Мотив

120

(нем. Motive, франц. Motif, от лат. Moveo - двигаю). 1) Мельчайшая часть мелодии, гармоиич. Последования, к-рая обладает смысловой цельностью и может быть узнана среди множества других аналогич. Построений. М. Представляет и определённую конструктивную единицу. Как правило, М. Заключает в себе одну сильную долю и поэтому часто равен одному такту:Л. Бетховен. Соната для фп. Op. 111, часть II.В определённых условиях темпа, размера, фактуры муз. Произв. Возможны и более крупные по протяжённости 2-тактовые мотивы:Л. Бетховен. Соната для фп. Ор. 7, часть I.В нек-рых случаях М. Делится на более мелкие конструктивные ячейки, называемые субмотивами. Субмотив не обладает смысловой цельностью и существует лишь как часть целого:Ф. Шопен. Соната b-moll для фп., часть I.Обычно М.

Состоит из метрически слабого и сильного времени или, наоборот, сильного и слабого. Встречаются и М., состоящие только из одного, сильного, времени. Их называют усечёнными М.:Л. Бетховен. Соната для фп. Ор. 10 No 1, часть I.М. Могут объединяться по два и по три в фразы или в бульшие построения. При этом они чётко отделяются друг от друга или сливаются в одно целое. В нек-рых случаях непрерывного, связного мелодич. Движения членение на мотивы оказывается невозможным.М. Или ряд М. (чаще два), с к-рых начинается муз. Тема гомофонного произв., образуют её ядро. Дальнейшее развитие внутри темы вызывает к жизни тe или иные изменения начальных М. Или новые М. В конце темы звучит завершающий М. Тема лежит в основе формы целого произведения, в к-ром сопоставляется с др.

Темами и развивается. Тематич. Развитие заключается в основном в многократном проведении разд. Вариантов одной темы, выделении (вычленении) из неё отдельных М., в столкновении их с мотивами других тем.Особенной напряжённости тематич. Развитие достигает в разработке сонатной формы. Эта разработка зачастую представляет собой непрерывный поток фраз, М. - "осколков" ранее изложенных тем. При этом М. Могут подвергаться разл. Трансформациям. Могут изменяться составляющие их интервалы, направление мелодич. Движения (восходящее сменяться нисходящим, и наоборот), их гармонич. Наполнение. Они могут вступать в разл. Рода полифонич. Соединения. Наиболее устойчивым элементом при этом остаётся ритмич. Рисунок - его существ. Изменения в нек-рых случаях способны полностью разрушить данный М.

И создать по сути дела новый.Нек-рые муз. Произв. Представляют собой непрерывную разработку одного М. В них лишь время от времени возникают новые М., сопровождаемые, однако, звучанием основного или представляющие собой его варианты. Так, муз. Развитие в первой части 5-й симфонии Бетховена вытекает из начального четырёхударного мотива:Подобного рода неуклонное развитие одного М. Широко представлено в творчестве Бетховена и Шумана.Первые попытки разработки учения о М. Были сделаны во 2-й пол. 18 в. И. Маттезоном, Й. Рипелем и Г. К. Кохом. При этом сам термин "М." ими не применялся. Он ведёт происхождение из Италии, где означал в 18 в. Осн. Тематич. Ядро арии. Важнейший вклад в учение о М. Внесли в 19 в. А. Б. Маркс и в особенности X. Риман. В отличие от Р.

Вестфаля и Т. Вимайера Риман понимал М. Не только как ритмическое образование, но и как единство ритмических, мелодических, гармонических, динамических и тембровых факторов.Слабая сторона римановского учения о М. - признание реального существования лишь ямбических (от слабой доли к сильной), но не хореических М. В России учение о М. Разрабатывал С. И. Танеев.2) В бытовом понимании - мелодия, напев, наигрыш.Литература. Катуар Г., Музыкальная форма, ч. 1-2, М., 1934-36. Способин И. В., Музыкальная форма, М.-Л., 1947, М., 1962. Mазель Л., Строение музыкальных произведений, М., 1960. Тюлин Ю. Н., Строение музыкальной речи, Л., 1962. Арзаманов Ф., С. И. Танеев - преподаватель курса музыкальных форм, М., 1963. Mазель Л., Цуккерман В., Анализ музыкальных произведений, ч.

