Мотет

117

(франц. Motet, от mot - слово. Лат. Motetus. Англ. Motet, итал. Motetto, нем. Motette) - жанр многоголосной вокальной музыки. Возник в 12 в. Во Франции, с 13 в. По сер. 16 в. Оставался важнейшим жанром зап.-европ. Духовной и светской многогол. Музыки. При этом признаки его претерпели существ. Изменения. Самые ранние М. Появились в муз. Кругах Собора Парижской богоматери. Их прообразами, по-видимому, служили кондукт и клаузула Перотина. Первоначально М. Был близок к органуму. Он представлял собой двухголосное муз. Произв., в к-ром к тенору, основанному на мелизматич. Отрывках напевов католич. Службы (см. Григорианское пение), присоединялся новый голос, исполняющийся на др. Текст. Этот голос получил назв. Motetus, к-рое перешло и на всё произведение. Вскоре появились и 3-гол.

(двойные), 4-гол. (тройные) М. С добавлением новых голосов к 2-гол. Кондукту или к тому же 1-гол. Тенору. Второй муз. Голос назывался в них duplum, далее следовали motetus и triplum. На начальной стадии развития М. Подтекстовка верхних голосов, мелодически несколько более богатых сравнительно с тенором, являлась развитием подтекстовки тенора - в ней повторялись с добавлениями важнейшие слова и выражения тенора. Позднее в этой подтекстовке стали давать расширит. Толкование осн. Текста, как бы свободные комментарии к нему. С течением времени подтекстовка приобретала всё большую самостоятельность как по словарному составу, так и по содержанию. Постепенно стали отдавать предпочтение текстам на простонародном языке, к-рые противостояли латыни тенора и по своему содержанию - юмористически-шуточному, сатирическому или эротическому.

Каждый из голосов обычно исполнялся не только на особый текст, но зачастую и на ином, чем в др. Голосах, языке. В теноре долгое время сохранялся лат. Язык, в верхних голосах обычно применялся франц. Язык и его местные наречия. Нередки были замены одного текста другим, напр. Духовного светским и наоборот. В верхних голосах часто использовались народно-песенные мелодии. Литургич. Тенор порой заменялся свободно сочинённым, а иногда и нар. Напевом, вокальным или инструментальным. Голоса могли поддерживаться инструментами. Типическим для эпохи ars antiqua стал 3-гол. М., в к-ром над инструментальным тенором звучали проходивший в относительно умеренном движении motetus и более оживлённый и подвижный triplum, исполнявшиеся с разл.

Текстами. Вначале все вок. Партии пелись мужчинами, затем для исполнения triplum, а в эпоху ars nova и motetus стали привлекать мальчиков-дискантистов. В числе виднейших авторов М. Эпохи ars antiqua - Перотин, Франко Кёльнский, ученик Перотина Пьер де Круа, к-рый применил в triplum ритмич. Дробление вплоть до не использовавшейся до этого минимы.Важным нововведением эпохи ars nova явился т. Н. Изометрический М. - вид М., созданный Филиппом де Витри и широко представленный в творчестве Г. Де Машо. Принцип его заключался в следующем. Ритм части (10-20 тт.) проходящего в теноре литургич. Напева рассматривался как "остинатная" формула, к-рая возвращалась на протяжении напева и на его повторениях, т. О. Та же звуковысотная линия всё время получала новое ритмич.

Оформление. Возвращающаяся ритмич. Формула получила название talea, повторяющаяся звуковысотная формула - color. Последняя проходила до 12 раз. После этого могли использоваться новые мелодии и ритмич. Формулы, на основе к-рых строилась новая часть мотета. Порой и сама ритмич. Формула проводилась в уменьшении, в увеличении и т. П. Несмотря на столь сложное строение, М. Нередко сохранял связь с распространёнными бытовыми жанрами. Так, Г. Де Машо для тенора своих М. Порой использует песенные мелодии. Одноврем. Применялись разл. Виды изложения, переменные мензуры, и т. П. Ткань в норме была четырёхголосной - к тенору присоединялся выполнявший функции гармонич. Заполнения контратенор.В ранних франц. М. Авторы согласовывали каждый из голосов лишь с соседним по высоте, в связи с чем в целом нередко образовывались диссонантные звукосочетания.

С течением времени, однако, начинает придаваться большее значение гармонич. Вертикали. Одноврем. Возрастает роль терций и секст, к-рые ранее избегались как диссонансы, намечается осмысление ладо-функциональных отношений. Кристаллизуются зачатки тематизма, что делает возможным применение имитаций.Дальнейшее развитие М. Получил в творчестве Дж. Чикония (Италия), широко применявшего имитационное и канонич. Изложение, у Дж. Данстейбла (Англия), а также у работавших в Италии и Франции представителей нидерландской школы Г. Дюфаи, Й. Окегема и Я. Обрехта.В 15 в. Намечается более широкое, чем прежде, понимание жанра М. Мотетом в это время часто называют любое муз. Произведение, более развитое, сложное и торжественное по содержанию сравнительно с песней, хотя бы в нём и не было заимствованного тенора.

