Мельгунов Н. А.

83

Николай Александрович (весна 1804, Ливенский уезд, пыне Ливенский р-н Орловской обл. - 4(16) II 1867, Москва) - рус. Писатель, муз. Критик и композитор. Учился в Благородном пансионе Педагогич. Ин-та в Петербурге. С 1823 жил в Москве. Служил в Архиве коллегии иностр. Дел (1824-34), входил в философский кружок "Общество любомудрия". Дом М. Был одним из центров художеств. Жизни Москвы (гл. Место занимало музицирование, М. Был хорошим пианистом). Один из инициаторов и организаторов концертов "Музыкального благородного собрания", М. В 1834 начал систематически выступать как муз. Критик. Формированию его передовых муз. Воззрений способствовала многолетняя дружба с М. И. Глинкой. В 1840-60 подолгу жил за границей, был связан с А. И. Герценом, с деятелями зап.-европ.

Лит-ры и иск-ва. Участвовал в устройстве концертов из произв. Глинки в Париже (1845), сообщил Г. Берлиозу сведения для его статьи о Глинке (помещена в "Journal des dйbats", 1845, 10 avril). M. Занимался композицией (в 1832 были изд. Его романсы и песни на сл. А. С. Пушкина, A. А. Дельвига и А. С. Хомякова). Муз.-критич. Наследие М. Невелико, но составляет важное звено в истории рус. Муз. Критики. Его статьи, изобилующие тонкими и проницат. Суждениями, отмечены проф. Подходом к муз. Явлениям. Вслед за В. Ф. Одоевским М. Выступил поборником нац. Направления в рус. Музыке, отстаивал самостоятельность рус. Композиторской школы. Его статью о Глинке (написана в 1836, ещё до пост. "Ивана Сусанина", но напечатана посмертно) одобрил B. В. Стасов. Однако в нек-рых вопросах, занимая среднюю позицию между славянофилами и западниками, М.

Стремился к компромиссу между зап.-европ. И рус. Музыкой. Понимая важность овладения муз. Профессионализмом, М. Поддерживал учреждение рус. Консерватории. Особое внимание уделял он творчеству Л. Бетховена, Г. Берлиоза, нек-рые его критич. Оценки музыки Р. Вагнера были позднее развиты П. И. Чайковским и Н. А. Римским-Корсаковым. М. - автор повестей (под псевд. Н. Ливенский), путевых очерков, литературоведч. Статей и др.Сочинения. "Пан Твардовский..." А. Н. Верстовского, "Московский вестник", 1828, драм. Прибавление No l (совм. С С. П. Шевыревым, С. Т. Аксаковым). О музыкальных вечерах г. Гебеля, "Молва", 1834, ч. 8, No 49. Музыкальная летопись, "Московский наблюдатель", 1835, ч. 1, кн. 1. Русские музыкальные новости из-за границы, "Москвитянин", 1844, ч. 5, No 10 (под псевд.

Н. Л-ский). Берлиоз и его музыкальные произведения, "Московские ведомости", 1847, 3 апр. (под псевд. Л.). Из каких средств учредить русскую консерваторию музыки?, "Наше время", 1861, No 2. Концерты гг. Рубинштейна и Вагнера, там же, 1863, No 64, 72. Глинка и его музыкальные сочинения, (гл. 5), в ст. Струговщиков А. Н., Михаил Иванович Глинка. Воспоминания, "Русская старина", 1874, кн. 4 (перепечатано в кн. Ливанова Т., Протопопов В., Глинка, т. 2, М., 1955, с. 202-09).Литература. Кузнецов К. A., Глинка и Мельгунов, в кн. Глинка и его современники, М., 1926. Кремлев Ю., Русская мысль о музыке, т. 1-2, Л., 1954-58.И. М. Ямпольский..

Значения в других словарях
Мелопласт

(франц. Meloplaste, от греч. Melos - мелодия и plastos - вылепленный, оформленный) - упрощённый метод первоначального обучения музыке, разработанный в 1817 П. Галеном и получивший большое распространение во Франции в 19 в. Метод М. Включал цифровую систему (1-7) для обозначения неальтерированной 7-звуковой шкалы (ut, re, mi, fa, sol, la, si). Более высокая и низкая октавы обозначаются точкой, проставляемой над или под цифрой. Точка рядом с цифрой означает увеличение длительности ноты, нулевая ци..

Мелос

(греч. Melos) - термин, применявшийся в Др. Греции со времён Гомера для обозначения напева, мелодии, а также предназначенного для пения лирич. Стихотворения, в отличие от эпоса, элегии и эпиграммы. В муз. Теории Др. Греции под М. Понималось самостоят. Мелодич. Начало музыки, к-рому противопоставлялось начало ритмическое. К области М. Относили учение о гармонике и мелопее. В последующее время термин применялся редко. Несколько чаще он стал привлекаться в музыковедч. Лит-ре со времён Р. Вагнера, и..

Мельгунов Ю. Н.

Юлий Николаевич (30 VIII (11 IX) 1846, Ветлуга, ныне Горьковской обл. - 19(31) III 1893, Москва) - рус. Пианист, муз. Теоретик и фольклорист. В 1866 окончил Александровский (быв. Царскосельский) лицей. Игре на фп. Обучался у А. Л. Гензельта и А. Дрейшока в Петербурге. С 1864 выступал как пианист. Ок. 1870 переехал в Москву, где нек-рое время занимался в консерватории в классе Н. Г. Рубинштейна. В 1875-76 изучал акустику и гармонизацию древних церк. Напевов под рук. Ю. К. Арнольда. В Москве сблиз..

Мельников И. А.

Иван Александрович (21 II (4 III) 1832, Петербург - 25 VI (8 VII) 1906, там же) - рус. Певец (лирико-драматич. Баритон). В 1850 окончил Коммерч. Уч-ще. В 1861-66 брал уроки пения у Г. Я. Ломакина и пел в хоре "Бесплатной музыкальной школы", в 1866 совершенствовался в Италии у Э. Репетто. В 1867 дебютировал в Мариинском т-ре в партии Ричарда ("Пуритане" Беллини). Работал здесь до 1892 (в 1890-92 и как режиссёр). Талант М., одного из крупнейших представителей рус. Вок.-сценич. Школы, особенно полн..

Дополнительный поиск Мельгунов Н. А. Мельгунов Н. А.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мельгунов Н. А." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мельгунов Н. А., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 15 символа