до 90 в сезон), дирижировали известные голл. Композиторы - Б. Рулофс, Й. Ферхюлст и др. На более широкую аудиторию были рассчитаны воскресные симф. Концерты об-ва "Музыкальное просвещение" ("Eruditio Musica", с 1796). С 1788 по 1855 в А. Работал муз. Т-р при Франц. Муз. И лирич. Коллегии (осн. 1781), в конце 18 - нач.
19 вв. - муз. Немецкий т-р. В 18-19 вв. В А. Выступали виднейшие зарубежные исполнители, в т.ч. 9-летний В. А. Моцарт с сестрой, позже - сестра его жены, певица А. Ланге-Вебер, дирижёр и пианист Х. Бюлов. С 1732 жил и работал знаменитый итал. Скрипач и композитор П. А. Локателли.В 1-й пол. 19 в. В связи с общим культурным застоем в муз. Жизни страны наступил упадок. Оживление началось во 2-й пол. 19 в., чему, в частности, способствовали деятельность об-ва по охране быта музыкантов "Цецилия" (с 1841) и Об-во поощрения музыки (с 1829), к-рое открыло в 1853 муз. Школу (первая муз. Школа А.- Королевская, работала в 1826-46). Деятели этого об-ва содействовали созданию в А. Консерватории (1884), а также развитию муз. Образования и хор. Иск-ва в др.
Нидерл. Городах. В 1875 организуется Корол. Объединение нидерландских музыкантов, появляются новые исполнительские коллективы, среди них т.н. Парковый оркестр. В 1883 учреждено завоевавшее мировую известность об-во "Консертгебау" и т.н. Вагнеровское объединение (его концертами до 1919 руководил X. Виотта). В 1880-е гг. Возникли первые нидерл. Оперные труппы. Голландская опера (1886-1894. Рук. Й. Г. Де Грот) и Нидерландская опера (1894-1901. Рук. К. Ван Линден), Национальная опера (1916-23. Рук. Г. X. Копман). Их деятельность подготовила почву для создания первого в Нидерландах постоянного оперного т-ра - Амстердамская опера (1941. С 1946 - Нидерландская опера, работает в здании т-ра "Схаубург").В 20 в. В А. Работают и преподают ведущие нидерл. Композиторы.
В. Пейпер, С. Дресден, К. Доппер, X. Бадингс, В. Андриссен, Г. Ландре, М. Флотхёйс и др. Создаются новые муз. Коллективы - рабочий хор "Голос народа" (нач. 20 в.), мужской хор "Аполлон" (1897- 1954). Муз. Лицей, нар. Муз. Школа, публичная муз. Б-ка (1912). Были организованы. Об-ва "Даруем" ("Donemus", 1947. Для пропаганды и публикации совр. Нидерл. Музыки) и "Молодёжь и музыка" (1948), ряд муз. Выставок и муз. Учреждений, имевших важное значение для повышения массовой муз. Культуры. Об-во поощрения музыки, Вагнеровское объединение и др. Организовали муз. Фестивали. Нидерл. Муз. Фестиваль (1902, 1912), Малеровский фестиваль (1920), Фестиваль франц. Музыки (1922), Фестиваль Р. Штрауса (1924), юбилейный фестиваль оркестра "Консертгебау" (1938) и др. С 1948A.- один из центров проведения ежегодного летнего муз.
Голландского фестиваля. В 1951 по инициативе пианиста Я. Хюкриде был осн. Амстердамский филармонич. Оркестр (его бессменный рук. - дирижёр А. Керсьес). В 1972 гастролировал в СССР.Литература. Aillу А. Е. D'(ed.), Zeven eeuwen Amsterdam, delen l - 6, Amst., 1942-50. Gedenkboek der Wagnervereeniging, Amst., 1934. Dresden S., Het Amsterdams conservatorie, 1884-1934, (s. L., s. А.). Вijtelaar В., De zingende torens van Amsterdam, Amst., 1946. Bottenheim S. A. M., Geschiedenis van het Concertgebouw, delen 1-3, Amst., 1948-50. Его же, De Opera in Nederland, Amst., 1946. B. B. Ошис..
Дополнительный поиск Амстердам
На нашем сайте Вы найдете значение "Амстердам" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Амстердам, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 9 символа