Оссовский А. В.

95

Александр Вячеславович (19(31) III 1871, Кишинёв - 31 VII 1957, Ленинград)- сов. Музыковед. Чл.-корреспондент АН СССР (1943). Засл. Деят. Иск-в РСФСР (1938). Чл. КПСС с 1945. Окончил в 1893 юридич. Факультет Моск. Ун-та. Учился игре на скрипке у В. В. Безекирского. В университетском оркестре был концертмейстером и солистом. В 1894-1917 служил в Петербурге в Министерстве юстиции. В 1896- 1898 учился в Петерб. Консерватории. В 1900-02 брал уроки композиции у Н. А. Римского-Корсакова. В 1894 дебютировал как муз. Критик в "Русской музыкальной газете" и журн. "Артист". С 1902 выступал в "Известиях Петербургского общества музыкальных собраний", в 1904-09 заведовал муз. Отделом газ. "Слово", печатался также в журн. "Музыка", "Аполлон" и др. Периодич. Изданиях (часто под псевдонимами.

А. В. Ос-ский, А. В. О., А. О.). В 1910-1914 вёл муз. Отдел в "Русской энциклопедии" и в "Кратком русском энциклопедическом словаре", был одним из организаторов, а в 1915-17 и чл. Ред. Коллегии журн. "Музыкальный современник". С 1895 рук. Публич. Концертов Об-ва муз. Собраний, в 1905-17 чл. Дирекции "Концертов А. И. Зилоти" (к программам к-рых писал аннотации). Выступал как лектор в Бесплатных нар. Концертах (в зале Петерб. Гор. Думы и на Путилов-ском заводе). Был зам. Пред. Попечит. Совета для поощрения рус. Композиторов и музыкантов, учреждённого М. П. Беляевым (1907-14), чл. Совета Росс. Муз. Изд-ва (1910-18), чл. Правления Фонда помощи рус. Музыкантам (1914-17), пред. Театр.-муз. Сектора об-ва "Свобода и культура" (1917-18), возглавлявшегося М. Горьким. В 1915-18 и 1921-52 профессор истории музыки Ленингр.

Консерватории (в 1922-29 проректор, в 1935-45 зав. Кафедрой всеобщей, с 1945 - рус. Истории музыки). В 1921-23 профессор Ленингр. Ун-та. С 1937 зам. Директора по науч. Части, в 1943-52 директор Ленингр. Н.-и. Ин-та т-ра и музыки. В 1921-1923 пом. Директора, в 1923-25 директор, в 1933-36 художественный руководитель Ленингр. Филармонии. Проводил консультации в разл. Учреждениях, выступал с публич. Лекциями, работал в Гос. Эрмитаже (1931-1933).О. - один из виднейших представителей старшего поколения сов. Музыковедов, деятельность к-рого сыграла роль посредствующего звена между рус. Дореволюц. И сов. Музыковедением. Будучи крупным методистом-педагогом, О. Воспитал ряд поколений сов. Музыковедов. Он принадлежал к наиболее передовой части рус. Муз. Критиков.

Во время Революции 1905-07 выступил в защиту Н. А. Римского-Корсакова, уволенного из консерватории, и отстаивал право консерватории на автономию от РМО. Многочисл. Рецензии О. В дореволюц. Периодике запечатлели исполнительский облик Ф. И. Шаляпина, П. Касальса, А. Никиша, С. А. Кусевицкого и др. В них поставлены вопросы о месте муз. Иск-ва в обществе, перспективах развития музыки в 20 в., распространении рус. Классики и др. Одним из первых в России О. Писал о творчестве И. С. Баха, А. Вивальди, А. Корелли, Ж. Ф. Рамо, а также совр. Зап.-европ. Композиторов (А. Брукнера, Г. Малера, М. Регера, А. Шёнберга). Крупным учёным-исследователем проявил себя в области изучения рус. Муз. Культуры 18 в., творчества М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова. Работы О. Отличают исключит.

