Мельгунов Н. А.
Николай Александрович (весна 1804, Ливенский уезд, пыне Ливенский р-н Орловской обл. - 4(16) II 1867, Москва) - рус. Писатель, муз. Критик и композитор. Учился в Благородном пансионе Педагогич. Ин-та в Петербурге. С 1823 жил в Москве. Служил в Архиве коллегии иностр. Дел (1824-34), входил в философский кружок "Общество любомудрия". Дом М. Был одним из центров художеств. Жизни Москвы (гл. Место занимало музицирование, М. Был хорошим пианистом). Один из инициаторов и организаторов концертов "Музыкального благородного собрания", М. В 1834 начал систематически выступать как муз. Критик. Формированию его передовых муз. Воззрений способствовала многолетняя дружба с М. И. Глинкой. В 1840-60 подолгу жил за границей, был связан с А. И. Герценом, с деятелями зап.-европ.
Лит-ры и иск-ва. Участвовал в устройстве концертов из произв. Глинки в Париже (1845), сообщил Г. Берлиозу сведения для его статьи о Глинке (помещена в "Journal des dйbats", 1845, 10 avril). M. Занимался композицией (в 1832 были изд. Его романсы и песни на сл. А. С. Пушкина, A. А. Дельвига и А. С. Хомякова). Муз.-критич. Наследие М. Невелико, но составляет важное звено в истории рус. Муз. Критики. Его статьи, изобилующие тонкими и проницат. Суждениями, отмечены проф. Подходом к муз. Явлениям. Вслед за В. Ф. Одоевским М. Выступил поборником нац. Направления в рус. Музыке, отстаивал самостоятельность рус. Композиторской школы. Его статью о Глинке (написана в 1836, ещё до пост. "Ивана Сусанина", но напечатана посмертно) одобрил B. В. Стасов. Однако в нек-рых вопросах, занимая среднюю позицию между славянофилами и западниками, М.
Стремился к компромиссу между зап.-европ. И рус. Музыкой. Понимая важность овладения муз. Профессионализмом, М. Поддерживал учреждение рус. Консерватории. Особое внимание уделял он творчеству Л. Бетховена, Г. Берлиоза, нек-рые его критич. Оценки музыки Р. Вагнера были позднее развиты П. И. Чайковским и Н. А. Римским-Корсаковым. М. - автор повестей (под псевд. Н. Ливенский), путевых очерков, литературоведч. Статей и др.Сочинения. "Пан Твардовский..." А. Н. Верстовского, "Московский вестник", 1828, драм. Прибавление No l (совм. С С. П. Шевыревым, С. Т. Аксаковым). О музыкальных вечерах г. Гебеля, "Молва", 1834, ч. 8, No 49. Музыкальная летопись, "Московский наблюдатель", 1835, ч. 1, кн. 1. Русские музыкальные новости из-за границы, "Москвитянин", 1844, ч. 5, No 10 (под псевд.
Н. Л-ский). Берлиоз и его музыкальные произведения, "Московские ведомости", 1847, 3 апр. (под псевд. Л.). Из каких средств учредить русскую консерваторию музыки?, "Наше время", 1861, No 2. Концерты гг. Рубинштейна и Вагнера, там же, 1863, No 64, 72. Глинка и его музыкальные сочинения, (гл. 5), в ст. Струговщиков А. Н., Михаил Иванович Глинка. Воспоминания, "Русская старина", 1874, кн. 4 (перепечатано в кн. Ливанова Т., Протопопов В., Глинка, т. 2, М., 1955, с. 202-09).Литература. Кузнецов К. A., Глинка и Мельгунов, в кн. Глинка и его современники, М., 1926. Кремлев Ю., Русская мысль о музыке, т. 1-2, Л., 1954-58.И. М. Ямпольский..
Дополнительный поиск Мельгунов Н. А.
На нашем сайте Вы найдете значение "Мельгунов Н. А." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мельгунов Н. А., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 15 символа