Мелодекламация

99

(от греч. Melos - песнь, мелодия и лат. Declamation - декламация) - соединение выразительного произнесения текста (гл. Обр. Стихотворного) и музыки, а также произведения, основанные на подобном соединении. М. Находила применение уже в антич. Драме, а также в "школьной драме" ср.-век. Европы. В 18 в. Появились сценич. Произв., полностью основанные на М. И наз. Мелодрамами. В последующее время М. Нередко использовалась в оперных произведениях (сцена В тюрьме из "Фиделио", сцена В Волчьем ущелье из "Вольного стрелка"), а также в драматич. Пьесах (музыка Л. Бетховена к "Эгмонту" Гёте). С кон. 18 в. Под влиянием мелодрам сложился и жанр самостоятельной М. Концертного плана (по-немецки наз. Melodram, в отличие от сценич. М., называемой Melodrama), как правило, для чтения (декламации) в сопровождении фп., реже в сопровождении оркестра.

Для таких М. Избирались обычно тексты балладного характера. Самые ранние образцы подобных М. Принадлежат И. Р. Цумштегу ("Весеннее торжество", для чтеца с орк., 1777, "Тамира", 1788). Позднее М. Создавали Ф. Шуберт ("Прощание с Землёй" - "Abschied von der Erde", 1825), Р. Шуман (2 баллады, соч. 122, 1852), Ф. Лист ("Ленора", 1858, "Печальный монах" - "Der traurige Mцnch", 1860, "Слепой певец" - "Der blinde Sдnger", 1875), Р. Штраус ("Енох Арден", op. 38, 1897), M. Шиллингс ("Песнь ведьм" - "Hexenlied", op. 15, 1904) и др.В России М. Как концертно-эстрадный жанр пользовалась популярностью с 70-х гг. 19 в. В числе авторов рус. М. - Г. А. Лишин, Е. Б. Вильбушевич. Позднее ряд М. Для чтеца с оркестром написали А. С. Аренский (стихотворения в прозе И. С. Тургенева, 1903), А.

А. Спондиаров (монолог Сони из пьесы "Дядя Ваня" А. П. Чехова, 1910). В сов. Время М. Была использована в коллективной оратории "Путь Октября" (1927), в сказке для чтеца и симф. Оркестра "Петя и Волк" Прокофьева (1936).В 19 в. Возник особый род М., в котором с помощью нотных знаков точно фиксируется ритм декламации ("Прециоза" Вебера, 1821, музыка Мийо к "Орестейе", 1916). Дальнейшим развитием этого рода М., сблизившим её с речитативом, явилась т.н. Связанная мелодрама (нем. Gebundene Melodram), в к-рой с помощью особых знаков ( вместо , вместо и т.п.) фиксируется не только ритм, но и высота звуков голоса ("Дети короля" - "Die Kцnigskinder" Хумпердинка, 1-я ред. 1897). У Шёнберга "связанная мелодрама" принимает форму т.н.

Речевого пения, нем. Sprechgesang ("Лунный Пьеро" - "Pierrot Lunaire", 1912). Позднее появилась и промежуточная разновидность М., в к-рой точно обозначается ритм, а высота звуков указывается приблизительно ("Ода Наполеону" Шёнберга, 1942). Разл. Виды М. В 20 в. Использовали также Вл. Фогель, П. Булез, Л. Ноно и др.).Литература. Волков-Давыдов С. Д., Краткое руководство по мелодекламации (первый опыт), М., 1903. Глумов А. Н., О музыкальности речевой интонации, в сб. Вопросы музыкознания, вып. 2, М., 1956. Вatka R., Melodramatisches, в его сб. Musikalische Streifzьge, Florenz - Lpz., 1899. Ginisty P., Le mйlodrame, P., 1910. Steinitzer M., Zur Entwicklungsgeschichte des Melodrams und Mimodrams, "Die Musik", 1919, Jahrg. 35. Martens H., Das Melodram, В., 1932 (Musikalische Formen in historischen Reihen).

Stephan R., Zur jьngsten Geschichte des Melodrams, "AfMw", 1960, Jahrg. 17..

Значения в других словарях
Мелнгайлис Э.

Эмилис (3 (15) II 1874, Игате, ныне Рижского р-на - 20 XII 1954, Рига) - сов. Композитор и муз. Фольклорист. Нар. Арт. Латв. ССР (1945). Обучался в Дрезденской консерватории (1896-97), в 1901 окончил Петерб. Консерваторию по классу композиции у Н. А. Римского-Корсакова. Был муз. Критиком газеты "St.-Petersburger Zeitung" (1901-06). В 1906-18 преподаватель иностр. Языков в Ташкенте. В 1911 -13 был одним из организаторов, а также дирижёром Дней песен в Риге. С 1920 жил в Риге. Один из организаторо..

Мелограф

(Melograph, от греч. Melos - песнь, мелодия и gрapo - пишу. Также Puanograph, Eidomusicon) - присоединяемое к фп. Устройство, которое записывает на бумагу всю исполняемую на нём музыку в виде знаков, легко поддающихся переводу в обычные ноты. Запись осуществляется на движущейся бумажной ленте, где каждый звук фиксируется в виде черты различной длины и толщины, расположенной в определ. Месте по ширине ленты. М. Позволяет записывать импровизации. Запись на М. (до её перевода в нотную) даёт возможн..

Мелодика

(от греч. Melodikos - мелодический, песенный). 1) Учение о мелодии. 2) Совокупность мелодич. Закономерностей и специфич. Черт, проявляющихся в отд. Произведении, в определённой области творчества или во всём творчестве к.-л. Композитора, а также в произведениях той или иной композиторской школы, той или иной отрасли нар. Муз. Искусства.. ..

Мелодист

1) Композитор, музыка к-рого отличается особенной яркостью, выразительностью мелодий. 2) Нар. Певец или музыкант-инструменталист, сочиняющий песенные или инстр. Мелодии. Большую роль М. Играют в республиках Средней Азии и Казахстане. При создании напевов М. Обычно используют традиц. Мелодич. Обороты нар. Музыки. Песни и пьесы М. Обрабатываются проф. Композиторами и включаются в крупные симф. Произв. Иногда М. Выступают в качестве соавторов композиторов при создании опер и муз. Драм.. ..

Дополнительный поиск Мелодекламация Мелодекламация

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мелодекламация" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мелодекламация, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 14 символа