1, М., 1967. Mattheson З., Der volkommenc Capellmeister, Hamb., 1739, neue Aufl., Kassel-Basel, 1954. Marx А. В., Die Lehre von der musikalischen Komposition, Bd 1, Lpz., 1837, 1887. Westphal R., Allgemeine Theorie der musikalischen Rhythmik seit J. S. Bach, Lpz., 1880. Wolf L., Geschichtliche Studien ьber das musikalische Motiv und seine Durchfьhrung, Lpz., 1890 (Diss.). Riemann H., Was ist ein Motiv?, в его кн. Prдludien und Studien, Bd 1, Heilbronn, 1895. Его же, System der musikalischen Rhythmik und Metrik, Lpz., 1903. Wiemayer Th., Musikalische Rhythmik und Metrik, Magdeburg, 1917. Feil A., Satztechnische Fragen in der Kompesitionslehren von Fr. E. Niedt, J. Riepel und H. Chr. Koch, Hdlb, 1955 (Diss.). Jammers E., Takt und Motiv, "AfMw", 1962-1963, Jahrg.

19-20. См. Также лит. При статье Форма музыкальная.В. П. Бобровский..

Значения в других словарях
Мота В.

Виана да Мота (Viana da Motta, Mota) Жозе (22 IV 1868, остров Сан-Томе, Гвинейский зал., Зап. Африка - 31 V 1948, Лисабон) - португ. Пианист и композитор. Концертировал с детских лет. Учился в Лисабонской консерватории, в 1882-85 в Консерватории Шарвенки у К. И Л. Шарвенков в Берлине, где жил (с перерывами) до 1915. Совершенствовался у Ф. Листа в Веймаре (1885), К. Шефера в Берлине (1886) и X. Бюлова во Франкфурте-на-Майне (1887). Гастролировал во мн. Странах, в т. Ч. В России (1888). Выступал и..

Мотет

(франц. Motet, от mot - слово. Лат. Motetus. Англ. Motet, итал. Motetto, нем. Motette) - жанр многоголосной вокальной музыки. Возник в 12 в. Во Франции, с 13 в. По сер. 16 в. Оставался важнейшим жанром зап.-европ. Духовной и светской многогол. Музыки. При этом признаки его претерпели существ. Изменения. Самые ранние М. Появились в муз. Кругах Собора Парижской богоматери. Их прообразами, по-видимому, служили кондукт и клаузула Перотина. Первоначально М. Был близок к органуму. Он представлял собой..

Мотль Ф.

(Mottl) Феликс (24 VIII 1856, Унтер-Санкт-Фейт, близ Вены - 2 VII 1911, Мюнхен) - австр. Дирижёр и композитор. Окончил Венскую консерваторию, где учился по классам композиции (у Ф. Дессофа), теории (у А. Брукнера), дирижирования (у Й. Хельмесбергера), фп. (у А. Доора). Ещё студентом был дирижёром Венского вагнеровского об-ва. Принимал активное участие (как корректировщик нот и коррепетитор) в подготовке первого Вагнеровского фестиваля в Байрёйте (1876). В 1881-1903 дирижёр (с 1893 генерал-музикд..

Моффо А.

(Moffo) Анна (р. 27 VI 1934, Уэйн, шт. Пенсильвания) - амер. Певица (лирико-колоратурное сопрано). По национальности итальянка. Окончила Муз. Ин-т Кёртис в Филадельфии, совершенствовалась в Риме. Дебютировала в 1955 в Сполето (партия Норины в опере "Дон Паскуале" Доницетти). Участвовала в Зальцбургском муз. Фестивале (1957). Обладает голосом прозрачного серебристого тембра, блестящей вок. Техникой, красивой сценич. Внешностью. Среди партий - Виолетта, Лючия. Нанетта ("Фальстаф"), Мими, Чио-чио-с..

Дополнительный поиск Мотив Мотив

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мотив" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мотив, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 5 символа