Одним из ведущих авторов М. 15 в. Был принадлежавший к той же школе Жоскен Депре. Он отказался от применения в М. Нескольких одноврем. Звучавших текстов, мешавших восприятию друг друга, и стремился возможно более ясно донести до слушателя единый для всего М. Текст. В связи с этим наряду с имитационным складом он применяет гармонически-аккордовый. Ритмические различия между голосами в его М. Сглаживаются.В 16 в. Этот процесс нашёл продолжение в творчестве О. Де Лассо, Дж. Габриели и Палестрины. Однородность, равноправие голосов возрастают, вырабатывается стиль чисто вокальной (без участия инструментов) хор. Полифонии. В наиболее развитом виде этот стиль, получивший официальное одобрение рим. Церкви, предстаёт в мотетах Палестрины.

Во франц. Мотетах 16 в. Полифония также в значит. Мере уступает место хоральному аккордовому складу. Здесь формируются 2 осн. Разновидности М. - праздничный, декоративно-красочный М. С чертами концертности (противопоставление группы солистов и хора) и "камерный", более скромный по масштабам и использованным средствам, интимный по содержанию.Свои вклад в развитие M. В 15-16 вв. Вносят чешские и польские мастера Хотя в их М. Ощущается связь с католич. Литургич. Напевами, одновременно заметно и воздействие национальной нар. Песенности, к-рое сказывается и в тематизме, и в приемах развития, в частности в широком применении вариационно-распевной разработки материала. Лучшие образцы чешских и польских М. Приобрели известность и за пределами Чехии и Польши.

Так, один из М. Польского композитора Вацлава из Шамотул был издан в 1554 в Нюрнберге в собрании "Избранные псалмы", куда, как было указано в предисловии, вошли сочинения, созданные "превосходнейшими современными мастерами музыкального искусства".В 17 в. Развитие М. Проходило одноврем. По разл. Руслам. Полифонич. Хор М. Культивировался в Германии и Италии, особенно в Риме, где вплоть до 19 в. Поддерживались традиции иск-ва Палестрины.В Германии в то же время возникли новые разновидности М. - песенный М. (на духовные песенные мелодии в качестве Cantus firmus) и "Spruch-Motette" (на изречения из текстов нем. Богослужения). Их ведущие представители - X. Л. Хаслер, И. Г. Шеин, Г. Шюц. В Италии Л. Виадана своими "Десятью духовными концертами" ("Cento concerti ecclesiastici", 1602) утвердил тип 1 - 4-гол.

Сольного M. С генерал-басом. Эти разновидности М. Сыграли определенную роль в формировании объединившей их черты нем. Духовной кантаты, в области к-рой до Баха работали Д. Букстехуде, И. Пахельбель и др. Вершину развития М. Составляют 8 мотетов И. С. Баха. 6 из них изложены a cappella (4 для двойного хора). По-видимому, вок. Партии в них могли дублироваться инструментами. 2 М., в к-рых выписаны и инструментальные партии, приближаются к кантате. Лишь в эпоху романтизма композиторы окончательно отказываются в М. От привлечения инструментов.В Южной Германии и Австрии М. В 18 в. Развивается под влиянием итал. Сольного М. (А. Кальдара, И. Й. Фукс, М. Гайдн, В. А. Моцарт). Во Франции название М. Носят в это время сочинения типа кантаты. В Великобритании возникает нац.

Разновидность M. - энезем, получает развитие кантата типа мотетов Г. Ф. Генделя.В 19 в. M культивируется как хор. Произв. На текст серьезного характера, порой включающий религ. Мотивы, но не связанный непосредственно с культом. В числе авторов таких М. - Р. Шуман, Ф. Мендельсон, И. Брамс, М. Брукнер, М. Регер, Ш. Гуно, К. Сен-Санс, В. Д'Энди и др.В 20 в. В связи с попытками обновления церк. Музыки вновь создаются духовные M., в к-рых традиции старинной церк. Музыки сочетаются с применением новых выразит. Средств (И. Н. Давид, Й. Дистлер, Э. Пеппинг и др.).Литература. Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 года, M.-Л., 1940, с 96-99, 107-109, 121-22, 125, 131-32. Грубер R. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, M.-Л., 1941, с 160-82, 208, 212, 218, 374-80, 449-458, т.

2, ч. 1, M.-Л., 1953, с. 98-101, 282-83, т. 2, ч. 2, M.-Л., 1959, с. 85-90. Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 1, M.-Л., 1954. Его же, История чешской музыкальной культуры, M., 1959. Ludwig Fr., Ьber die Entstehung und die erste Entwicklung der lateinischen und franzцsischen Motette in musikalischer Beziehung, "SIMG", 1905/06, Jahrg. 7. Eго же, Repertorium organorum recentioris et motetorum vetustissimi stili, Bd 1, Abt. 1, Halle, 1910, N. Y.-Hildesheim, 1964. То же, Bd 1, Abt. 2, Bd 2 (начало), в сб. Summa Musicae Medii Aevi, t. 7-8, Langen, 1901-62. Leichtentritt H., Geschichte der Motette, Lpz., 1908, Hildesheim, 1986. Orel A., Einige Grundformen der Motettkomposition im 15. Jahrhundert, "StMw", 1920, Jahrg. 7. Handschin J., Ьber den Ursprung der Motette, в сб.

