Монодия

215

(греч. Monodia, букв. - песня одного, сольная песня). 1) В Др. Греции - пение одного певца, сольное, а также в сопровождении авлоса, китары или лиры, реже неск. Инструментов. Термин "М." применялся гл. Обр. К исполнявшимся певцами партиям трагедии (в др.-греч. Комедиях более позднего времени встречаются пародии на эти партии). Характерным для М. Было выражение глубокой скорби, иногда и величайшей радости. Нек-рые виды М. Представляли собой развитие ранних форм дифирамба. В наст. Время нередко под М. Понимают любые сольные песни Др. Греции в противовес песням хоровым, любые предназначенные для пения партии в др.-греч. И римской комедии. 2) Вид сольного пения с инстр. Сопровождением, возникший в 16 в. В Италии во Флорентийской камерате, стремившейся к возрождению антич.

Муз. Иск-ва. В соответствии с эстетич. Установками того времени в подобной М. Темп, ритм и сами мелодич. Обороты были всецело подчинены тексту, определяясь его ритмикой и поэтич. Содержанием. Для такой М. Типичны чередование нот разл. Длительности, широкий объём мелодии и большие скачки голоса. Сопровождение М. Было гомофонным и выписывалось в виде генерал-баса. Своё зрелое выражение этот стиль, названный "речитативным" (stile recitativo), получил в операх и сольных мадригалах Я. Пери, Дж. Каччини и К. Монтеверди. Различалось неск. Видов М. В зависимости от степени господства в ней речитативного или напевного начала. Этот новый стиль (stile nuovo), в своём первоначальном виде просуществовавший лишь неск. Десятилетий, оказал большое влияние на развитие муз.

Иск-ва. Он привёл к победе гомофонного склада над полифоническим, к появлению ряда новых форм и жанров (ария, речитатив, опера, кантата и др.) и коренному преобразованию прежних. 3) В широком смысле - всякая одноголосная мелодия, всякая основывающаяся на одноголосии область муз. Культуры (напр., М. Григорианского пения, др.-рус. Церк. Пения и т. П.).Литература. Schmitz E., Zur Frьhgeschichte der lyrischen Monodie Italiens im 17. Jahrhundert, "JbP", 1911, (Jahrg.) 18. Einstein A., Firenze, prima della monodia, "Rassegna musicale", 1934, (v.) 7. Spitz Gh., Die Entwicklung des Stile Recitativo, "AfMw", 1921, Jahrg. 3. Ghisi F., Alle fonti della monodia, Mil., 1940. Georgiades Th., Musik und Rhytmus bei den Griechen, Hamb., 1958.

Rасek J., Die italienische begleitete Monodie und das Problem der Entwicklung der italienischen Solokantate, в кн. Liber Amicorum. Festschrift Gh. Van den Borren, Antw., 1964..

Значения в других словарях
Монкайо Х. П.

(Моnсауо) Хосе Пабло (29 VI 1912, Гвадалахара - 16 VI 1958, Мехико) - мекс. Композитор и дирижёр. Учился в Нац. Консерватории у К. Чавеса и К. Уисара (композиция). Входил в т.н. Группу четырёх, боровшуюся за нац. Иск-во. С 1944 худ. Рук. Нац. Симф. Оркестра, с 1949 преподаватель (композиция и дирижирование) Нац. Консерватории. В своём творчестве основывался на мекс. Фольклоре. Среди соч. - опера "Мулатка из Кордовы" ("La mulata de Cуrdoba", 1948, Мехико), балет "Сапата" (посв. Одному из вождей м..

Монн М. Г.

(Monn) Maттиас Георг (9 IV 1717, Вена - 3 X 1750, там же) - австр. Композитор и органист. По-видимому, был певчим в монастыре Клостернёйбурга, учился игре на скрипке и органе, приблизительно с 1738 был органистом в Вене. Один из мастеров, подготовивших стиль венской классической школы. В истории музыки стоит в одном ряду с Ф. Э. Бахом, Я. Стамицем, Д. Саммартини. В его симфониях складывались принципы классического формообразования. Автор 6 струнных квартетов, 10 партит для 3 струнных инструменто..

Монодрама

(от греч. Monos - один и drama - драма, действие) - драм. Произв. Для одного актёра. М. Была по существу ещё доэсхиловская греч. Трагедия (Феспид, Фриних), где один актёр, меняя маски и костюмы, изображал разл. Персонажи. М. В музыке - муз.-драм. Произведение, исполняемое одним актёром в сопровождении оркестра или инстр. Ансамбля, иногда с участием хора и даже балета. М. Как жанр в Европе сформировалась в сер. 18 в. В творчестве Ж. Ж. Руссо ("Пигмалион", 1770). Дальнейшее развитие жанра отмечено..

Монотематизм

(от греч. Monos - один, единый и tema - то, что положено в основу) - принцип построения муз. Произведения, связанный с особой трактовкой одной темы или одного комплекса тем. М. Следует отличать от понятия "однотемность", к-рое относится к формам нециклич. Порядка (фуга, вариации, простые двух- и трёхчастная формы, рондо и т. Д.). М. Возникает при объединении сонатно-симф. Цикла или происшедших от него одночастных форм одной темой. Такую тему часто называют лейттемой или, используя термин, связан..

Дополнительный поиск Монодия Монодия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Монодия" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Монодия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 7 символа