Основной тон

79

Главенствующий звук в рамках данной группы звуков, один из видов центр. Элемента соответствующей звуковой системы. Различают О. Т. Интервала, аккорда, тональности (тоника мелодич. Лада), целой пьесы, а также О. Т. Натурального звукоряда. О. Т. Представляет опору, устой, исходный пункт.О. Т. Интервала - его главный звук, подчиняющий себе другой тон. По П. Хиндемиту (1937), взаиморасположение разностных комбинационных тонов указывает на следующие О. Т. В интервалах:О. Т. Аккорда - его главный звук, по к-рому определяется его сущность и значение в ладотональности. По Ж. Ф. Рамо (1722), О. Т. Терцового аккорда есть его "гармонический центр" (centre harmonique), объединяющий связи между звуками аккорда. В отличие от реально звучащего basse-continue, Рамо выстраивает ещё один - basse-fondamentale, представляющий собой последование О.

Т. Аккордов:Фундаментальный бас явился первым науч. Обоснованием гармонич. Тональности. В определении О. Т. Аккорда типа f-а-с-d в C-dur Рамо выдвинул теорию "двойного применения" (double emploi). Если аккорд переходит далее в g-g-h-d, его О. Т. - звук d, если в с-g-с-е, то f. Ступенная теория гармонии (Г. Й. Фоглер, 1800. Г. Вебер, 1817. П. И. Чайковский, 1872. Н. А. Римский-Корсаков, 1884-85. Г. Шенкер, 1906, и др.) абсолютизирует терцовый принцип построения аккордов и принимает за О. Т. Нижний звук аккорда, сведённого к осн. Виду - ряду терций. На каждом звуке гаммы как осн. Тоне строятся трезвучия и септаккорды (а также нонаккорды). В функциональной теории X. Римана проводится различие между О. Т. И примой аккорда (в мажорном аккорде то и другое совпадает, в минорном нет.

Напр., в а-с-е О. Т. - звук а, но прима - е). П. Хиндемит выдвинул новую теорию О. Т., к-рый определяется по гармонически наиболее сильному и наиболее определённому для восприятия интервалу (напр., если в аккорде есть квинта, её О. Т. Становится О. Т. Всего аккорда. Если квинты нет, но есть кварта, функцию общего О. Т. Выполняет её О. Т. И т.д.). Теория О. Т. Хиндемита позволяет анализировать и созвучия совр. Музыки, недоступные для прежней теории и поэтому даже не считавшиеся аккордами:Применяемые в 20 в. Методы определения О. Т. Существенно отличаются друг от друга. Напр., в аккорде des-f-as-h (в C-dur, см. Пример). Согласно наиболее распространённой в школьной гармонии ступенной системе О. Т. - звук h. По методу Хиндемита - des (наиболее очевидно для слуха).

По функциональной теории Римана - g (хотя и отсутствует в аккорде, оно представляет собой осн. Звук доминантовой функции.О. Т. Тональности (лада) - главный звук, I ступень ладового звукоряда.В натуральном звукоряде - нижний тон, в отличие от находящихся выше его призвуков (собственно обертонов).Литература. Чайковский П. И., Руководство к практическому изучению гармонии, М., 1872. Римский-Корсаков H. A., Учебник гармонии, СПБ, 1884-85. Его же, Практический учебник гармонии, СПБ, 1886 (то же, Полн. Собр. Соч., т. IV, M., 1960). Практический курс гармонии, ч. 1-2, М., 1934-35. Rameau J.-Ph., Traitй de l'harmonie reduite а ses principes naturels, P., 1722. Weber G., Versuch einer geordneten Theorie der Tonsetzkunst, Bd 1-3, Mainz, 1817-1821.

Riemann H., Vereinfachte Harmonielehre oder die Lehre von den tonalen Funktionen der Akkorde, L. - N. Y., (1893) (рус. Пер. Риман Г., Упрощённая гармония или учение о тональных функциях аккордов, М., 1901). Его же, Systematische Modulationslehre als Grundlage der musikalischen Formenlehre, Hamb., 1887 (рус. Пер. Риман Г., Систематическое учение о модуляции как основа учения о музыкальных формах, М. - Лейпциг, 1898, 1929). Hindemith Р., Unterweisung im Tonsatz, TI. 1, Mainz, 1937.Ю. H. Холопов..

Значения в других словарях
Османов Т. С. В.

Тургут Сеид Вакасович (р. 3 IX 1927, Алма-Ата) - сов. Дирижёр. Нар. Арт. Казах. ССР (1978). В 1957 окончил Моск. Консерваторию, с того же года дирижёр Казах. Т-ра оперы и балета. Дирижировал операми "Пиковая дама", "Князь Игорь", "Бал-маскарад", "Аида", "Дон Карлос", "Кармен", "Фауст". "Абай" Жубанова и Хамиди, "Биржан и Сара" Тулебаева, "Камарсулу" Рахмадиева, "Кыз-Жибек", "Жалбыр" и "Ёр-Таргын" Брусиловского, балетами "Лебединое озеро", "Жизель", "Ромео и Джульетта", "Спартак". "Хиросима" Жуба..

Осмогласие

(старослав., букв. - восьмигласие) - система гласов, служившая для муз. Оформления христ. Богослужения. Начало системе положил обычай в каждый из 8 дней праздника пасхи исполнять песнопения на особый напев (глас) (4 в.). Восьмидневный цикл напевов вскоре был распространён на 8 недель от первого дня пасхи, составлявших праздничный период года, так что напев того или иного дня был распространён на соответствующую ему по порядку неделю. Позднее цикл с его гимнич. Текстами стали повторять в течение ..

Осокин М. А.

Михаил Алексеевич (р. 4(17) IX 1903, Крапивна, ныне Тульской обл.) - сов. Композитор. Начальное муз. Образование получил в Орле, в 1925-28 учился в Муз. Техникуме им. Скрябина в Москве у А. В. Александрова, С. Н. Василенко, Г. Л. Катуара (композиция). В 1941 окончил Центр. Заочный муз.-пед. Ин-т. Брал частные уроки у Ан. Н. Александрова (композиция), Л. П. Штейнберга (дирижирование). В 1921-25 альтист симф. Оркестра в Орле. В 1941-48 дирижёр оркестра Ашхабадской киностудии. Мн. Годы преподавал в..

Оссовский А. В.

Александр Вячеславович (19(31) III 1871, Кишинёв - 31 VII 1957, Ленинград)- сов. Музыковед. Чл.-корреспондент АН СССР (1943). Засл. Деят. Иск-в РСФСР (1938). Чл. КПСС с 1945. Окончил в 1893 юридич. Факультет Моск. Ун-та. Учился игре на скрипке у В. В. Безекирского. В университетском оркестре был концертмейстером и солистом. В 1894-1917 служил в Петербурге в Министерстве юстиции. В 1896- 1898 учился в Петерб. Консерватории. В 1900-02 брал уроки композиции у Н. А. Римского-Корсакова. В 1894 дебюти..

Дополнительный поиск Основной тон Основной тон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Основной тон" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Основной тон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 12 символа