KongreЯ-Bericht Basel 1924, Lpz., 1925. Stephan W., Die burgundisch-niederlдndische Motette zur Zeit Ockeghems, "Heidelberger Studien zur Musikwissenschaft", 1937 (Jahrg.) 6. Tisсhler H., English traits in the early 13th century motet, "MQ", 1944, v. 30. Lewinsky E. E., Secret chromatic art in the Netherlands motet, N. Y., 1946. Lewу К. J., New material on the early motet in England, "JAMS", 1951, v. 4. Damman R., Spдtformen der isorhythmischen Motette im 16. Jahrhundert, "AfMw", 1953, Jahrg. 10. Aрel W., Remarks about the isorhythmic motet, "Les Colloques de Wйgimont", 1955, (v.) 2. Reichert G., Wechselbeziehungen zwischen musikalischer und textlicher Struktur in der Motette des 13. Jahrhunderts, в кн. In memoriam J. Handschin, Stras., 1962.

Gьnther R., The 14th century motet and its development, "Musica Divina", 1958, v. 12. Eё же, Das Wort-Ton-Problem bei Motetten des spдten 14. Jahrhunderts, в сб. Festschrift H. Besseler, Lpz., 1961. Sparks E., Cantus firmus in mass and motet, 1420-1520, Berkeley-Los Angeles, 1963. Harbinson D., Imitation in the early motet, "ML", 1964, v. 45. Aрfel E., Beitrдge zu einer Geschichte der Satztechnik von den frьhen Motette bis Bach, Bd 1-2, Mьnch., 1964-1965. Mathiassen F., The style of the early motet, в сб. Studier og publicationer fra Musikvidenskabeligt Institut Aarhus Universitдt, v. 1, Kbh., 1966..

Значения в других словарях
Мострас К. Г.

Константин Георгиевич (4 (16) IV 1886, с. Арженка, ныне Тамбовской обл. - 6 IX 1965, Москва) - сов. Скрипач, педагог и методист. Засл. Деят. Иск-в РСФСР (1937). Доктор искусствоведения (1940). Игре на скрипке обучался у Ф. Стаджи, а также Б. О. Сибора, по классу к-рого окончил в 1914 Муз.-драм. Уч-ще Моск. Филармонич. Об-ва. Выступал в качестве ансамблиста. В 1918-19 участник Квартета имени В. И. Ленина - одного из первых сов. Квартетов. В 1922-32 чл. Художеств. Совета и один из рук. Персимфанса..

Мота В.

Виана да Мота (Viana da Motta, Mota) Жозе (22 IV 1868, остров Сан-Томе, Гвинейский зал., Зап. Африка - 31 V 1948, Лисабон) - португ. Пианист и композитор. Концертировал с детских лет. Учился в Лисабонской консерватории, в 1882-85 в Консерватории Шарвенки у К. И Л. Шарвенков в Берлине, где жил (с перерывами) до 1915. Совершенствовался у Ф. Листа в Веймаре (1885), К. Шефера в Берлине (1886) и X. Бюлова во Франкфурте-на-Майне (1887). Гастролировал во мн. Странах, в т. Ч. В России (1888). Выступал и..

Мотив

(нем. Motive, франц. Motif, от лат. Moveo - двигаю). 1) Мельчайшая часть мелодии, гармоиич. Последования, к-рая обладает смысловой цельностью и может быть узнана среди множества других аналогич. Построений. М. Представляет и определённую конструктивную единицу. Как правило, М. Заключает в себе одну сильную долю и поэтому часто равен одному такту:Л. Бетховен. Соната для фп. Op. 111, часть II.В определённых условиях темпа, размера, фактуры муз. Произв. Возможны и более крупные по протяжённости 2-т..

Мотль Ф.

(Mottl) Феликс (24 VIII 1856, Унтер-Санкт-Фейт, близ Вены - 2 VII 1911, Мюнхен) - австр. Дирижёр и композитор. Окончил Венскую консерваторию, где учился по классам композиции (у Ф. Дессофа), теории (у А. Брукнера), дирижирования (у Й. Хельмесбергера), фп. (у А. Доора). Ещё студентом был дирижёром Венского вагнеровского об-ва. Принимал активное участие (как корректировщик нот и коррепетитор) в подготовке первого Вагнеровского фестиваля в Байрёйте (1876). В 1881-1903 дирижёр (с 1893 генерал-музикд..

Дополнительный поиск Мотет Мотет

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мотет" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мотет, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 5 символа