Эрудиция, основательность суждений, дар лит. Изложения. Большой вклад О. Внёс в дело реорганизации Петрогр. Консерватории и в работу Ленинградской филармонии и Ин-та т-ра, музыки и кинематографии. Непререкаемый авторитет О., его активная деятельность во мн. Областях муз. Жизни способствовали поднятию уровня муз. Культуры Ленинграда.Автор муз. Произв., в т.ч. Романсов.Сочинения. О старинной музыке, СПБ, 1906. И. С. Бах, СПБ, 1907. А. К. Глазунов, СПБ, 1907. М. П. Беляев и основанное им музыкальное дело, СПБ, 1910. Н. А. Римский-Корсаков и русская культура, в сб. Советская музыка, кн. 3, М., 1945. Б. В. Асафьев, там же, кн. 4, М., 1945. Мировое значение русской классической музыки, Л., 1948. Драматургия оперы М. И. Глинки "Иван Сусанин", в сб. М. И. Глинка. Исследования и материалы, Л.

- М., 1950. Избр. Статьи, воспоминания, Л., 1961 (лит.). Воспоминания. Исследования, Л., 1968. Музыкально-критические статьи, Л., 1971.Литература. Бронфин Е., А. В. Оссовский, Л., 1960.В. В. Смирнов.

Значения в других словарях
Основной тон

Главенствующий звук в рамках данной группы звуков, один из видов центр. Элемента соответствующей звуковой системы. Различают О. Т. Интервала, аккорда, тональности (тоника мелодич. Лада), целой пьесы, а также О. Т. Натурального звукоряда. О. Т. Представляет опору, устой, исходный пункт.О. Т. Интервала - его главный звук, подчиняющий себе другой тон. По П. Хиндемиту (1937), взаиморасположение разностных комбинационных тонов указывает на следующие О. Т. В интервалах:О. Т. Аккорда - его главный звук..

Осокин М. А.

Михаил Алексеевич (р. 4(17) IX 1903, Крапивна, ныне Тульской обл.) - сов. Композитор. Начальное муз. Образование получил в Орле, в 1925-28 учился в Муз. Техникуме им. Скрябина в Москве у А. В. Александрова, С. Н. Василенко, Г. Л. Катуара (композиция). В 1941 окончил Центр. Заочный муз.-пед. Ин-т. Брал частные уроки у Ан. Н. Александрова (композиция), Л. П. Штейнберга (дирижирование). В 1921-25 альтист симф. Оркестра в Орле. В 1941-48 дирижёр оркестра Ашхабадской киностудии. Мн. Годы преподавал в..

Остерц С.

(Osterc) Славко (17 VI 1895, Вержей, Лютомер - 23 V 1941, Любляна) - словен. Композитор. Учился у А. Хабы и К. Йирака в Пражской консерватории (1925-27). Преподавал (с 1927) в консерватории (с 1939 - Муз. Академия) в Любляне. Пропагандировал новейшие зап.-европ. Муз. Направления и приёмы письма, обращался к 1/4-тоновой системе (прелюдия и фуга для 1/4-тонового фп., 1929. "4 песни Гейне" для голоса и струн. Квартета, 1931). Позднее сочетал новую технику письма с нац. Фольклорной основой.Сочинения..

Остин У.

(Austin) Уильям Вивер (р. 18 I 1920, Лотон, Оклахома) - амер. Музыковед. Окончил в 1951 Гарвардский ун-т. С 1947 преподаёт на муз. Ф-те Корнеллского ун-та в Итаке. Автор книг и статей, посв. Гл. Обр. Проблемам совр. Музыки. Капитальный труд О. "Музыка в 20 веке от Дебюсси через Стравинского" ("Music in the 20-th century. From Debussy through Stravinsky", 1966) даёт широкую картину развития и взаимосвязей зап.-европ. И амер. Муз. Культур 10-х - нач. 60-х гг. 20 в. О. - один из ведущих деятелей Ам..

Дополнительный поиск Оссовский А. В. Оссовский А. В.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Оссовский А. В." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Оссовский А. В., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 15 символа