Мельгунов Ю. Н.

139

Юлий Николаевич (30 VIII (11 IX) 1846, Ветлуга, ныне Горьковской обл. - 19(31) III 1893, Москва) - рус. Пианист, муз. Теоретик и фольклорист. В 1866 окончил Александровский (быв. Царскосельский) лицей. Игре на фп. Обучался у А. Л. Гензельта и А. Дрейшока в Петербурге. С 1864 выступал как пианист. Ок. 1870 переехал в Москву, где нек-рое время занимался в консерватории в классе Н. Г. Рубинштейна. В 1875-76 изучал акустику и гармонизацию древних церк. Напевов под рук. Ю. К. Арнольда. В Москве сблизился с нем. Филологом и музыковедом Р. Вестфалем, стал последователем его теории муз. Ритма. Результатом их совм. Работы явилось изд. "10 фуг Баха" в редакции Вестфаля с предисл. М. "О ритмическом исполнении фуг Баха" (1878). С целью пропаганды своих взглядов на роль ритма в исполнении классич.

Музыки предпринял в 70-х гг. (вместе с Вестфалем) конц. Поездку по Германии. Выступал также в городах России, Польши, Финляндии с Ф. Лаубом и К. Ю. Давыдовым. Гл. Значение имеет деятельность М. Как собирателя и исследователя рус. Нар. Песни. Его сб-ки "Русские народные песни непосредственно с голосов народа записанные" (вып. 1-2, 1879-85) открыли новую страницу в истории рус. Муз. Фольклористики, явившись первым опытом воспроизведения многогол. Фактуры рус. Нар. Песни. В предисл. К 1-му вып. М. Выдвинул идею о полифонич., подголосочном складе рус. Хор. Крестьянской песни, дал характеристику её самобытной ладовой основы, свободной от схем древнегреч. И ср.-век. Ладов (в противоположность В. Ф. Одоевскому и А. Н. Серову). Он впервые применил запись разл. Вариантов одного и того же напева, восстанавливая многогол.

Фактуру песни путём сведения вариантов в единое целое. В соответствии с этим М. Приводит песенные напевы в виде таблицы вариантов напева (без подтекстовки), а затем в виде фп. Изложения (с текстом). Наблюдения М. Над подголосочной природой рус. Хор. Крестьянской песни получили в дальнейшем отражение в работах H. E. Пальчикова, Н. М. Лопатина и В. П. Прокунина, В. М. Орлова, нашли подтверждение в фонографич. Записях Е. Э. Линёвой и М. Е. Пятницкого. М. Принадлежит предисл. И ред. Сб. "Напевы Вологодской губернии, собранные М. Куклиным" (вып. 1, М., 1890).Сочинения. Русские народные песни, непосредственно с голосов народа записанные и с объяснениями изданные, вып. L - Для фортепьяно в 2 руки, вып. 2 - Переложение для фортепьяно в 2 руки П. Бларамберга, М., 1879-85.

К вопросу о русской народной музыке. По ловоду новейших сборников народных песен, "Этнографическое обозрение", 1890, No 3. Записка о церковной музыке, читанная в заседании Московского общества любителей Церковного пения в мае 1883 года, в сб. Труды Музыкально-этнографической комиссии, т. 1, М., 1906. О ритме и гармонии русских песен. Из посмертных бумаг Ю. Н. Мельгунова, там же. Элементарный учебник музыкальной ритмики, там же, т. 3, вып. 1, М., 1907.Литература. Линёва Е., Ю. Н. Мельгунов как новатор-исследователь народной песни, "РМГ", 1903, No 23-24. Macлов A., Ю. H. Мельгунов как исследователь русской народной песни, "Этнографическое обозрение", 1903, No 3. Янчук Н., Памяти Ю. Н. Мельгунова, там же. Кашкин Н. Д., По поводу элементарного учебника музыкальной ритмики Ю.

Н. Мельгунова, в сб. Труды Музыкально-этнографической комиссии, т. 3, вып. 1, М., 1907. Лобанов М., Выдающийся исследователь-фольклорист, "СМ", 1971, No 10.И. M. Ямпольский..

Значения в других словарях
Мелос

(греч. Melos) - термин, применявшийся в Др. Греции со времён Гомера для обозначения напева, мелодии, а также предназначенного для пения лирич. Стихотворения, в отличие от эпоса, элегии и эпиграммы. В муз. Теории Др. Греции под М. Понималось самостоят. Мелодич. Начало музыки, к-рому противопоставлялось начало ритмическое. К области М. Относили учение о гармонике и мелопее. В последующее время термин применялся редко. Несколько чаще он стал привлекаться в музыковедч. Лит-ре со времён Р. Вагнера, и..

Мельгунов Н. А.

Николай Александрович (весна 1804, Ливенский уезд, пыне Ливенский р-н Орловской обл. - 4(16) II 1867, Москва) - рус. Писатель, муз. Критик и композитор. Учился в Благородном пансионе Педагогич. Ин-та в Петербурге. С 1823 жил в Москве. Служил в Архиве коллегии иностр. Дел (1824-34), входил в философский кружок "Общество любомудрия". Дом М. Был одним из центров художеств. Жизни Москвы (гл. Место занимало музицирование, М. Был хорошим пианистом). Один из инициаторов и организаторов концертов "Музык..

Мельников И. А.

Иван Александрович (21 II (4 III) 1832, Петербург - 25 VI (8 VII) 1906, там же) - рус. Певец (лирико-драматич. Баритон). В 1850 окончил Коммерч. Уч-ще. В 1861-66 брал уроки пения у Г. Я. Ломакина и пел в хоре "Бесплатной музыкальной школы", в 1866 совершенствовался в Италии у Э. Репетто. В 1867 дебютировал в Мариинском т-ре в партии Ричарда ("Пуритане" Беллини). Работал здесь до 1892 (в 1890-92 и как режиссёр). Талант М., одного из крупнейших представителей рус. Вок.-сценич. Школы, особенно полн..

Мельников П. И.

Пётр Иванович (1870 - 28 XII 1940) - рус. Режиссёр оперы. Сын И. А. Мельникова. В 1896- 1905 режиссёр Моск. Частной русской оперы, в 1906-1909, 1913-14, 1919-21 - Большого т-ра, в 1909-1913, 1914-19, 1921-22 - Мариинского т-ра. Пост. В Большом т-ре - "Руслан и Людмила" (1907), "Евгений Онегин" (1908), "Майская ночь" (1909), "Пиковая дама" (1918), "Тангейзер" (1919). В Мариинском т-ре - "Князь Игорь" (1909), "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1910, 1918), "Хованщина" (совм. С Ф...

Дополнительный поиск Мельгунов Ю. Н. Мельгунов Ю. Н.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мельгунов Ю. Н." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мельгунов Ю. Н., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 15 символа